Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Правовое положение иностранного гражданина представляет собой комплекс его прав, обязанностей, а также ответственность по законодательству Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирование отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающих в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регламентировано Федеральным законом №115-ФЗ.

Согласно статье 3 Федерального закона №115-ФЗ законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона №115-ФЗ, а также иных федеральных законов. В том числе правовое положение иностранных граждан определяется международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации:

«иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Данное конституционное положение нашло свое отражение в статье 4 Федерального закона №115-ФЗ.

Временное проживание.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона №115-ФЗ:

«временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание».

В свою очередь, разрешение на временное проживание представляет собой подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство.

Право на временное проживание оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность (пункт 1 статьи 2 Федерального закона №115-ФЗ).

Если иное не установлено Федеральным законом №115-ФЗ разрешения на временное проживание выдаются иностранным гражданам сроком на три года в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положением пункта 2 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ Правительство Российской Федерации ежегодно устанавливает квоту (предполагаемое количество разрешений к выдаче):

«по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан».

Без учета квоты допускается выдача разрешений на временное проживание в Российской Федерации следующим категориям иностранных граждан:

-   родившимся на территории РСФСР и состоявшим в прошлом в гражданстве СССР или родившимся на территории Российской Федерации;

-   признанным нетрудоспособными и имеющим дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;

-   имеющим хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

-   состоящим в браке с гражданами Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;

-   осуществившим инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации;

-   поступившим на военную службу на срок военной службы;

-   прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

-   в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Обратите внимание!

Федеральным законом №110 внесены изменения в пункт 3 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ. Теперь без учета квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

Иностранный гражданин должен лично подать заявление о выдаче разрешения:

-   при временном пребывании на территории Российской Федерации – в территориальный орган Федеральной миграционной службы (далее - ФМС Российской Федерации);

-   при нахождении в государстве постоянного проживания – в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

Заявление заполняется в двух экземплярах на русском языке. Если прилагаемые к заявлению документы составлены на иностранном языке, то необходимо представить нотариально заверенный перевод на русский язык.

Одновременно с подачей заявления о выдаче разрешения на временное проживание должны быть представлены следующие документы:

-   4 фотографии размером 35 х 45 мм;

-   документы, удостоверяющие личность и гражданство. Если иностранный гражданин удостоверяет свою личность документом, выданным в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, в том числе паспортом моряка, или документом, срок действия которого составляет менее 6 месяцев, то заявление не принимается к рассмотрению.

-   документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания, подтверждающий наличие или отсутствие судимости;

-   вид на жительство или иной документ, выданный полномочным органом иностранного государства, который подтверждает проживание иностранного гражданина вне государства его гражданской принадлежности;

-   документ, подтверждающий наличие у заявителя средств для обеспечения прожиточного минимума для него и членов его семьи при проживании в Российской Федерации, либо документ, подтверждающий его нетрудоспособность (справка о доходах физического лица, декларация о доходах с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособий, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности или нетрудоспособность);

-   свидетельство о браке;

-   свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка в возрасте до 18 лет;

-   документ, подтверждающий согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на проживание в Российской Федерации с нотариально заверенной подписью ребенка;

-   сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции у заявителя и членов его семей. Требования к сертификату утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 года №1158 «Об утверждении требований к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции, предъявляемому иностранными гражданами и лицами без гражданства при их обращении за визой на въезд в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев»;

-   документ, подтверждающий, что заявитель и члены его семьи не больны наркоманией и не страдают инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Иностранные граждане, которые имеют право на получение разрешения без учета квоты, должны представить дополнительно следующие документы:

1.   граждане, родившиеся на территории РСФСР и состоявшие в прошлом в гражданстве СССР или родившиеся на территории Российской Федерации – свидетельство о рождении, выданное на территории РСФСР или Российской Федерации, при его отсутствии – паспорт гражданина СССР образца 1974 года;

