Как работать с сервисом «Электронный инспектор»?

Вопрос:

Что необходимо знать при работе с сервисом «Электронный инспектор»?

Ответ:

Данный сервис представляет собой электронный онлайн-ресурс, позволяющий работодателю самостоятельно проверить соответствие отдельным требованиям трудового законодательства. Сервис также дает рекомендации (с приложением правового обоснования и необходимых форм документов) по устранению выявленных нарушений до проведения проверки государственной инспекцией труда.

Отметим некоторые важные моменты, которые следует знать руководителю организации при работе с сервисом.

1. Лицо, уполномоченное на прохождение предварительной проверки (самопроверки), назначается из состава кадровой службы или службы внутреннего трудового контроля. Этот работник должен иметь высшее образование (юридическое или экономическое), опыт кадровой работы и знать трудовое законодательство.

2. Уполномоченное лицо учреждения проходит электронную регистрацию на сервисе. Для этого указываются:

3. Рабочий кабинет пользователя представляет собой доступное только пользователю и оператору сервиса пространство, где содержится информация о паспорте пользователя и уведомления о сообщениях, поступивших на его имя.

К сведению: Методические рекомендации для работодателей по добровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – Рекомендации), утверждены Минтрудом 28.12.2016 и распространены Письмом Роструда от 07.03.2018 № 837-ТЗ.

4. При работе с сервисом уполномоченное лицо учреждения заполняет так называемые проверочные листы (форма листа приводится в приложении 2 к Рекомендациям). В них дан список критериев (показателей), по которым работодатель самостоятельно оценивает соответствие своей деятельности требованиям трудового законодательства, – предложены типовые трудовые ситуации и варианты ответов (среди них есть правильные, свидетельствующие о выполнении требований законодательства).

Выбирая проверочный лист, пользователю необходимо учесть, что проверке подлежит соблюдение трудовых прав каждого конкретного работника, а не в организации в целом.

5. После заполнения проверочных листов формируется акт проверки соблюдения работодателем трудового законодательства (форма приведена в приложении 3 к Рекомендациям). При необходимости акт можно распечатать.

Результаты проверки с системной отметкой об отсутствии допущенных нарушений направляются в Роструд, чтобы тот поощрил добросовестного работодателя. При обнаружении нарушений организации предлагается перечень мер и инструментов для их устранения и предоставляются образцы необходимых документов. Работодатель, допустивший нарушения, обязан незамедлительно устранить их и привести свою организационно-распорядительную документацию в соответствие требованиям трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

«Электронный инспектор» – это один из сервисов информационно-консультационного портала Роструда «Онлайнинспекция.рф». Здесь же есть обширная база ответов на вопросы, касающиеся исполнения трудового законодательства.