Евгений Сивков, генеральный директор аудиторской компании «ФБКА»

Красть – нехорошо; вор должен сидеть в тюрьме. Эти прописные истины вбивают нам в голову с малых лет, с ними согласен любой здравомыслящий гражданин. Вы против этого тоже, разумеется, не возражаете. Хорошо. Тогда скажите, почему вы сегодня (или, на крайний случай, вчера) снова совершили кражу? Как, вы ничего не крадёте, вы – законопослушный гражданин? А Windows у вас лицензионный стоит? Антивирусник? Книги, фильмы, игры, различные, программульки, в конце концов, музыку в интернете скачиваете за деньги?

Ах, вы про это! А что, это воровство? В соответствии с действующим российским законодательством ответственность за нарушение авторских прав зависит от характера осуществляемых вами действий, и это влечет за собой сразу несколько видов юридической ответственности: гражданско-правовой, административной и даже уголовной. Такое неравнодушное отношение к авторскому праву связанно с присоединением России к всемирной конвенции по защите авторских прав.

Казалось бы, благое дело, защитить интересы авторов. Но, как обычно, за красивыми словами «авторское право», «демократия», «гласность» стоит совершенно не то, о чем говорят вслух. Громкие слова всего лишь скрывают истинную суть происходящего.

Если бы в давние времена авторское право так же рьяно защищалось, то Крылов не смог бы опубликовать свои басни, его засудил бы французский предшественник Лафонтен, а того, в свою очередь, замучили судебными исками наследники Эзопа. Шекспир проводил бы большую часть своей жизни в судах, ведь он имел дурную привычку заимствовать сюжеты для своих пьес из десятков ранее созданных произведений.

Система авторского права, призванная защищать имущественное состояние авторов, добивается совершенно противоположного результата. Она приносит выгоду лишь правообладателям, крупным компаниям, скупающим за гроши права на интеллектуальную собственность.

И самое главное: монополия на авторские права тормозит человеческий прогресс. Первыми это поняли китайцы. Поэтому мудрые жители Поднебесной последовательно отрицают навязанную всему миру Западом концепцию защиты авторских прав. Заимствование передовых технологий правительство Китая всячески приветствует. И такая политика позволила стране развиваться быстрее других, якобы цивилизованных государств.

А ещё авторское право подрывает сами основы человеческой цивилизации. Вспомните, как вы познавали мир, слушая мамины истории, когда она пересказывала вам сказки, как вы уже сами читали интересные книги. И всё это огромное разнообразие идей, сюжетов, историй формировало ваше сознание, закладывало моральные основы вашей личности.

И что происходит сейчас? Не только издатели, но даже торговые сети, держа в нищете авторов, диктуют всем нам свои условия. Мы практически лишены перспектив адекватного развития. И это касается не только литературы, но и музыки, фильмов, программных продуктов, других объектов интеллектуального творчества.

Проблема авторского права знакома мне, что называется, с обеих сторон. Мои книги частенько выкладывают в интернете без лишних вопросов: согласен автор на это или нет. А после того, как я разработал программу интеллектуальной системы налогового консультирования «Сивков НК», мне пришлось вплотную заняться проблемой защиты авторских продуктов от копирования и взлома. За плечами у меня и несколько судебных процессов по проблемам нарушения авторского права. Так что, мне кажется, вы найдёте кое-что полезное в этом материале. Советы будут простые. Из серии: хотите ли вы узнать, кто сидит под вашим скайпом кроме вас? Введите: /showplaces — посмотреть все устройства, на которых сейчас включен ваш Skype, или /remotelogout — выход из Skype со всех устройств, кроме данного.

Это мы натворили!

Почти все мы можем примерить на себя почётное звание творческой личности, автора. Кто-то пишет тексты в свой блог, кто-то балуется сочинением музыки, почти все поголовно считают себя фотографами и видеорежиссёрами или операторами. Сотворив что-то интересное, мы зачастую не интересуемся дальнейшей судьбой своих произведений: разместили текстовый файл, видеоролик или фотографию в сети – и ладно. Между тем, закон позволяет защитить от чужого посягательства продукты нашего творчества, а в случае необходимости получить судебную защиту и компенсацию ущерба.

