Подготовка и повышение квалификации специалистов по МСФО. Плюсы и минусы онлайн-обучения (Интервью)

О профессиональной подготовке, развитии и обучении специалистов в области международной отчетности, о преимуществах и недостатках популярного сегодня онлайн-обучения.

Руслан, Вы занимаетесь МСФО уже более 10 лет. Какие требования сейчас предъявляет рынок к специалистам по МСФО?

На мой взгляд, за последнее время требования к соискателям на позиции по подготовке отчетности по МСФО существенно не изменились. На рынке всегда востребованы специалисты с системным пониманием стандартов — это отличное знание МСФО, техники консолидации, выверки и контроля результатов, подготовки раскрытий. Стандарты продолжают развиваться, в 2016 году, например, появится новый, очень важный, стандарт по аренде. Поэтому обучение и профессиональное развитие никогда не должны останавливаться: если не движешься вперед, ты движешься назад.

Как Вы, будучи руководителем департамента МСФО в крупном холдинге, набираете сотрудников к себе в команду?

В нашей компании подбору персонала уделяется большое внимание, поэтому требования в моей команде к сотрудникам самые высокие. Я всегда предлагаю на интервью решать небольшие задачи или тесты, максимально приближенные к рабочему функционалу. Это дает возможность оценить, насколько хорошо соискатель знает материал, и понять, будет ли ему интересно заниматься этими вопросами на практике. У нас был такой случай, когда спустя три часа после интервью перезвонил соискатель, чтобы прокомментировать задачу, которая ему не дает покоя и которую он все-таки хочет решить. Это значит, что человеку не безразлично, он ориентирован на результат и с ним будет интересно работать.

Какое образование должен иметь соискатель, претендующий на место в отделе МСФО?

К сожалению, среди выпускников вузов хороших специалистов, обладающих достаточными знаниями в области МСФО, навыками консолидации и финансового контроля, лично я не встречал. Думаю, причина в том, что у большинства вузов нет соответствующих практических компетенций, чтобы передать их студентам. Профессиональное послевузовское образование, профессиональные квалифи­кации в области финансов и МСФО имеют большое значение в восполнении этого пробела. Сегодня в России основными такими квалификациями являются ACCA, CIMA и ДипИФР. На мой взгляд, сданный экзамен ДипИФР — это показатель хороших знаний в области МСФО, необходимых для начала карьеры в области международных финансов.

Другое дело — законченная квалификация, например такая как ACCA, CIMA, ACA или CPA. Она говорит о целостном понимании сферы финансов, о том, что человек способен развивать финансовую функцию в компании на самых высоких позициях. Некоторые экзамены этих квалификаций, например курс бизнес-анализа, заимствованы из классической программы MBA, это подтверждает, что они дают финансисту знания и навыки, которые необходимы для успешного восхождения по карьерной лестнице — до самых верхних ступеней.

Руслан, а как Вы сами повышаете свою квалификацию и развиваетесь в профессии?

После получения полной квалификации АССА я стал интересоваться краткосрочными программами повышения квалификации. Успешные профессиональные курсы сегодня предлагают актуальные программы, например об изменениях в стандартах, законодательстве, практике решения тех или иных учетных вопросов. Курсов сегодня много, но хорошие можно сосчитать по пальцам одной руки.

Достаточно долго я не мог выбрать тренинг-центр, меня также очень привлекал формат онлайн-обучения, но такого, каким его видел я, нигде не нашел.

Я стал спрашивать себя: может, мне попробовать преподавать? Наверное, следующий этап развития специалиста в профессии, когда насыщаешься знаниями, — потребность ими делиться. Мне кажется, каждый из нас должен поделиться с обществом теми знаниями, которыми оно наделило нас в свое время.

Можно сказать, что ты знаешь материал на 100 %, если способен его просто и доступно изложить. Я считаю, что преподавательская деятельность в профессиональной сфере дает возможность специалисту «отполировать», то есть довести до совершенства свои знания и навыки.

