Автор: Анастасия Хахулина, старший бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

В бюджетном учреждении основной задачей бухгалтера является правильное и своевременное оформление документов и отражение в учетных регистрах поступления основных средств и другие операции с ними. Расскажем, как правильно делать это в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8».

Инвентарные карточки

В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету к основным средствам можно отнести материальные объекты основных фондов, которые используются в процессе деятельности учреждения при выполнении работ, оказания услуг, находящиеся в использовании, на консервации, в запасе, сданные в аренду, независимо от стоимости объектом со сроком полезного использования более 12 месяцев. Важно отметить, что объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, а также отдельный обособленный предмет, который предназначен для выполнения каких-либо самостоятельных функций или же комплекс предметов, представляющий единое целое и предназначенный для выполнения каких-либо видов работ.

Согласно приказу Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н, единицей бюджетного учета основных средств является инвентарных объект. Каждому приобретенному вследствие покупки, безвозмездной передачи инвентарному объекту стоимостью более 3000 руб. включительно, а также библиотечному фонду, драгоценностям и ювелирным изделиям, присваивается уникальный инвентарный номер. В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред.1.0. в карточке учреждения имеется шаблон формирования инвентарных номеров.

Ввести новый шаблон можно непосредственно в карточке учреждения, где можно задать саму структуру инвентарного номера, в соответствии с которой будут формироваться инвентарные номера. При открытии формы необходимо указать учреждение, для которого будет создан шаблон, наименование шаблона, а также следует указать длину инвентарного номера (не более 30 символов). Шаблон может быть составлен из следующих реквизитов:

  • Код синтетического счета (ССС – 3 знака);

  • Код аналитического счета (сс – 2 знака);

  • Код источника финансирования (И – 1 знак);

  • Номер амортизационной группы (АА – 2 знака);

  • Код по ОКОФ (ККККККККК – 9 знаков);

  • Год поступления (ГГГГ – 2 или 4 знака);

  • Месяц поступления (ММ – 2 знака);

  • День поступления (ДД – 2 знака);

  • КПС – классификационный признак счета (РРРРРРРРРРРРРРРРР – 17 знаков);

  • Порядковый номер в группе (NNN… до 20 знаков).

Обратите внимание! Порядковый номер должен быть завершающим.

Напомним, что с 1 января 2017 г. был введен в действие Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), приказом Росстандарта от 12.12.2014 №2018-ст. В связи с этим, начиная с версии 1.0.42, в поставке «1С: Бухгалтерии государственного учреждения 8» обновлен файл классификатора основных фондов okof.xml.

По разъяснениям методологов у объектов, которые были приобретены до 1 января 2017 г., амортизационные группы и срок полезного использования не меняются, а основные средства, приобретенные в 2017 г., будут приходоваться с учетом нового классификатора. Для замены кодов ОКОФ в справочнике «Основные средства» применяется обработка «Помощник замены ОКОФ».

Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 №52Н было осуществлено изменение формирования структуры инвентарных карточек нефинансовых активов. Для формирования в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» с требованиями Приказа №52н потребовались новые реквизиты в документах, новые регистры накопления и сведений, а также новые документы. В целях корректного формирования инвентарных карточек в релизе 1.0.43 существенно изменена структура хранения данных по объектам ОС, НМА, НПА, а именно:

  • добавлены новые регистры сведений: «Номера инвентарных карточек»; «Параметры амортизации ОС»; «Первоначальные сведения ОС»; «Учетные данные объекта ОС»;

  • добавлены новые регистры накопления: «Амортизация объектов ОС»; «Стоимость объектов ОС».

Изменение стоимости

Для отражения в учете и инвентарных карточках операций изменения стоимости основных средств и амортизации, не предусмотренных специализированными документами, реализованы следующие документы:

  • Изменение стоимости, амортизации ОС и НМА (меню «ОС, НМА, НПА» – «Прочие операции»), где имеется несколько видов операций: изменение амортизации (109, 401.20 – 104); изменение стоимости (101, 102 – 106, 401.10), амортизации (109, 401.20 – 104); изменение стоимости (401.20 – 101, 102), амортизации (104 – 101, 102); изменение стоимости (401.20 – 101, 102), амортизации (104 – 401.20); изменение стоимости НПА (меню «ОС, НМА, НПА» – «Учет непроизводственных активов»).

  • Изменение стоимости, амортизации имущества казны (меню «ОС, НМА, НПА» – «Учет имущества казны») с операциями: изменение амортизации (109, 401.20 – 104); изменение стоимости (108 – 106, 401.10), амортизации (109, 401.20 – 104); изменение стоимости (401.20 – 108), амортизации (104 – 108); изменение стоимости (401.20 – 108), амортизации (104 – 401.20).

Документы предназначены для отражения, в том числе, следующих операций:

  1. изменение суммы начисленной ранее амортизации из-за исправления кода по ОКОФ и изменения срока полезного использования;

  2. изменение кадастровой стоимости земельного участка;

  3. изменение кадастровой стоимости земельного участка в составе имущества казны;

  4. ликвидация части ОС;

  5. доначисление амортизации по ОС и НМА за период нахождения в составе имущества казны;

  6. исправление ошибок по стоимости и амортизации ОС, НМА, НПА, ИК;

  7. изменение способа начисления амортизации и доначисление амортизации до 100% балансовой стоимости;

  8. изменение СПИ для ОС и НМА с пересчетом амортизации или без пересчета и другие.

