Готовящиеся новации по регулированию труда руководителей и работников учреждений

Руководители учреждений могут получить дополнительные гарантии при увольнении, а на их заместителей планируется распространить обязанность по подаче справок о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Эти и другие инициативы не так давно подготовили законодатели. В чем суть предлагаемых нововведений и зачем они понадобились?

Проекты документов сейчас находятся на начальной стадии рассмотрения. Часть поправок, оформленные в виде законопроектов, внесены в Государственную думу, но не прошли первое чтение, другие содержатся в проекте постановления Правительства РФ – он размещен на федеральном портале regulation.gov.ru. Предложения законодателей, касающиеся регулирования трудовых отношений и оплаты труда, адресованы разным категориям работников – от руководителей учреждений до рядового персонала. Рассмотрим эти инициативы.

Гарантии руководителям при увольнении.

Как известно, в число дополнительных оснований для расторжения трудового договора с руководителем организации включено принятие уполномоченным органом юридического лица, собственником имущества организации либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудовых отношений (п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ). В этом случае руководителю при отсутствии его виновных действий (бездействия) выплачивается компенсация, размер которой определяется трудовым договором, но не может быть ниже трехкратного среднемесячного заработка (ст. 279 ТК РФ). Правда, и больше названного размера выплачивать руководителям государственных и муниципальных учреждений нельзя – на это указано в ст. 349.3 ТК РФ.

В настоящее время выплата компенсации при увольнении – единственная гарантия руководителям организаций. Законодатели предлагают установить еще одну, которая будет действовать в отношении ограниченного круга лиц, в том числе руководителей государственных и муниципальных учреждений. Согласно законопроекту № 365688-7[1], размещенному в системе обеспечения законодательной деятельности sozd.parliament.gov.ru, подготовленные нормы должны защитить первых лиц учреждений от произвольных действий органов-учредителей и обеспечить гарантию судебной защиты.

В пояснительной записке к проекту говорится, что на практике возникают случаи увольнения руководителя учреждения по произвольному усмотрению уполномоченных органов. При этом нарушаются не только права и законные интересы руководителей. Нередко собственник, реализуя свое право на увольнение, действует вопреки целям предоставленного права и законным интересам организации. Иногда использование положений п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ становится средством давления на руководителя для принятия им решений, не отвечающим целям создания учреждения.

В частности, такой случай произошел с генеральным директором одного из государственных бюджетных учреждений культуры субъекта РФ (музей). Увольнение было вызвано тем, что директор, руководствуясь нормами правил и инструкций хранения и размещения исторических ценностей, не соглашался на развертывание новой экспозиции при незавершенных ремонтно-строительных работах в здании музея. После увольнения директора учреждения орган власти в нарушение приведенных норм все же разместил экспозицию. В итоге пострадали культурные ценности, включенные в Музейный фонд: потеря части народного достояния достаточно серьезно затронула публичные интересы.

На практике возникают случаи увольнения руководителя учреждения по произвольному усмотрению уполномоченных органов. Нередко учредители действуют вопреки целям предоставленного права на увольнение и интересам учреждения.

По поводу применения ст. 278 и 279 ТК РФ существует судебная практика, но суды принимают противоположные решения, что свидетельствует о неоднозначности данных норм. Это и побудило законодателей к разработке поправок. Согласно им ст. 279 предполагается дополнить таким положением: решение уполномоченного органа о расторжении трудового договора с руководителем учреждения не рассматривается в качестве меры юридической ответственности и не означает, что уполномоченный орган вправе действовать произвольно вопреки целям предоставленного правомочия и законным интересам государственного или муниципального учреждения, а руководитель лишается гарантий судебной защиты.

Ограничение средней зарплаты работников.

Суть данной поправки, которую планируется внести в Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583[2], сводится к правилу: среднемесячная зарплата работников учреждения не должна превышать среднемесячную зарплату служащих в органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя. Обязанностью отслеживать такое непревышение будет наделен руководитель учреждения.

Правда, в проекте постановления[3] речь идет не обо всех государственных и муниципальных учреждениях. Положение № 583 ориентировано на федеральные учреждения (бюджетные, автономные, казенные), а значит, подготовленная поправка распространится именно на них. Правда, проект содержит рекомендацию органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления руководствоваться данными нормами при регулировании оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений, а «на местах» обычно принимают во внимание такие рекомендации. Кроме того, в проекте говорится об учреждениях, созданных для исполнения (полностью или частично) функций, возложенных на учредителей, а также для обеспечения деятельности последних. То есть обязанность соблюдать новый зарплатный «порог» установят только для отдельных учреждений, которые обеспечивают реализацию полномочий органов власти.

Необходимость зарплатного ограничения разъяснена в пояснительной записке к проекту документа. Законодатели выяснили, что на практике среднемесячный уровень оплаты труда работников учреждений, входящих в данную группу, превышает среднемесячный уровень оплаты труда гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия учредителя в отношении этих учреждений. Сложившаяся диспропорция (оплата труда служащих органа-учредителя ниже, чем зарплата работников учреждения, созданного этим учредителем для обеспечения исполнения своих функций) приводит к оттоку кадров из органов власти.