В результате сейчас в свободное от основной работы время я читаю несколько очных (офлайн) курсов по бумагам ACCA и параллельно развиваю свой онлайн-проект — курсы по подготовке к экзаменам, которые так и назвал: «Learn ACCA online — учи ACCA онлайн».

Кроме того, я пытаюсь заинтересовать и привлечь к преподаванию своих сотрудников и младших коллег. Это поможет им лучше разобраться с теми знаниями, которые они сами не так давно получили.

Однако не всем дано заниматься преподаванием. Какие еще методы повышения квалификации Вы порекомендуете коллегам?

Нужно находить время на обучение, всегда можно выкроить на это хотя бы 15 минут в день. Другое дело, что их следует потратить максимально эффективно. Можно разделить все существующее профессиональное обучение на две части: классическое с отрывом от работы и онлайн в виде живых вебинаров или предзаписанных видео, аудиоподкастов и презентаций.

Если говорить об эффективности, то, на мой взгляд, онлайн-формат обучения гораздо более эффективен. Во-первых, он позволяет вести запись всего занятия, которую слушатель может просматривать в удобное время. Когда мы в компании переходили на новые стандарты IFRS 10 «Консолидированная финансовая отчетность» и IFRS 13 «Справедливая стоимость», мы несколько раз просматривали обучающие вебинары на эту тему, что оказалось очень полезным и удобным.

Во-вторых, онлайн-коммуникации. Задать вопрос преподавателю можно через социальные сети или по электронной почте и получить ответ в ближайшее время, а не на следующем занятии. Также преподаватель может делиться в социальных сетях контентом, необходимым для усвоения материала (например, статьи в электронных СМИ и аналитические обзоры), и благодаря непрерывному диалогу лучше погрузить слушателей в атмосферу подготовки.

Ну и конечно, невозможно отрицать такое преимущество онлайн-обучения, как свобода выбора места: обучаешься из любой точки мира без потери времени на дорогу.

При выборе курсов обращайте внимание, насколько масштабно используются современные технологии. Мне кажется, что сегодня целый набор новых инструментов, предоставляемых нам цифровыми технологиями, недостаточно активно используется при обучении финансовых специалистов.

То есть Вы считаете, что будущее за онлайн-обучением даже в такой непростой сфере, как финансы?

Обратимся к статистике. Согласно результатам недавнего исследования ACCA, 97 % участников исследования ожидают в ближайшие пять лет широкого применения в профессии бухгалтера новых образовательных технологий. То есть практически все они уверены, что профессиональное обучение существенно изменится в среднесрочной перспективе.

Стремительный рост популярности онлайн-обучения в мире связан с запуском так называемых MOOC (Massive Open Online Course), подобных Coursera, — систем хранения онлайн-курсов.

Также индикатором признания онлайн-обучения служит и интерес к нему глобальных корпораций: например, в Microsoft запущен проект Microsoft Virtual Academy, а в SAP — проект по онлайн-поддержке пользователей их флагманского программного обеспечения.

Все это говорит в пользу онлайн-обучения. Это тренд, который нельзя не замечать. И мы видим, что уже изменился и сам процесс обучения: образовательные программы достаточно гибридны и предлагают смешанный набор медиа-инструментов. Существенная часть учебных материалов представляется онлайн и доступна с современных устройств в удобное время и в удобном месте. Взаимодействие преподавателя и студента приобрело оттенок партнерства.

Плюсы онлайн-формата неоспоримы, однако он, как правило, предполагает минимум человеческого общения, которого может не хватать слушателям для глубокого усвоения материала. Что Вы об этом думаете?

Да, это часто ставят в вину онлайн-формату. Но на практике я, и как преподаватель, и как слушатель, не считаю минимум общения существенным минусом. Когда идет вебинар или видеозапись лекции, материал дается линейно, практически без остановок, слушателям сложно задать вопрос. Компьютер создает некий психологический барьер, препятствующий живому общению. Вживую вы бы поймали взгляд преподавателя и задали вопрос, а тут количество вопросов будет на порядок меньше: не десятки, а единицы. Но вебинар, таким образом, позволяет передать очень много информации, не отвлекаясь на мелочи, его смысловая нагрузка может быть очень высокой. Я оценил это, преподавая и вживую, и онлайн: в последнем случае можно дать существенно больше материала, а это важно. Например, при подготовке к профессиональным экзаменам, когда учебный план очень большой, это настоящий вызов для преподавателя — успеть охватить все.

