Светлана Кузина

журнал "Расчет" № 7/2008

Работа бухгалтера самым тесным образом связана с банками. Через них проходит большинство денежных операций, в том числе и платежи. Каждая компания сама выбирает наиболее удобный и надежный банк, с которым ей предстоит сотрудничать. При этом необходимо учитывать такой фактор, как его местоположение, потому что в банк приходится часто ездить, а это может создавать свои неудобства.

Расстояние — не помеха

Хорошо, когда банковское отделение находится в соседнем с помещением фирмы подъезде. Или на том же этаже офисного здания. Или, на худой конец, на соседней улице. Можно улаживать вопросы быстро и четко, навещая представителей банка хоть каждый час. Такая возможность отнюдь не видится излишней. Во-первых, подписанные платежки в любом случае необходимо приносить лично. Во-вторых, всегда могут возникнуть проблемы, которые по телефону не решишь.

Но как быть, если офис переехал, и ближайший филиал теперь далеко? Или в радиусе нескольких улиц и станций метро подходящего банка просто нет? В таком случае неизбежные поездки отнимут у бухгалтера немало времени. Как быть, например, с платежками, которые порой идут каждый день?

К счастью, в своем большинстве финансовые учреждения сегодня охотно идут навстречу клиентам. Что и понятно — конкуренция в этой сфере очень высока. Так что пока, увы, не все, но довольно многие частные и коммерческие банки предлагают возможность работать дистанционно. Вы находитесь далеко? Нет времени, чтобы привезти платежку? Ничего страшного — скиньте ее по электронной почте. Про электронные договоры и подписи уже не раз говорилось на страницах нашего журнала. Многие бухгалтеры все же склоняются к тому, что в нашей стране это далеко не лучший вариант — законодательство не обеспечивает должной защиты, а подделать такой документ несложно. К тому же далеко не все потенциальные партнеры согласны работать таким образом. А вот банки — готовы. Электронно-цифровая подпись сегодня официально приравнивается к собственноручной. Работать с банком можно через Интернет или через собственный банковский модемный пул.

Электронный документооборот между фирмой и банком может осуществляться через Интернет или собственный банковский модемный пул.

Неоценимые плюсы

Итак, что мы имеем? Прежде всего — возможность проводить документы, получать и печатать выписки по счетам, создавать выборки по расчетам с контрагентами. Неоценимый плюс заключается в том, что можно контролировать всю информацию по счетам, оперативно оценивать их состояние, покупать и продавать валюту, а также совершать много других операций. К тому же все эти операции доступны круглосуточно, а не только в рабочие часы банка.

Получается, что такая схема имеет массу достоинств. Правда, придется раскошелиться — установка оборудования и приложений, подключение и абонентская плата стоят денег. Но, во-первых, расценки вполне разумны, а, во-вторых, многие банки планируют в скором будущем осуществлять эти процедуры безвозмездно. К этому их принуждает конкуренция.

Что же думают о новой системе сами работники учета? Вот что рассказала нам Ирина Комарихина, бухгалтер из Москвы: «Мы пробовали работать с подобной системой, но нам не очень понравилось. Во-первых, оказалось достаточно сложно дозвониться. Ведь это не выделенная линия. И если клиенты начтут подключаться в одно и то же время, это создаст определенные сложности — возможности пула ограничены. Это не всегда практично и, как оказалось, проще всего войти в систему ближе к ночи либо рано утром, когда система не перегружена запросами. Понятно, что удобства это не прибавляет. К тому же в банке все-таки передаешь документы из рук в руки, за подписью, и это позволяет контролировать процесс. А здесь этого нет. Поэтому лично мне было неуютно».

Ряд трудностей

Действительно, на практике сложностей возникает немало. К тому же не исключено, что руководитель фирмы откажется платить за подобные услуги. Ведь не ему приходится ездить в банк каждый день. А у бухгалтера работа такая — по крайней мере, именно так настроены многие начальники.

Возможна и вполне обыденная ситуация, когда компьютер выйдет из строя — например, откажет жесткий диск. При этом вся документация может быть утеряна, и, к сожалению, не всегда под рукой имеется резервная копия архивов. Восстановление же утраченных файлов будет затруднительным. Увы, банк вряд ли сможет вам в этом помочь.

Не стоит забывать и о хакерах. Да, система обычно защищена паролями от сотрудников вашей же компании, конкурентов и так далее. В конце концов, основную ответственность за ведение счетов несет бухгалтер, и только он имеет право доступа к ним. А вот защититься от хакеров практически невозможно. Большинству из нас известны случаи взлома, например, платежных систем. А это чревато как для финансового учреждения, так и для его клиентов. Причем крупные банки, как это ни странно, подвержены большим рискам. Пусть у них и защита выполнена более грамотно, зато и желающих поживиться больше — и эти люди не пожалеют ни сил, ни времени, чтобы обойти все коды и пароли.

комментарий специалиста

Насколько юридически защищены подобные схемы работы? Ситуацию комментирует юрист Геннадий Андрющенко: «Данная система на первый взгляд вполне удобна. Бесспорно, где-нибудь на Западе ей цены нет. Но не у нас. Полагаю, что в случае утечки информации или сбоя в работе электроники отвечать будет фирма, а не банк. Разве ж предъявишь обвинения компьютеру? А финансовые организации стремятся защитить себя в любом случае — в этом им помогает скрупулезно составленный договор».

Психологический барьер

Екатерина Дюжева, бухгалтер издательского дома, не скрывает своего скептицизма. «Перспектива не ездить в банк по самым незначащим случаям, а проводить все операции на расстоянии, конечно, привлекательна. В большой компании штат бухгалтерии обычно велик, и всегда можно отправить помощника, но в маленьких фирмах бухгалтер, как правило, работает в одиночку. Но мне психологически сложно привыкнуть к такой системе. Возможно, со временем она приживется, ведь и отчеты по электронной почте в налоговую ранее казались чем-то нереальным. Многие работники учета до сих пор предпочитают ездить сами, стоять в очереди, и все это ради того, чтобы только передать вожделенные бумаги из рук в руки и со спокойным сердцем вернуться в офис. А то потом гадай: дошло или нет, получили или удалили случайно. Электроника, увы, не совершенна. Так и здесь. Мне спокойнее съездить в банк хоть по три раза на день, но зато я точно знаю, что все прошло нормально — ведь себе-то я доверяю».

Что же получается? Новшества у нас обычно воспринимаются с недоверием, даже если они призваны улучшить условия труда. Сначала кажется, что государство или частный банк просто хотят выкачать лишние деньги у предпринимателя. Потом начинаешь подозревать, что все и вся мечтают иметь доступ к бумагам и документам фирмы, желая ей зла. Ну, а на завершающем этапе закрадываются опасения, что обязательно что-то пойдет не так, потеряется, забудется, потому что больно уж все гладко и хорошо выходит. Видимо, привык русский человек к трудностям, борьбе и очередям. И если отчет в налоговую по электронке для многих компаний является обязательным, то дистанционная работа с банком пока зависит от доброй воли клиента. В любом случае хорошо, что есть возможности облегчить себе жизнь — хотя бы в некоторых ее аспектах.