Необходимые медицинские осмотры

В статье 213 ТК РФ законодатель предусматривает для некоторых категорий работников необходимые медицинские осмотры. Их обязаны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта. Предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности в целях определения профпригодности этих работников и предупреждения профессиональных заболеваний.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других организаций обязаны проходить указанные медицинские осмотры (обследования) в целях обеспечения охраны здоровья населения, а также предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Работники, обеспечивающие движение поездов, также обязаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1999 года №1020 «Об утверждении перечня профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам» проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры.

Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами утверждены Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16 августа 2004 года №83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» (далее – Приказ Минздрава №83). При применении документа следует учитывать, что санитарными правилами предусмотрены также иные Категории работ, помимо указанных в утвержденном перечне, при выполнении которых работники проходят предварительные и периодические медицинские осмотры.

Перечень приложений к Приказу Минздрава №83:

·   Приложение №1 «Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)»;

·   Приложение №2 «Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)»;

·   Приложение №3 «Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».

О том, какие лечебно-профилактические учреждения могут проводить медицинские осмотры в полном объеме, работодатель может узнать в территориальном подразделении Роспотребнадзора субъекта Российской Федерации либо в органе местного самоуправления.

Работодатель вместе с профсоюзом организации, учреждения определяет контингенты, составляет поименный список работников, которым необходимо проходить периодический или предварительный медосмотр, указывая участок, цех, производство, вредные работы и вредные или опасные производственные факторы, воздействующие на работников. Этот список согласовывается с органами Роспотребнадзора и не позднее 1 декабря предшествующего года должен быть направлен в медицинское учреждение, с которым заключен договор на проведение периодических медосмотров.

Для прохождения медосмотра работодатель выдает работнику направление, в котором должны быть указаны вредные и (или) опасные производственные факторы, влияющие на работника и вредные работы. В случае выполнения работником работы по совместительству работодатель должен указать совмещаемые профессии (должности) в выданном направлении, которое предъявляется врачу.

В Письме Роспотребнадзора от 13 января 2005 года №0100/63-05-32 «О порядке применения Приказа Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 №83» сказано, что единые формы перечней контингентов, поименных списков и направлений на ПМО Минздравсоцразвития Российской Федерации планирует разработать и утвердить отдельным приказом, а также о том, какими нормативными документами необходимо руководствоваться при проведении медосмотров.

Приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 14 марта 1996 года №90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» установлены перечень медицинских противопоказаний при допуске к работе с вредными факторами, состав специалистов и объем лабораторных исследований, необходимых при проведении осмотров, а также список профессиональных заболеваний (далее – Приказ Минздравмедпрома №90).

Перечень общих медицинских противопоказаний к допуску в контакте с вредными и опасными веществами, производственными факторами установлен в Приложении №4 к Приказу Минздравмедпрома №90.

На основании поименных списков работников, подлежащих медосмотру, медицинская организация вместе с работодателем составляет и утверждает календарный план прохождения медосмотров.

Согласно пункту 1.1 Приказа Минздравмедпрома №90 предварительные и периодические медицинские осмотры работников проводятся лечебно - профилактическими учреждениями (организациями) с любой формой собственности, имеющими соответствующую лицензию и сертификат, а осмотр психиатром проводится в психоневрологическом диспансере (отделении, кабинете) по месту постоянной прописки обследуемого.

Из пункта 1.2. Приказа Минздравмедпрома №90 следует, что работники, которые заняты непосредственным управлением различными видами транспортных средств (автомобильными, городскими, электрическими, воздушными, речными, морскими, железнодорожными) проходят предварительные и периодические медицинские осмотры по спискам профессий, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством путей сообщения Российской Федерации и согласованных с Минздравмедпромом Российской Федерации.

Состав медицинской комиссии утверждается руководителем медицинского учреждения, осуществляющего предварительные или периодические медосмотры. При этом председателем комиссии обычно назначается врач профпатолог либо иной врач, имеющий подготовку по профпатологии.

В Приложении №1 Приказа Минздравмедпрома №90 необходимость включения определенных специалистов в состав комиссии, а также виды лабораторных и функциональных исследований определяется в зависимости от того, какие вредные, опасные вещества и производственные факторы оказывают воздействие на работающих. Кроме того, в данном Приложении указаны медицинские противопоказания по видам вредных, опасных веществ в дополнение к общим медицинским противопоказаниям.

Для того чтобы пройти предварительный медосмотр работник должен предъявить комиссии следующие документы: паспорт или иной документ, который его заменяет; амбулаторную карту либо выписку из нее с результатами медосмотров с прежнего места работы; решение врачебной психиатрической комиссии в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Результаты предварительных и периодических медосмотров должны быть отражены в карте предварительных и периодических медосмотров и в акте по итогам медицинского осмотра.

