Тотальный контроль или демократия: какой стиль руководства выбрать главбуху

Благодаря этой статье вы сможете выбрать правильную линию поведения, подходящую к конкретной управленческой ситуации. Избавившись при этом от излишнего давления на подчиненных или излишнего контроля там, где это не нужно.

Какие стили руководства бывают

Фактически стиль вашего руководства — это то, сколько своих полномочий вы готовы делегировать подчиненным, ваше отношение к инициативе и дисциплине. А еще — ваши излюбленные методы мотивации и контроля и даже навыки общения в коллективе.

Наиболее распространены три стиля управления. Авторитарный (или директивный). Демократический. Либеральный (или попустительствующий).

Что такое авторитарный стиль

Авторитарный начальник в основном отдает распоряжения в директивном порядке, без всяких объяснений и обсуждений. Любую инициативу он полностью подавляет. Да, он общается со своими подчиненными крайне жестко, и таких руководителей иногда считают самодурами. Но это неправильно. Они просто уверены, что люди изначально не любят трудиться и при любой возможности отлынивают от работы. Не исключено, что это последствие горького опыта. Поэтому авторитарный начальник стремится заставить сотрудников выполнять их обязанности с помощью угроз, наказания и тотального контроля. Причем наказание — это главный метод.

Важная деталь

Когда задач слишком много, вопрос качества отходит на второй план. А на первый план выходят очень формальные рапорты о выполненных поручениях.

Бывают ли такие главбухи? Безусловно. В одной компании, с которой мне довелось сотрудничать, главный бухгалтер выдавала поручения в таком количестве, что выполнить их можно было, только забыв про обеды, вечера и выходные дни. Причем поручения не из легких. Например, за один месяц разобраться с дебиторской задолженностью по авансам за несколько лет, возникшей по вине соседних подразделений. После того как бухгалтер ценой невероятных усилий выполнял подобную задачу, реакции со стороны руководителя не было никакой — ни слова похвалы, не говоря уже о чем-то более материальном. В результате сотрудники один за другим уходили на больничный с нервными расстройствами или вообще увольнялись. Кстати, последняя выездная налоговая проверка выявила в этой компании множество ошибок и нарушений. Ничего удивительного: люди не могут эффективно и долго работать в условиях непрерывного стресса. Когда задач слишком много, вопрос качества отходит на второй план. А на первый план выходят формальные рапорты о выполненных поручениях.

Чем демократический стиль отличается от либерального

Руководитель, который придерживается демократических принципов, привлекает сотрудников к обсуждению рабочих вопросов, однако последнее слово всегда остается за ним. Либерал же устраняется от принятия решений и снимает с себя всякую ответственность. Демократ использует разные методы мотивации, как премии, так и штрафы — в зависимости от того, как подчиненный себя проявил. А либерал не любит никого наказывать, потому что в принципе старается избежать острых ситуаций.

Я бы сказал, что для человека, который руководит бухгалтерией, предпочтительнее демократический, а не либеральный стиль.

Главбух-демократ — это, как правило, высококвалифицированный специалист, который подсознательно воспринимает всех своих подчиненных прежде всего как коллег-профессионалов. Поэтому общается с ними на равных. Правда, не все сотрудники готовы к такому характеру отношений, и поэтому позволяют себе расслабиться. В этом, пожалуй, заключается главный недостаток демократического принципа управления.

Что касается либералов, то среди главбухов я таких не встречал. Но иногда они попадаются среди заместителей главного бухгалтера. Они умело перекладывают ответственность то на своих подчиненных, то на начальника. Опознать таких лжеруководителей очень легко: они любят говорить о том, как много работают и как сильно устают. Но на вопрос, чем именно они занимались, четкого ответа получить не удастся, они ограничиваются общими словами: «руководила, обеспечивала, контролировала».

Что лучше для бухгалтерии — демократия или авторитаризм

При авторитарном стиле управления подчиненные могут выполнять существенно больший объем работы, чем при демократическом. Однако в таком случае нельзя предъявлять высоких требований к качеству. Другими словами, там, где много несложных задач, подойдет авторитарный стиль руководства (меньше думай — больше делай). А демократический стиль предпочтительнее использовать, когда на первом плане не количество, а качество.