Тем не менее, пока не похоже, чтобы онлайн-формат заменил всем привычный офлайн-формат. В чем причина, на Ваш взгляд?

В целом, действительно, несмотря на возросшую популярность онлайн-образования, пока оно, к сожалению, не считается столь же качественным, что и традиционное. В недавней статье The Wall Street Journal, перепечатанной в «Ведомостях», отмечалось, что большинство американцев по окончании онлайн-курсов испытывают трудности при поиске работы. По мнению автора данной статьи, основной причиной таких проблем является отсутствие образовательных стандартов. Есть там и еще одна интересная мысль: онлайн-обучение многие считают несерьезным.

Также недавно в журнале Harvard Business Review вышла статья с исследованием Роберта Бьорка, ученого, который исследует способность нашей памяти запоминать информацию. Он выяснил, что существует прямая зависимость между сложностью обучения и тем, насколько хорошо информация усваивается и запоминается. Оказалось, что если обучение проходит легко, то информация фиксируется в быстрой памяти, а оттуда ее изъять очень сложно. Зато чем сложнее нам дается обучение, тем лучше оно запоминается и тем быстрее наша память готова воспроизводить эти знания. Таким образом, его основной вывод: обучение не нужно упрощать, обучение должно подразумевать интенсивный труд.

Получается, что основная проблема онлайн-обучения, как это ни странно, — простота и легкость. И похоже, что рынок это чувствует и отвечает недоверием.

Так как же быть специалистам, которые хотят повысить свою квалификацию и ценность для работодателя?

Поскольку, согласно исследованиям, обучение не должно быть легким, необходимо выбирать такой режим подготовки, чтобы интенсивность обучения была не ниже, чем при очных занятиях. Именно для усиления интенсивности обучения следует использовать записи занятий, постоянно поддерживать диалог с преподавателем, обсуждать финансовые новости через призму изучаемой теории, общаться в процессе обучения с другими слушателями. Очень важно иметь интерес к предмету изучения. Ведь знания, как мы видим, доступны, но качество познания зависит в конечном итоге от вашей мотивации.

Беседовала Снежана Манько, главный редактор
журнала
«КФО. МС»

Комментарий к интервью

А. Б. Воскресенская, к. п. н., руководитель финансовой практики в Antal Russia

Сертификат для специалиста по МСФО необходим. Количество сертификатов и дипломов зависит от амбиций человека, от того, на что он претендует. Для уровня позиции специалиста ДипИФРа будет достаточно, а для руководителя департамента уже нужно более солидное образование, например все бумаги АССА.

Наличие международного сертификата — знак качества для тех, кто работает в этой области, документ, подтверждающий их профессио­нальные знания. Это то самое дополнительное образование, которое надо получать под конкретную бизнес-задачу. Однако на этом обучение и развитие не должно останавливаться, появляются новые тенденции, которые надо постоянно отслеживать, так что получение новых знаний очень важно. Радует, что количество сертифицированных профессионалов на рынке труда неизменно растет.Работодателей, как правило, не интересует, каким способом шла подготовка к экзамену. Главное, что он был сдан и сертификат получен.

В России пока отношение к онлайн-образованию достаточно настороженное, его качество часто вызывает сомнения. К тому же оно требует от человека большей самодисциплины и самоорганизации. Даже взрослым людям подчас гораздо проще заставить себя приходить на офлайн-занятия, чем регулярно заниматься дома онлайн.

Все больше к профессиональным знаниям добавляются личностные требования: нужны люди, готовые работать в условиях изменений и неопределенности, имеющие опыт эффективной реструктуризации.