Итак, что говорит по этому поводу закон. Проблемы, связанные с авторским правом, регламентируются в России нормами части 4 Гражданского Кодекса РФ (статьи с 1255 по 1302 включительно). Там перечисляются объекты авторского права, к которым относятся в числе прочего литературные и музыкальные произведения, фильмы, фотографии, другие плоды творчества. Их нужно отличать от изобретений и полезных моделей, права на которые регламентируются патентным правом. Особняком стоят компьютерные программы и базы данных, для них предусмотрен специальный порядок регистрации.

Итак, когда и в силу каких обстоятельство у создателя интеллектуального продукта возникают авторские и производны от них права (производные – например, право на распространение, перевод, исполнение; их автор может передать другому лицу, правообладателю)? Наш закон не требует никаких действий для регистрации авторского права. Патенты – другое дело. Но там речь идёт об изобретениях. Авторское же право возникает в силу создания творческого продукта. Авторство создателя презюмируется, то есть предполагается, что автор – тот человек, который об этом заявил, если не доказано обратное. В соответствии с международной Женевской конвенцией 1952 года создатель творческого продукта ставит на его материальном носителе (рукопись, диск) знак копирайта (буква «С» в кружочке), чем и устанавливает своё право. Никакой регистрации в отличие от изобретений продукты авторского творчества не требуют.

Однако практика показывает, что автору нужно создать доказательственную базу, необходимую для потенциальной защиты своих прав в суде. То есть требуется проделать ряд юридически значимых действий, способных в случае необходимости подтвердить приоритет создателя творческого продукта.

Способы защиты

Самый известный способ подтверждения приоритета при создании продукта интеллектуальной собственности – почтовое отправление на собственный адрес. Кладёте в письмо (бандероль) оригинал произведения, то есть его материальный носитель, отмеченный знаком копирайта, и отправляете его на собственный адрес. После получения такое письмо вскрывать не следует. В этом случае почтовый штемпель с датой становится официальным доказательством того, что именно в ваших руках уже в это время находился оригинал спорного произведения.

Второй способ – депонирование материального носителя авторского продукта в архивах некоторых организаций. К их числу относится, например, Российское авторское общество. При депонировании вам выдадут документ, подтверждающий дату его получения. Это – ещё одно из возможных доказательств в случае судебного разбирательства. Кроме того, для надёжности можно заверить дату у нотариуса. Впрочем, эти способы можно использовать параллельно. Правда, нотариальное удостоверение даты имеет один существенный по нынешним временам недостаток. Он не годится для удостоверения произведений на электронных носителях. Годятся только бумажные. Если же ваш продукт закреплён в электронном виде – используйте сервис регистрации электронных документов. Нужно помнить, что нотариус заверяет не само авторское право (его регистрация, как мы уже говорили, не нужна), а вашу подпись на заявлении о том, что вы являетесь создателем продукта интеллектуальной собственности. Плюс заверяется дата, когда такое заявление сделано. Для суда этого вполне достаточно.

Итак, третий способ – это, по сути, электронное депонирование на соответствующем сервисе. Здесь тоже имеются свои подводные камни. Сервисы бывают двух видов. В первом случае вы просто размещаете свой продукт на сайте. Тем самым фиксируется дата размещения – то есть доказательство вашего приоритета. Но размещённый таким образом творческий продукт ничем не защищён от изменений, а публиковать его или нет – зависит от воли администратора сайта. Поэтому можно использовать другой вариант – попытаться получить цифровой штамп, который позволит вам по своему усмотрению фиксировать время электронного депонирования. Этот способ гораздо надёжней. Сервисы, оказывающие такого рода услуги, должны пройти государственное лицензирование в соответствии с законом об электронной подписи. Как оценить надёжность подобного способа защиты авторских прав? Она вполне сопоставима с нотариальным заверением бумажных носителей. Электронный нотариус – к вашим услугам.

Если вы написали текст и подозреваете, что его кто-то экспроприировал – в поисках злоумышленника вам помогут десятки различных программ. Самые известные из них – «Антиплагиат» и «Адвего».

Фотограф – тоже автор

Один из самых распространённых объектов интеллектуальной собственности сегодня – фотография. Поэтому стоит дать рекомендации о защите авторских прав именно для такого продукта.