В бухгалтерии разделить функции по такому принципу несложно. Есть участки с большим документооборотом, отлаженной методикой учета и настроенной бухгалтерской программой. От исполнителей требуется только одно: вводить документы (предположим, платежки или накладные) и не допускать ошибок в реквизитах и цифрах. Но делать все это надо очень оперативно и скрупулезно. Демократический стиль руководства здесь будет только мешать.

А есть участки с небольшим объемом документов, но важные с точки зрения сложности законодательства и серьезности последствий. Например, учет движения ценных бумаг или внешнеэкономическая деятельность. Здесь бессмысленно использовать авторитарные принципы управления. Демократический стиль управления дает положительный эффект в небольших коллективах, выполняющих творческую или высококвалифицированную работу.

Если вам тяжело постоянно переключаться с одного стиля управления на другой, призовите на помощь заместителя. Пусть он авторитарно курирует простые участки, требующие четкой и слаженной работы. А вы с помощью демократических принципов наладите работу высококвалифицированных сотрудников, которые отвечают за сложные участки.

Все же замечу, что в некоторых случаях элементы авторитарного стиля необходимо применять ко всем сотрудникам без исключения. Чаще всего это требуется, когда нужно выполнить задачу в очень сжатые сроки. Допустим, перейти с одной версии бухгалтерской программы на другую в течение трех месяцев.

Попробуйте быть и главбухом-технологом, и главбухом-психологом

Часто основной акцент делается на технологиях, которые помогают решать задачи. Главбух распределяет задания, объясняет, составляет графики, обеспечивает сотрудников всем необходимым. Иные же руководители опираются прежде всего на человеческие отношения. Создают благоприятный климат в коллективе, поощряют взаимопомощь и совместную работу.

Да, нельзя забывать о психологических аспектах и полностью полагаться на инструменты. Но и решить все проблемы только за счет хорошей атмосферы не получится. У бухгалтера виснет компьютер каждый раз, когда он пытается провести накладную? Тогда, как бы человек ни был мотивирован психологически, результат его работы будет оставлять желать лучшего. Проблема в том, что главбуху зачастую сложно совмещать акценты — ведь это два разных характера. И тут тоже вам пригодится заместитель. Пусть он совершенствует техническую часть работы бухгалтерии, а вы создавайте атмосферу в коллективе. Или же наоборот.

Как использовать принцип золотой середины на практике

Итак, эффективнее всего пользоваться разными стилями управления в зависимости от каждого конкретного случая, то есть придерживаться принципа золотой середины. Да и подчиненные хорошо это воспринимают. Главное, чтобы ситуация и стиль соответствовали друг другу, то есть реакция руководителя всегда была адекватна окружающей обстановке.

Скажем, когда главбух ставит задачу, демократию разводить нельзя. Подчиненные должны понимать, что любое распоряжение важно и его следует выполнить качественно и в срок. А вот перед тем, как принять то или иное судьбоносное решение, можно выслушать всех, у кого есть возражения или предложения.

Частая ошибка

Когда главбух ставит задачу, демократию разводить нельзя. Подчиненные должны понимать, что любое распоряжение важно и его следует выполнить качественно и в срок.

И еще несколько советов. Не стоит жалеть сотрудников, если они действительно виноваты. Но не забывайте и хвалить их, если они справились с задачей хорошо. Требуйте от подчиненных всегда говорить коротко и по существу. Но и не жалейте времени, чтобы пообщаться по душам, если чувствуете, что это необходимо.

Не позволяйте втягивать себя в конфликты и сплетни и тем не менее будьте в курсе всех значимых событий в коллективе. Не создавайте тяжелый психологический климат, при котором бухгалтеры начинают бояться, что их лишат премии или уволят за любой, даже незначительный, проступок. Но и не допускайте, чтобы они нарушали субординацию. К сожалению, далеко не все люди правильно понимают отношение к себе как к равным, некоторые начинают вести себя панибратски. А это абсолютно недопустимо.

Что касается инициативы, то желательно поощрять ее даже на самых простых участках работы, ведь всегда найдется то, что можно улучшить. Более того, именно грамотная инициатива со стороны самых низкоквалифицированных сотрудников позволит им вырасти профессионально, а вам — выделить из общей массы наиболее перспективные кадры.