2.   лица, признанные нетрудоспособными и имеющие дееспособных детей, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Российской Федерации, – свидетельство о рождении и паспорт сына или дочери и справку, подтверждающую нетрудоспособность заявителя, выданную полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации или компетентным органом иностранного государства;

3.   лица, имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации, – свидетельство о рождении, паспорт нетрудоспособного родителя и справку, подтверждающую нетрудоспособность родителя, выданную полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации;

4.   лица, состоящие в браке с гражданами Российской Федерации, имеющими место жительства в Российской Федерации, – свидетельство о браке и паспорт супруга, если совместно с заявителем проживают дети, являющиеся иностранными гражданами, то предъявляются документы, подтверждающие родство или факт усыновления, а также факт совместного проживания;

5.   лица, осуществившие инвестиции в Российской Федерации, – письмо руководителя организации, привлекшей инвестиции, в ФМС Российской Федерации, подтверждающее осуществление данным лицом инвестиций в размере, установленном Правительством Российской Федерации;

6.   для всех категорий граждан, имеющих право на разрешение без учета квоты, – документ, подтверждающий наличие у них жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или согласие граждан Российской Федерации предоставить им для проживания жилое помещение. Граждане Российской Федерации должны быть совершеннолетними и быть зарегистрированы по месту жительства на территории Российской Федерации.

Выдача иностранным гражданам, прибывшем в Российскую Федерацию в порядке, не требующем визы, разрешений на временное проживание производится в порядке установленном в статье 6.1. Федерального закона №115-ФЗ.

Для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин подает в территориальный орган ФМС Российской Федерации согласно пункту 2 статьи 6.1 Федерального закона №115-ФЗ:

1)   заявление о выдаче разрешения на временное проживание.

Форма заявления устанавливается Правительством Российской Федерации. Отметка о принятии заявления проставляется в миграционной карте иностранного гражданина.

2)   документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

3)   миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;

4)   квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание.

В случае если иностранным гражданином не предъявлен какой-либо из вышеперечисленных документов, допускается отказ в принятии заявления. Во всех остальных случаях такой отказ является недопустимым.

Пунктом 5 статьи 6.1. Федерального закона №115-ФЗ предусмотрена обязанность иностранного гражданина представить в территориальный орган ФМС Российской Федерации, принявший его заявление в течение тридцати суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание документов, подтверждающих отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Еще одна обязанность, возлагаемая на иностранного гражданина – это подача в течение одного года со дня его въезда в Российскую Федерацию свидетельства (уведомления) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе. Данное свидетельство (уведомление) подается в территориальный орган ФМС Российской Федерации, принявший заявление иностранного гражданина.

Срок предоставления указанных документов может быть продлен руководителем территориального органа ФМС Российской Федерации при документальном подтверждении иностранным гражданином невозможности предоставления указанных документов в оговоренный законом срок.

Территориальный орган ФМС Российской Федерации при получении заявления иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на временное проживание направляет запросы в орган безопасности, налоговый орган, орган здравоохранения, на которых пунктом 7 статьи 6.1 Федерального закона №115-ФЗ возлагается обязанность в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса:

«предоставить указанному территориальному органу информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание либо являющихся основанием для аннулирования ранее выданного ему разрешения на временное проживание».

Разрешение на временное проживание либо отказ в выдаче такого разрешения иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдается не позднее чем через шестьдесят суток со дня принятия у иностранного гражданина заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание при условии представления всех необходимых документов.

Основания отказа в выдаче разрешения либо аннулирования разрешения на временное проживание определены в статье 7 Федерального закона №115-ФЗ.

Разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

«1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;

4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;

8) в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Действие настоящего положения не распространяется на иностранного гражданина:

размер среднемесячного дохода которого или размер среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи которого не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого указанному иностранному гражданину разрешено временное проживание. Среднемесячный доход иностранного гражданина и среднемесячный среднедушевой доход члена семьи иностранного гражданина определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

обучающегося по очной форме обучения в среднем специальном учебном заведении Российской Федерации;

студента или аспиранта очной формы обучения в высшем учебном заведении Российской Федерации;

пенсионера или инвалида;

относящегося к иным категориям лиц, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;

9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

11) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным;

13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством Российской Федерации;

14) прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок документы, указанные в пункте 5 статьи 6.1 настоящего Федерального закона».

Обратите внимание!

Федеральным законом №110-ФЗ в статью 7 Федерального закона №115-ФЗ включено основание отказа в выдаче либо аннулирование разрешения на временное проживание.

Теперь если иностранный гражданин в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществляет трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а именно в течение ста восьмидесяти суток или не получает доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, то это является одним из оснований для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание. Причем законодатель оговорил категории иностранных граждан, на которых действие данного положения не распространяется.

После принятия заявления о выдаче разрешения на временное проживание территориальный орган ФМС Российской Федерации проводит проверку наличия или отсутствия оснований для отказа в выдаче разрешения. Для этого направляются запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения, органы внутренних дел и другие заинтересованные органы, которые в течение двух месяцев должны сообщить о наличии или отсутствии таких оснований.

Территориальный орган ФМС Российской Федерации, либо дипломатическое представительство, либо консульское учреждение Российской Федерации в шестимесячный срок выдают иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо сообщают об отказе в его выдаче. Уведомление о принятии решения о выдаче разрешения либо об отказе в его выдаче направляется заявителю в течение одного месяца со дня принятия. В уведомлении указываются номер и дата принятия решения либо основания для отказа.

Согласно пункту 7 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ разрешение на временное проживание содержит следующие сведения:

-   фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов);

-   дату и место рождения;

-   пол;

-   гражданство иностранного гражданина;

-   номер и дату принятия решения о выдаче разрешения на временное проживание;

-   срок действия разрешения;

-   наименование органа исполнительной власти, выдавшего разрешение.

Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ:

«в случае принятия решения об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший такое решение, выдает указанному иностранному гражданину соответствующее уведомление».

Повторное заявление о выдаче разрешения может быть подано не ранее, чем через один год после отклонения предыдущего заявления либо аннулирования ранее выданного разрешения на временное проживание.

За выдачу разрешения на временное проживание в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 333.28 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) взимается государственная пошлина в размере 400 рублей.

После получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменить место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, а также не вправе проживать вне пределов указанного субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 11 Федерального закона №115-ФЗ). Но он имеет право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Обратите внимание!

Ранее иностранные граждане, получившие разрешения на временное проживание, обязаны были ежегодно проходить перерегистрацию в органе внутренних дел. Федеральным законом №110-ФЗ постоянно и временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане освобождаются от обязанности ежегодной перерегистрации.

Федеральным законом №110-ФЗ также предусматривается обязанность для временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения ими разрешения на временное проживание по подаче уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание.

Уведомление может быть подано иностранным гражданином в более поздний срок, но не позднее чем через шесть месяцев со дня истечения очередного года со дня получения разрешения на временное проживание. Но на это должны быть уважительные причины (подпункт 2 пункта 9 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ).

Согласно пункту 10 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ в уведомление вносятся следующие сведения:

«1) имя иностранного гражданина, временно проживающего в Российской Федерации, включающее его фамилию, собственно имя, отчество (последнее - при наличии);

2) место проживания данного иностранного гражданина;

3) место (места) работы и продолжительность осуществления данным иностранным гражданином трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание;

4) период нахождения данного иностранного гражданина за пределами Российской Федерации в течение очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание (с указанием государств выезда)».

К уведомлению иностранный гражданин прилагает:

-   справку о доходах;

-   копию налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание.

Обратите внимание!

Федеральным законом №110-ФЗ в статью 7 Федерального закона №115-ФЗ введены пункты 4 и 5, в соответствии с которыми иностранный гражданин может обжаловать решение территориального органа ФМС Российской Федерации об отказе в выдаче ему разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного разрешения на временное проживание в ФМС Российской Федерации или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином уведомления о принятии соответствующего решения.