Согласно пункту 2.4 Приложения №3 Приказа Минздравмедпрома №90 каждый врач, принимающий участие в освидетельствовании, дает свое заключение о профессиональной пригодности и при показаниях намечает необходимые лечебно - оздоровительные мероприятия. Окончательное заключение о соответствии выполняемой работе или заключение о временном или постоянном переводе на другое место работы, а также данные профессионального маршрута работника (организация, цех, участок, профессия, стаж, вредные, опасные вещества и производственные факторы) записываются на отдельный лист карты. В случае изменения трудовой деятельности в лист вносятся уточнения и дополнения.

Работникам, которые прошли предварительный или периодический медосмотр и признаны годными к работе с вредными, опасными веществами и производственными факторами, выдается соответствующее заключение. Заключение подписывается лечащим врачом и скрепляется печатью лечебно-профилактического учреждения. В случае, если предусмотрен индивидуальный допуск, в заключение вносятся данные об обязательном пользовании протезом, слуховым аппаратом, очками и другие.

Предварительными медицинскими осмотрами выявляется соответствие состояния здоровья работника поручаемой работе. Целью периодических осмотров является наблюдение за здоровьем работника в условиях воздействия на него вредных производственных факторов, а также предупреждение и своевременное обнаружение начальных признаков профзаболеваний, которые могут помешать нормальному выполнению работником своих профессиональных обязанностей, а также для предупреждения несчастных случаев.

Медицинские осмотры проводятся с периодичностью (один раз в год, два, три или пять лет). Это определяется перечнями вредных, опасных веществ и производственных факторов. Исключение составляют работники в возрасте до 21 года, которые проходят медицинские осмотры ежегодно.

В соответствии с медицинскими рекомендациями вышеназванные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).

Территориальный орган Роспотребнадзора может принять решение провести для некоторых категорий работников медосмотр ранее намеченного срока, исходя из сложившейся санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации. Необходимость проведения территориальным органом Роспотребнадзора внепланового медосмотра должна быть обоснована и указана причина принятия такого решения в его направлении.

Досрочный медосмотр проходит работник, если на это указано в выданном ему медицинском заключении. В случае приема работника на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, где предусмотрен в обязательном порядке предварительный медосмотр, работодатель сразу же должен направить такого работника на медосмотр. Далее работники проходят медосмотры согласно установленной периодичности.

Работники, занятые на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение 5 и более лет, проходят периодические медицинские осмотры (обследования) в центрах профессиональной патологии и других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу профессиональной пригодности и экспертизу связи заболевания с профессией, один раз в пять лет.

Если медицинским осмотром будет установлено, что работнику противопоказана работа с вредными, опасными веществами и производственными факторами, то медицинское заключение выдается ему на руки, а копия пересылается работодателю, выдавшему направление.

Из Приложения №3 о «Порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами)», утвержденного Приказом Минздрава №83) следует, что:

«11.2. Медицинская организация совместно с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и представителем работодателя обобщает результаты проведенных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников и составляет заключительный акт по его итогам в четырех экземплярах. Заключительный акт в течение 30 дней должен быть представлен медицинской организацией работодателю, территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и центру профпатологии.

11.4. В случае если при проведении периодического медицинского осмотра (обследования) возникают подозрения на наличие у работника профессионального заболевания, медицинская организация направляет его в установленном порядке в центр профпатологии на экспертизу связи заболевания с профессией.

11.5. Центр профпатологии при установлении связи заболевания с профессией составляет медицинское заключение и в 3-дневный срок направляет соответствующее извещение в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, работодателю, страховщику и в медицинскую организацию, направившую работника.

Работник, у которого установлен диагноз профессионального заболевания, центром профпатологии направляется с соответствующим заключением в медицинскую организацию по месту жительства, которая оформляет документы для представления на медико-социальную экспертизу.

11.6. Центр профпатологии субъекта Российской Федерации обобщает и анализирует результаты периодических медицинских осмотров (обследований), проведенных в течение года на территории субъекта Российской Федерации (в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. №5487-1(редакция от 02.02.2006г.), и представляет ежегодный отчет в установленном порядке в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, который в установленном порядке представляет отчет в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, и в копии - в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Как следует из Письма Минздравсоцразвития Российской Федерации от 4 октября 2005 года №4732-ВС «Об экспертизе связи заболевания с профессией» вопросы экспертизы связи заболевания с профессией находятся в ведении субъектов Российской Федерации.