Документом можно отразить различные хозяйственные операции.

Во-первых, изменение суммы начисленной ранее амортизации из-за исправления ОКОФ.

Для этого необходимо выбрать операцию «Изменение амортизации (106, 109, 401.20 – 104)», подобрать в табличную часть объект ОС (НМА), во второй подстроке «После изменения» указать новый срок полезного использования в колонке «Срок полезного использования» и новую сумму амортизации в колонке «Сумма амортизации», провести документ.

  1. Дт КРБ 106.хИ.340, 109.хх.271, КРБ 401.20.271, Кт КРБ 104.хх.410 = +/- сумма изменения амортизации;

  2. Регистр сведений «Расчет амортизации»: новый оставшийся СПИ, новая остаточная стоимость для вычисления амортизации;

  3. Регистр накопления «Амортизация объектов основных средств»: приход, +/- сумма изменения амортизации.

Во-вторых, доначисление амортизации объектам по ОС и НМА за период нахождения в составе ИК.

Для этого необходимо выбрать операцию «Изменение амортизации (106, 109, 401.20 – 104)», подобрать в табличную часть объект ОС (НМА), во второй подстроке «После изменения» указать новую сумму амортизации в колонке «Сумма амортизации», провести документ.

  1. Дт КРБ 106.хИ.340, 109.хх.271, КРБ 401.20.271, Кт КРБ 104.хх.410 = + сумма изменения амортизации;

  2. Регистр сведений «Расчет амортизации»: новый оставшийся СПИ, новая остаточная стоимость для вычисления амортизации;

  3. Регистр накопления «Амортизация объектов основных средств»: приход + сумма.

В-третьих, ликвидация части ОС (НМА).

Для отражения ликвидации части объекта ОС (НМА) необходимо выбрать операцию «Изменение стоимости (401.10 – 101, 102), амортизации (104 – 101, 102)», в поле «Счет» указать 401.10.172, в поле «Вид НФА» выбрать «Основные средства» или «Нематериальные активы», заполнить реквизит «Вид движения НФА» из перечисления.
Далее подобрать в табличную часть документа объект ОС (НМА), во второй подстроке «После изменения» указать новую балансовую стоимость в колонке «Балансовая стоимость» и новую сумму амортизации в колонке «Сумма амортизации», провести документ. Печатной формы для акта не предусмотрено, операция оформляется бухгалтерской справкой ф. 0504833.

  1. Дт КРБ 104.хх.410  – Кт КРБ 101.хх.410 = + сумма списания балансовой стоимости за счет амортизации, приходящейся на ликвидируемую часть;

  2. Дт КДБ 401.10.172 – Кт КРБ 101.хх.410 = + сумма списания остаточной стоимости;

  3. Регистр сведений «Расчет амортизации»: новый оставшийся СПИ, новая остаточная стоимость для вычисления амортизации;

  4. Регистр накопления «Стоимость объектов основных средств»: расход + сумма;

  5. Регистр накопления «Амортизация объектов основных средств»: расход + сумма.

В-четвертых, отражение на счетах бухгалтерского учета доначисления амортизации по объектам ОС и НМА до 100% балансовой стоимости по объектам ОС (НМА), по которым способ начисления амортизации изменен на «100% при вводе в эксплуатацию».

Для этого необходимо выбрать операцию «Изменение стоимости (101, 102 – 106, 401.10), амортизации (106, 109, 401.20 – 104)», подобрать в табличную часть ОС (НМА), во второй подстроке «После изменения» в колонке «Способ начисления амортизации» указать «100 % при вводе в эксплуатацию». При этом в колонке «Сумма амортизации» автоматически установится сумма балансовой стоимости. Провести документ.

  1. Дт КРБ 106.хИ.340, 109.хх.271, КРБ 401.20.271, Кт КРБ 104.хх.410 = + сумма;

  2. Регистр накопления «Амортизация объектов основных средств»: приход + сумма;

  3. Регистр сведений «Параметры амортизации ОС (бухгалтерский учет)»: способ начисления амортизации «100 % при вводе в эксплуатацию».

Обратите внимание: не рекомендуется использовать документ «Операция (бухгалтерская)» для изменения стоимости и амортизации ОС, так как он не формирует движение по регистрам накопления и сведений. Если такие изменения оформить этим документом, то они не будут учтены в инвентарных карточках.

После того как будет проведен документ «Изменение стоимости ОС, НМА и НПА и ИК», сформируются следующие движение документов по регистрам:

  1. регистр бухгалтерии «Журнал проводок»;

  2. регистр накопления «Стоимость объектов ОС»;

  3. регистр накопления «Амортизация объектов ОС»;

  4. регистр сведений «Параметры амортизации ОС (бухгалтерский учет)»;

  5. регистр сведений «Расчет амортизации ОС».

Также в программу добавлен новый документ «Ввод остатков ОС, НМА, НПА», который предназначен для ввода начальных остатков по объектам ОС, НМА, НПА. Этим документом можно вводить и корректировать историю сведений до даты начала ведения учета в программе, иначе говоря до даты ввода остатков для правильного отражения в инвентарной карточке. Документ имеет три режима ввода данных:

  1. бухгалтерский учет, т.е. ввод остатков по бухгалтерскому учету;

  2. налоговый учет, т.е. ввод остатков по налоговому учету;

  3. история, т.е. ввод истории сведений.