Причем в период рассмотрения жалобы иностранный гражданин не утрачивает право на временное пребывание в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В случае отмены решения территориального органа ФМС Российской Федерации об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание, территориальный орган ФМС Российской Федерации в течение трех рабочих дней со дня отмены соответствующего решения выдает, то есть восстанавливает данному иностранному гражданину разрешение на временное проживание.

Федеральным законом №110-ФЗ введена статья 6.1 «Временное проживание иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы».

К иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, относятся иностранные граждане, имеющие гражданство тех стран, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения о безвизовых поездках.

В частности это такие страны как:

-   Украина (соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 года);

-   Белоруссия (соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 года);

-   Армения (соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Армения от 25 сентября 2000 года);

-   Азербайджан (соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Азербайджанской Республики от 3 июля 1997 года);

-   Казахстан (соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 года);

-   Киргизстан (соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 года);

-   Таджикистан (соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 года);

-   Молдова (соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан республики Молдова от 30 ноября 2000 года).

Постоянное проживание.

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона №115-ФЗ:

«постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство».

В свою очередь вид на жительство представляет собой:

«документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность» (пункт 1 статьи 2 Федерального закона №115-ФЗ).

Если ранее заявление о выдаче вида на жительство подавалось иностранными гражданами в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, то теперь в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом №110-ФЗ заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании выданного разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. Этот срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен, причем количество продлений срока действия вида на жительство законом не ограничено.

Вид на жительство оформляется в виде документа установленной формы и содержит следующие сведения:

-   фамилию и имя, написанные буквами русского и латинского алфавитов;

-   дату и место рождения;

-   пол иностранного гражданина;

-   гражданство иностранного гражданина;

-   номер и дату принятия решения о выдаче вида на жительство;

-   срок действия вида на жительство;

-   наименование органа исполнительной власти, выдавшего вид на жительство.

Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года №794 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство» (далее - Положение №794).

Обратите внимание!

В настоящее время Положение №794 является действующим документом, но при его применении необходимо учитывать изменения, внесенные Федеральным законом №110-ФЗ, а также то, что органом, осуществляющим выдачу вида на жительство является не федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, а ФМС Российской Федерации, которая принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о выдаче иностранным гражданам или лицам без гражданства вида на жительство, а также об аннулировании вида на жительство (подпункт 6 пункта 6 Положения о ФМС Российской Федерации).

Согласно пункту 2 Положения №794:

«иностранный гражданин (лицо без гражданства), достигший 18-летнего возраста и проживший на территории Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание, может получить вид на жительство».

который выдается ему территориальным органом ФМС Российской Федерации на основании письменного заявления, поданного не позднее, чем за 6 месяцев до истечения срока его временного проживания в Российской Федерации.

Заявление о выдаче вида на жительство заполняется в двух экземплярах на русском языке. Если прилагаемые к заявлению документы составлены на иностранном языке, то представляется нотариально заверенный перевод на русский язык. К заявлению должны быть приложены:

-   4 фотографии размером 35 x 45 мм;

-   документы, удостоверяющие его личность и гражданство;

-   оформленное в установленном порядке разрешение на временное проживание;

-   документ, подтверждающий наличие у заявителя средств, обеспечивающих ему и членам его семьи при проживании в Российской Федерации прожиточный минимум, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность (справка о доходах физического лица, декларация о доходах с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособий, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности или нетрудоспособность);

-   свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка, не достигшего 18-летнего возраста (паспорт - при его наличии);

-   согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на проживание в Российской Федерации. Подпись ребенка на заявлении должна быть заверена нотариусом;

-   документ, подтверждающий наличие индивидуального жилья, жилого помещения по месту проживания на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

-   сертификат об отсутствии у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции;