Решение особо сложных экспертных случаев, касающихся вопросов установления связи заболевания с профессией, которые не решены на уровне субъектов Российской Федерации, возложены на Координационный центр профпатологии Министерства здравоохранения и социального развития России, созданный на базе ГУ «Научно-исследовательский институт медицины труда РАМН». Указанный Центр создан согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Российской академии медицинских наук от 1 апреля 2005 года №248/18 «О создании Координационного центра профпатологии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации», а его деятельность регламентирована Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации и Российской Академии медицинских наук от 16 июня 2005 года №408/46 «Об утверждении Положения о Координационном центре профпатологии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

Из этого Письма также следует, что очная (заочная) работа по решению экспертных вопросов по установлению связи заболевания с профессией проводится на договорной основе с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации либо с иными юридическими лицами, которые направили материалы на экспертизу при условии представления соответствующего пакета документов.

Расследование и учет профессиональных заболеваний осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 года №967 «Об утверждении положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний».

Центр профпатологии направляет работника, которому установлен диагноз – профзаболевание с соответствующим заключением в медицинское учреждение по месту жительства для оформления документов, которые необходимо представить на медико-социальную экспертизу.

Согласно пункту 3.3. Приложения №3 Приказа Минздравмедпрома №90 в случае, если работнику будут поставлен диагноз паразитарного или инфекционного заболевания, то уточнение или подтверждение диагноза инфекционного или паразитарного заболевания проводится врачами - инфекционистами или другими специалистами по профилю патологии в инфекционных стационарах.

Согласно пункту 1 Инструкции по применению Списка профессиональных заболеваний, которая утверждена Приказом Минздравмедпрома №90, список профессиональных заболеваний является основным документом, который используется при установлении диагноза профессионального заболевания, связи его с выполняемой работой или профессией, при решении вопросов экспертизы трудоспособности, медицинской и трудовой реабилитации, а также при рассмотрении вопросов, связанных с возмещением ущерба, причиненного работнику повреждением здоровья. В указанный Список включены заболевания, которые вызваны исключительно или преимущественно действием вредных, опасных веществ и производственных факторов и представлена их классификация.

В пунктах 7-11 Инструкции по применению списка профессиональных заболеваний сказано:

«7. При решении вопроса о том, является ли данное заболевание профессиональным, необходимо учитывать характер действующего этиологического фактора и выполняемой работы, особенности клинической формы заболевания, конкретные санитарно - гигиенические условия производственной среды и трудового процесса, стаж работы во вредных и опасных условиях труда. Все указанные параметры должны быть подтверждены соответствующей медицинской документацией. При работе со списком профессиональных заболеваний следует учесть, что в соответствующих графах приводится примерный перечень проводимых работ и производств.

8. При смешанной этиологии профессиональных заболеваний экспертные вопросы должны решаться как по профессиональному заболеванию.

9. Определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах возложено на МСЭК (медико - социальные экспертные комиссии Минсоцзащиты России). При наличии оснований, определяемых МСЭК, устанавливается соответствующая группа инвалидности и определяется нуждаемость потерпевшего в дополнительных видах помощи.

10. В целях наиболее рационального решения вопросов экспертизы трудоспособности при формулировке диагноза профессионального заболевания следует указать основные клинические синдромы и степень нарушения (компенсации) функций пораженных органов.

11. При даче заключения по трудовым рекомендациям необходимо учитывать, что признание заболевания профессиональным не всегда означает нарушение общей трудоспособности. При начальных и легких формах профессиональных заболеваний и интоксикаций в заключение о трудоспособности могут быть даны рекомендации о необходимости прекращения работы в конкретных производственных условиях и рациональном трудоустройстве без снижения квалификации и заработка».

Согласно части 1 статьи 73 ТК РФ это заключение в соответствии будет являться основанием для перевода работника (в случае его согласия) на другую работу. Как следует из части 3 статьи 73 ТК РФ, если согласно медицинскому заключению работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев либо в постоянном переводе, то в случае его отказа от перевода или отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 77 ТК РФ.

Более подробно с вопросами, касающимися перевода на другую работу, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Персонал: учет, организация, налогообложение».

Медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя. Вопрос оплаты расходов на проведение обязательных предварительных и периодических медосмотров рассмотрен в Письме Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 21 января 2003 года №207/30-3/и «Об оплате расходов на проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров».

В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 212 ТК РФ в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам согласно медицинским рекомендациям с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований. Работодатель оплачивает медосмотры согласно тарифам, действующим на региональном уровне, а также согласно договору, который заключен с медицинской организацией, проводящей эти осмотры.