Отметим некоторые особенности авторского права в этом случае. Закон охраняет не только негативы фотографий, но и слайды, а также отпечатки с негативов, слайдов и цифровых имиджей. Представьте ситуацию: по каким-то причинам негатив или слайд исчезли, утрачены. В этом случае в качестве оригинала охраняются уже отпечатки с них.

В число охраняемых законом прав фотографа относится и право на обнародование изображения. Автор имеет право в любой момент отозвать свою фотографию. Кроме того, автору принадлежат и права на изменения его фото. Только с его разрешения можно изменить цвет, поменять масштаб тех или иных деталей, что-то подрезать. То есть всяческий фотошоп вашей фотографии – только с вашего разрешения.

Ещё об авторских правах на фотографии. В их число входят право на воспроизведение (тиражирование), право на демонстрацию (как платную, так и бесплатную), право продажи или дарения материальных носителей фотоизображения. Кстати, все эти права относятся не только к фотоснимку, но и к любой его детали. Использовать часть фото для изготовления коллажа можно только с согласия автора, которое оформляется соответствующим договором.

Обращаем ваше внимание ещё на одну тонкость. Все авторские права делятся на личные неимущественные, не связанные с имущественными, и на личные неимущественные, связанные с имущественными. Первые (например, право на имя) неотчуждаемы, то есть не могут продаваться или передаваться. Вторые (например, право на распространение) могут переходить от автора к правообладателю. Поэтому, например, право на организацию выставок или изготовление и продажу фотоальбома может быть продано. Но при этом подпись под фотографиями должна оставаться авторской.

Кто незаконно использует ваши фотографии? Сегодня ответить на этот вопрос труда не составляет. Просто перетащите картинку в строку поиска Google Images или закачайте на сайт: www.tineye.com

Сроки, служба и суды

Защита авторских прав имеет сроки давности. Это – продолжительность жизни автора плюс ещё 50 лет после его смерти для наследников. Но эти сроки в России действуют только со времени присоединения нашей страны к той или иной международной конвенции по авторскому праву. Например, для фотографий – это 1968 год. Значит, фотоизображения, созданные до этого года, нашим законом не защищены.

Закон из всех объектов авторского права выделяет так называемые служебные. Это продукты интеллектуальной собственности, созданные авторами при выполнении своих служебных обязанностей в соответствии со своей рабочей функцией, закреплённой в трудовом договоре. Личные неимущественные авторские права, связанные с имущественными, в этом случае принадлежат работодателю. Если иное не предусмотрено отдельным договором между фотографом и его работодателем.

Если дело доходит до судебного разбирательства, то нам следует помнить о том, что бремя доказывания авторства ложится на истца. Вы обратились в суд? Значит, вам и доказывать своё авторство. Как? Если речь идёт о фотографии – нужно представить суду оригинал, на котором написано ваше имя. Если ваш оппонент использовал имущественную часть авторского права – вам нужно доказать, что сделал он это незаконно (у вас с ним нет трудового или иного договора, а он, например, разместил ваше фото в интернете).

Если ответчик оспаривает факты, можно представить суду фотоизображения в профессиональном формате RAW. Именно поэтому фотографии в таком формате профессионалы заказчикам стараются не передавать.

Что можно получить в качестве компенсации за незаконное использование чужих фотографий? За каждый такой случай фотограф по закону имеет право требовать компенсацию в размере от 10 тыс. до 5-и млн. рублей (ст. 1301 ГК РФ, отметим, что речь сейчас – не только о фотографиях, а о любых объектах авторского права). Разброс, согласитесь, достаточно большой. Практика показывает, что суды при определении точной суммы учитывают профессиональный и социальный статус истца и материальные возможности ответчика. Если вы – профессионал с мировым именем – можете претендовать на более высокую сумму, чем никому не известный любитель.

Когда речь идёт о возмещении убытков в рамках гражданско-правовой ответственности, возникает вопрос: что подлежит возмещению, только реальный ущерб или ещё и упущенная выгода. Так вот: упущенная выгода в делах по нарушению авторских прав возмещается только в тех случаях, когда злодеи успели реализовать контрафакт. И полученная ими сумма будет как раз считаться упущенной выгодой правообладателя. Что касается морального вреда – его точно измерить невозможно, а потому размер его возмещения зависит от наглости истца и воли суда.