«Сдерживать» среднюю зарплату своих работников должен будет руководитель учреждения, подпадающего под действие рассматриваемой поправки. Согласно нормам, которыми планируется дополнить п. 2(1) Положения № 583, руководителю потребуется соблюдать «порог» при установлении размеров окладов, ставок зарплаты и принятии решений по премированию персонала.

Заместителей руководителей учреждений могут обязать отчитываться перед органом власти о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. В этом случае справки придется подавать, начиная с доходов за 2018 год.

Средняя зарплата определяется путем деления объема бюджетных ассигнований, направленного на оплату труда, на численность работников учреждения, а затем деления на 12 (количество месяцев в году). Отметим, что в общий объем не войдут расходы учреждения, связанные с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Не станут учитываться здесь и средства, предусматриваемые на оплату труда работников, в отношении которых федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ установлены специальные требования (например, в силу Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» зарплаты работников отдельных категорий должны увеличиться до установленных уровней). Эти категории не будут учтены и в общей численности работников учреждения. Таким образом, «указные» категории работников (если такие имеются в учреждении) окажутся выведены из-под действия новых норм – их зарплаты не будут сравниваться с зарплатами в органе власти.

Орган-учредитель должен будет довести до руководителя подведомственного учреждения среднемесячную оплату труда служащих.

Планируется, что поправки вступят в силу 1 января 2019 года. Федеральным органам власти необходимо будет до 1 февраля 2019 года внести соответствующие изменения в положения (примерные положения) об оплате труда работников подведомственных учреждений.

Справки о доходах заместителей руководителей.

Руководителей государственных и муниципальных учреждений уже обязали ежегодно подавать органу-учредителю сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, супруга (супруги) и несовершеннолетних детей). Такую обязанность законодатели собираются распространить на заместителей руководителей учреждений, указав данную категорию в ст. 275 ТК РФ и ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Законопроекты № 401336-7[4] и 401661-7[5], размещенные на официальном сайте sozd.parliament.gov.ru, предусматривают необходимость подавать справки о доходах и для лиц, претендующих на работу в должности заместителя.

Согласно пояснительной записке к проектам заместитель руководителя учреждения тоже подвержен воздействию коррупциогенных факторов. Причем иногда не меньше, чем сам руководитель, в силу своих функциональных обязанностей и ввиду замещения руководителя в период его отсутствия. Кроме того, заместитель может возглавлять контрактную службу[6] (прежде всего это касается бюджетных и казенных учреждений), а выделяемые из соответствующего бюджета денежные средства на закупку товаров, работ и услуг составляют существенную долю расходов учреждения.

В связи с этим контролировать коррупционные риски планируется в отношении двух руководящих должностей, а под разработанные нормы подпадут все учреждения (федеральные, региональные и муниципальные). Заместители руководителей, как и граждане, претендующие на эту должность, должны будут ежегодно подавать справки о доходах. Как следует из законопроектов, представлять сведения придется в орган-учредитель. Если этого не сделать, претендента нельзя принять на должность заместителя, а работник может быть уволен по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Если поправки примут в сегодняшнем виде, они вступят в силу 1 января 2019 года. Заместители руководителей учреждений должны будут отчитаться перед органом власти о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, начиная с доходов за 2018 год.

Напомним, что аналогичная обязанность и раньше существовала у работников некоторых учреждений (отнесенных к организациям, создаваемым для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами). В частности, должность заместителя руководителя поименована в приказах Минобрнауки РФ от 13.03.2018 № 179[7], Минкультуры РФ от 08.05.2014 № 799[8], Минздрава РФ от 15.07.2013 № 462н[9].

* * *

Рассмотренные поправки, многие из которых планируется ввести в действие уже в начале следующего года, напрямую касаются руководителей. Одни могут оградить их от произвольных решений учредителей, выражающихся в злоупотреблении правом на увольнение руководителя учреждения без указания мотивов. Другие определяют роль первых лиц учреждений при соблюдении дополнительных зарплатных «порогов» (правда, это коснется только части учреждений). Третьи хоть и направлены на регулирование деятельности заместителей, но пригодятся руководителям учреждений при назначении сотрудников на эту должность и контроле своих непосредственных подчиненных. 


[1] «О внесении изменения в статью 279 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных гарантий руководителю организации в случае прекращения с ним трудового договора».

[2] «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее также – Положение № 583).

[3] Проект «О внесении изменения в Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений» опубликован по адресу regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=80585.

[4] «О внесении изменений в главу 43 Трудового кодекса Российской Федерации в целях противодействия коррупции».

[5] «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О противодействии коррупции».

[6] В силу абз. 3 п. 9 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2013 № 631, контрактную службу, которая создана без образования отдельного подразделения, возглавляет руководитель заказчика или один из заместителей руководителя заказчика.

[7] «Об утверждении перечня должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей».

[8] «Об утверждении перечня отдельных должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством культуры Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

[9] «О перечне должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством здравоохранения Российской Федерации, при назначении на которые и при замещении которых граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».