Механизмы оплаты предварительного и периодического медосмотров различны.

Как следует из пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 22 декабря 2005 года №173-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год» Фондом социального страхования Российской Федерации в 2006 году предусмотрено выделение 1 900 000,0 тыс. рублей на финансирование дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами из средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Финансирование дополнительных медицинских осмотров осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 22 марта 2006 года №189 «Об утверждении правил финансирования в 2006 году дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (далее – Правила к Приказу №189).

Как следует из пункта 3 Правила к Приказу №189 ФСС РФ распределяет средства направленные на проведение дополнительных медосмотров, между региональными отделениями фонда пропорционально количеству работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и подлежащих периодическим медицинским осмотрам в 2006 году.

В свою очередь согласно пункту 4 Правила к Приказу №189 ФСС РФ региональные отделения Фонда финансируют дополнительные медицинские осмотры работников в пределах средств, предусмотренных для этого вида расходов на 2006 год для конкретного регионального отделения Фонда (Приложение №1 к Приказу ФСС РФ от 26 апреля 2006 года №91 «Об организации работы Фонда социального страхования Российской Федерации по финансированию дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (далее – Приказ ФСС №91)), а также из расчета рекомендуемого норматива затрат на проведение дополнительного медицинского осмотра одного работника в размере 535 руб. в следующем объеме:

«- осмотр врачами-специалистами: терапевтом, эндокринологом, хирургом, неврологом, офтальмологом, урологом (для мужского населения);

- лабораторные и функциональные исследования: клинический анализ мочи, исследование уровня холестерина крови, исследование уровня сахара крови, электрокардиография, флюорография (1 раз в год), маммография (для женского населения в возрасте 40 - 55 лет - 1 раз в 2 года) или УЗИ молочной железы, ультразвуковое исследование предстательной железы (по медицинским показаниям)».

Как следует из пункта 5 Правил к Приказу №189 ФСС РФ в целях финансирования расходов по дополнительным медицинским осмотрам медицинская организация должна представить в региональное отделение Фонда по месту регистрации работодателя (страхователя) копию договора с работодателем (страхователем) на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников, с приложением поименных списков работников страхователя, которые подлежат периодическим и дополнительным медицинским осмотрам, согласованных с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, и содержащих сведения о дате рождения и профессии работников.

В соответствии с договорами о финансировании на проведение дополнительных медицинских осмотров работников, заключаемыми между региональными отделениями Фонда и медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, в части осуществления работ и оказания услуг по предварительным и периодическим медицинским осмотрам региональные отделения Фонда перечисляют средства на оплату дополнительных медицинских осмотров работников. Рекомендуемая форма договора представлена в Приложении №4 к Приказу ФСС №91.

Согласно Письму ФСС РФ от 27 июля 2006 года №02-18/06-7696 «О порядке финансирования в 2006 году дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (далее – Письмо ФСС №02-18/06-7696), если организация предварительных и периодических медицинских осмотров работников страхователя, которые заняты на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, осуществляется страхователем через страховую организацию, производящую подбор медицинских организаций для проведения медицинских осмотров, то для заключения договоров на проведение дополнительных медицинских осмотров страхователь должен представить в региональное отделение Фонда документы, подтверждающие прохождение в этих медицинских организациях предварительных и периодических медицинских осмотров работников страхователя, копии лицензий медицинских организаций на осуществление медицинской деятельности, в части проведения работ и оказания услуг по предварительным и периодическим медицинским осмотрам, а также поименные списки работников, подлежащих периодическим и дополнительным медицинским осмотрам в данных медицинских организациях, согласованные с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В том случае, когда периодические медицинские осмотры работников проводятся в структурном подразделении страхователя, договор на проведение дополнительных медицинских осмотров этих работников может быть заключен региональным отделением Фонда непосредственно со страхователем. Здесь основанием для заключения договора будет являться приказ страхователя о проведении в 2006 году периодических медицинских осмотров работников страхователя, которые заняты на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, соответствующая лицензия на осуществление медицинской деятельности, в части выполнения работ и оказания услуг по предварительным и периодическим медицинским осмотрам, и поименные списки работников, подлежащих периодическим и дополнительным медицинским осмотрам, согласованные с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Согласно пункту 7, 8 Правил к Приказу №189 ФСС РФ медицинские организации по результатам проведения дополнительных медицинских осмотров ежемесячно, в срок до 10-го числа месяца, следующего за истекшим, должны представить в региональные отделения Фонда счет на оплату проведенных медицинских осмотров и реестр, который содержит сведения о результатах дополнительных медицинских осмотров по форме и в формате, утвержденном Фондом (Приложения №2, №3 к Приказу ФСС №91). А региональные отделения Фонда производят оплату счетов, представленных медицинскими организациями, в течение 10 рабочих дней с даты получения счета путем перечисления средств на счета медицинских организаций.