-   документ, выданный полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, свидетельствующий о том, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Отдельные категории иностранных граждан, получившие разрешение на временное проживание без учета квоты, должны дополнительно представить следующие документы:

-   лица, признанные нетрудоспособными, имеющие дееспособных детей, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Российской Федерации, – свидетельство о рождении и паспорт сына или дочери, а также справку, подтверждающую нетрудоспособность заявителя, выданную полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации;

-   лица, имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации, – свидетельство о рождении и паспорт нетрудоспособного родителя, а также справку, подтверждающую нетрудоспособность родителя, выданную полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации;

-   лица, состоящие в браке с гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Российской Федерации, – свидетельство о браке и паспорт супруга (супруги).

Срок рассмотрения заявления о выдаче вида на жительство не должен превышать шести месяцев со дня подачи заявления. В течение этого срока осуществляется проверка наличия или отсутствия оснований для отказа в выдаче вида на жительство.

В течение 14 дней со дня принятия решения о выдаче вида на жительство или об отказе в его выдаче, заявителю направляется уведомление, в котором указывается номер и дата принятия решения либо основания отказа.

За выдачу или продление срока действия вида на жительство иностранному гражданину или лицу без гражданства взимается государственная пошлина. Размер государственной пошлины установлен подпунктом 10 пункта 1 статьи 333.28 НК РФ - 1 000 рублей.

Обратите внимание!

Федеральным законом №110-ФЗ была дополнена статья 8 Федерального закона №115-ФЗ пунктами 6 и 7.

Теперь закон возлагает на постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан обязанность по ежегодному уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориального органа ФМС Российской Федерации по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство.

Причем, подача иностранным гражданином уведомления осуществляется им лично либо в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении документа, удостоверяющего личность данного иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также его вида на жительство.

Данное уведомление должно содержать следующие сведения:

1)   имя данного иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, включающее его фамилию, собственно имя, отчество (последнее - при наличии);

2)   место проживания данного иностранного гражданина;

3)   место (места) работы и продолжительность осуществления данным иностранным гражданином трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения им вида на жительство;

4)   период нахождения данного иностранного гражданина за пределами Российской Федерации в течение очередного года со дня получения им вида на жительство (с указанием государств выезда);

5)   размер и источники дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им вида на жительства (пункт 6 статьи 8 Федерального закона №115-ФЗ).

Не допускается требовать предоставления иностранным гражданином каких-либо иных документов или сведений.

Форма и порядок подачи уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 9 Федерального закона №115-ФЗ закрепляются основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство.

К таким основаниям относятся случаи, когда иностранный гражданин:

«1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;

4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;

8) не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;

9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

11) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным;

13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством Российской Федерации».

Отметим, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 года №188 был утвержден «Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации».

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2006 года №155-О «По жалобе гражданина Украины Х. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», пунктом 13 статьи 7 и пунктом 13 статьи 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» обжаловалось нарушение конституционных прав заявителя пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» рассматривался вопрос обжалования нарушения конституционных прав заявителя пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», пунктом 13 статьи 7 и пунктом 13 статьи 9 Федерального закона правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В своей жалобе гражданин Украины Х. оспаривает конституционность вышеназванных норм в соответствии, с которыми в случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, они подлежат депортации из Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также, если иностранный гражданин не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), то разрешение на временное проживание ему не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется. По этому же основанию иностранному гражданину не выдается и вид на жительство, а ранее выданный вид на жительство аннулируется.

По материалам дела гражданин Украины Х. имеет заболевание, вызываемое ВИЧ-инфекцией. В 2003 году он заключил брак с гражданкой Российской Федерации, в 2004 году у них родилась дочь, имеющая в настоящее время гражданство Российской Федерации; обе они постоянно проживают в городе Москве.

По мнению заявителя, вышеуказанные нормы законов нарушают его права проживать совместно с семьей, заботиться о ребенке и воспитывать его, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, устанавливают дискриминационные правила, нарушающие баланс прав и свобод человека в демократическом обществе.