В данном случае речь идёт о гражданско-правовой ответственности. Но для любителей полакомиться чужим интеллектуальным продуктом предусмотрены и другие виды юридической ответственности. Например, уголовная по ст. 146 УК РФ. В этой статье – три части. От 1-й до 3-й частей наказания становятся всё строже.

Уголовники-плагиаторы и рецидивисты-хакеры

Если в 1-й части ст. 146 идёт только о плагиате, то квалифицированные (более строгие) составы 2-й и 3-й частей могут применяться только при условии нанесения правообладателю крупного или, соответственно, особо крупного размеров. Это по смыслу ст. 146 будут 50 и 250 тыс. руб. соответственно. И оценка в случае возбуждения уголовного дела должна проводиться более строго, чем в случае гражданско-правовой ответственности. Если эксперт-оценщик обозначит сумму хотя бы на рубль меньше – ни о какой уголовной ответственности речи быть не может. При этом размер ущерба должен определяться по среднерыночным розничным ценам на территории и на момент совершения преступления. А наказания здесь достаточно серьёзные: штраф до 300 тыс. руб., лишение свободы на срок до 7 лет (по ч. 3 ст. 146).

Отдельно нужно говорить об уголовной ответственности за компьютерные преступления, например, о неправомерном доступе к компьютерной информации (хакерство) по ст. 272 УК РФ, а также о создании, использовании и распространении вредоносных программ (вирусов) по ст. 273. За подобные «фокусы» у нас могут дать до 7 лет лишения свободы или оштрафовать на сумму в пределах тех же 300 тыс. руб.

Освобождение от уголовной ответственности не освобождает от обязанности возмещения ущерба и от привлечения к ответственности административной по ст. 7.12 КоАП РФ. Штрафы для юридических лиц по этой статье могут доходить до 400 МРОТ. Ответственность наступает только за использование в целях извлечения дохода контрафактной продукции. Значит, если такой цели нет, то есть вы использовали продукцию в личных целях или чисто по-дружески с людьми делились радостью приобщения к творчеству (чужому) – ни о какой ответственности речи быть не может. Административную ответственность от более строгой уголовной отделяет сумма ущерба: 50 тыс. руб.

И напоследок: помните, интеллектуальная собственность защищена законом независимо от факта публикации. Право у создателя продукта возникает с момента его создания.

Право или свобода

Итак, нужно ли охранять авторское право? Если да – то насколько строго?

Мы привыкли жить в эпоху информационного изобилия, интернет нас изрядно избаловал. Мы отвыкли платить за многие вещи, которые ещё несколько десятков лет назад могли нам достаться только за деньги. Вспомните, сколько мы платили за бумажные книги, виниловые диски, магнитные плёнки. А теперь – включил компьютер и пожалуйста. Но ведь все эти продукты, как и раньше, создают живые люди. Они прилагают для этого немалые творческие усилия, тратят своё время, силы, средства. Поэтому нелегальное использование продуктов интеллектуальной собственности – вовсе не кража воздуха, а самое обычное воровство. Значит, нам всем нужно приучаться платить за идеи. Однако имеется несколько «но».

Во-первых, нужно предоставить законопослушным гражданам надёжные и относительно недорогие возможности расплачиваться за виртуальный товар при помощи интернета. В России пока решение этой проблемы находится в зачаточном состоянии.

И второе. Сегодня против России применяются экономические санкции Запада. Может быть, стоит в ответ отказаться от соблюдения авторских прав, если их обладатели – граждане или компании тех стран, которые объявили экономическую войну России? Наверное, такое решение может вызвать более мощный эффект, чем отказ от покупки норвежской сёмги и польских яблок.

Во время войны акт пиратства против кораблей вражеского флота не преступление, а геройский поступок. Сегодня против России ведётся самая настоящая война. Значит, да здравствует интеллектуальное пиратство против западных компаний!

А если серьёзно, то авторское право ограничивает прогресс. Вспомните стиральные машины без порошка, автомобили без бензина. Мы бы давно уже на них ездили, если бы не авторское право. Но я всё же считают, что, танцуя в очередной раз под западную дудку, жёстко защищая авторские права, мы имеем больше минусов, чем плюсов. Общедоступность и бесплатный доступ к новым идеям – мощный толчок для прогресса. Как этого можно добиться? Об этом – в следующей статье.

Евгений Сивков