Сложившаяся практика показывает, что документы от страхователей принимаются только после утверждения им перечня предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников на текущий год, которые частично финансируются за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Такие Перечни утверждаются Приказами Минздравсоцразвития Российской Федерации.

Проведение медицинских осмотров работников связано с дополнительными расходами для страхователя (работодателя) как в части оплаты самих этих расходов, так и в части выплаты среднего заработка за дни прохождения медосмотра.

Как следует из пункта 7 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров относятся к расходам на оплату труда. При расчете налога на прибыль налогоплательщик (в данном случае работодатель) имеет право уменьшить полученные доходы на сумму документально подтвержденных произведенных расходов согласно статье 252 НК РФ.

В налогооблагаемую базу по налогу на прибыль также не включаются и затраты работодателя на проведение медосмотров или оплату услуг медицинской организации по проведению медосмотров, которые согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ являются расходами по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Что касается Единого социального налога, то в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством компенсационных выплат законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, которые установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), включая и связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Из Письма Минфина Российской Федерации от 5 апреля 2005 года №03-03-01-04/1/100 следует, что:

«К компенсационным выплатам, связанным с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, можно отнести расходы по проведению обязательных предварительных (при поступлении на работу, в случае приема на работу) и периодических (в течение действия трудового договора) медицинских осмотров (обследований) работников, оплаченные организацией в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. ст. 212, 213), законами и иными нормативными правовыми актами (включая медицинские осмотры работников, занятых на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта».

Таким образом, при расчете Единого социального налога не подлежат налогообложению расходы работодателя по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением.

Важное значение имеет для целей налогообложения договор, который заключается между работодателем и медицинской организацией на проведение медосмотров (договор на оказание услуг). Типовые формы договоров разрабатываются, как правило, самими медицинскими организациями при согласовании их с территориальными органами Министерства здравоохранения и социального развития.

Считаем необходимым привести ниже форму договора, поскольку очень важно, чтобы он содержал все необходимые элементы договора, позволяющие аргументировать в целях налогообложения выплаты, произведенные на проведение обязательных медосмотров.

Для работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности, предусмотрено законодателем прохождение обязательного психиатрического освидетельствования не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, утвержденными Постановлением Правительства от 23 сентября 2002 года №695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности».

Эти Правила тесно взаимодействуют с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года №377 «О реализации закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

В данный Перечень противопоказаний включены хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и эпилепсия с пароксизмальными расстройствами.

Освидетельствование работника может проводиться только на добровольной основе с учетом норм Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее – Закон «О психиатрической помощи»).

Для освидетельствования создается органом управления здравоохранения врачебная комиссия, целью работы которой является определение пригодности работника к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем по состоянию психического здоровья.

Пример 1.

Прекращена деятельность АНО «Липецкий городской лечебно-оздоровительный центр» по осуществлению обязательного психиатрического освидетельствования, проводимая 1 врачом в нарушении Закона «О психиатрической помощи» Постановлением ФАС Центрального округа от 28 января 2005 года по делу №А36-99/11-04.

Окончание примера.

Освидетельствование проводится в срок не более 20 дней с момента обращения в комиссию, которая имеет право делать запрос в медицинские учреждения, выясняя необходимые дополнительные сведения, о чем работник ставится в известность.

В течение 10 дней после получения дополнительных сведений комиссия большинством голосов принимает соответствующее решение.

В течение трех дней после принятия решение комиссии выдается работнику под роспись и в этот же срок направляется работодателю. Несогласие работника с решением комиссии может быть обжаловано в суде.

Кроме вышеназванных необходимых видов медицинских осмотров законодателем предусмотрены предрейсовые медосмотры для следующих категорий работников:

Для водителей транспортных средств (Приложение к Письму Минздрава Российской Федерации от 21 августа 2003 года №2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»);

Для работников локомотивных бригад (Указание Министерства путей сообщения Российской Федерации от 6 июля 1998 года №В-788у «О введении в действие инструкции о порядке организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад»).

Более подробно с вопросами, связанными с вредными и опасными условиями труда с учетом изменений, внесенных новой редакцией Трудового Кодекса Российской Федерации и другими нормативными актами, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Вредные условия труда. Правовое регулирование. Практика. Документы».