Для того чтобы получить разрешение на временное проживание необходимо представить помимо указанных в законе документов и сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции.

В случае представления заявителем данных о наличии у него ВИЧ-инфекции неизбежно будет инициирована процедура его депортации из Российской Федерации, последствием чего в силу статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» станет запрет на въезд в Российскую Федерацию в течение пяти лет со дня депортации, о чем будет проставлена соответствующая отметка в документе, удостоверяющем личность.

В то же время такие международные акты как Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом (принята Генеральной Ассамблеей ООН 27 июня 2001 года), Руководящие принципы по обеспечению уважения прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом (приняты второй Международной консультацией по ВИЧ/СПИДу и правам человека, созванной Верховным комиссаром ООН по правам человека и Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) в Женеве 23 - 25 сентября 1996 года), Конвенция о правах ребенка, (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года) устанавливают, что международное право гарантирует право на равную защиту закона и свободу от дискриминации по каким бы то ни было признакам - таким как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное, сословное или иное положение, что семья признается основной ячейкой общества и что при рассмотрении заявлений на въезд в страну гуманитарные соображения, такие как воссоединение семьи и необходимость в убежище, должны превалировать над экономическими и что ребенок не должен разлучаться со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы в силу судебного решения, принятого на основании закона, определяют, что такое разлучение необходимо в интересах ребенка.

Исходя из вышесказанного, Конституционный Суд Российской Федерации определил, что:

«при наличии коллизии между равно защищаемыми конституционно значимыми ценностями правоохранительные органы и суды при решении вопроса о временном проживании лица, имеющего заболевание, вызванное вирусом иммунодефицита человека, на территории Российской Федерации вправе учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, исходя из гуманитарных соображений.

Правоприменительными органами и судами - исходя из гуманитарных соображений - учитываются семейное положение, состояние здоровья ВИЧ-инфицированного иностранного гражданина или лица без гражданства (в том числе клиническая стадия заболевания) и иные исключительные, заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса о том, является ли необходимой депортация данного лица из Российской Федерации, а также при решении вопроса о его временном проживании на территории Российской Федерации. При этом в любом случае данное лицо не освобождается от обязанности соблюдать предписанные в соответствии с законом профилактические меры относительно недопущения распространения ВИЧ-инфекции» (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2006 года №155-О «По жалобе гражданина Украины Х. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», пунктом 13 статьи 7 и пунктом 13 статьи 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

По общему правилу, установленному пунктом 4 статьи 13 Федерального закона №115-ФЗ иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Однако указанный порядок не распространяется на иностранных граждан постоянно и временно проживающих в Российской Федерации.

Следует помнить, что иностранный гражданин, имеющий разрешение на временное проживание, имеет право работать только на территории того субъекта Российской Федерации, в котором ему разрешено проживание.

Отметим, что теперь с учетом особенностей региональных экономических связей Правительство Российской Федерации может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, временно проживающим в Российской Федерации вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

На иностранных граждан, временно или постоянно проживающих на территории Российской Федерации, распространяются ограничения на право осуществления трудовой деятельности, установленные для всех категорий иностранных граждан.

Иностранные граждане согласно статье 14 Федерального закона №115-ФЗ не имеют права:

-   находиться на государственной или муниципальной службе;

-   замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;

-   быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

-   быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

-   быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

-   заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не могут быть приняты на работу, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 года №755 «Об утверждении Перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу».

К таким объектам и организациям относятся:

«1. Объекты и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

2. Структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций.

3. Организации, в состав которых входят радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно-опасных материалов и изделий».

Приказом Госкомрыболовства Российской Федерации от 29 июля 2002 года №299 «Об утверждении условий, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна рыбопромыслового флота, плавающего под государственным флагом Российской Федерации» установлено, что иностранные граждане не могут занимать на судне рыбопромыслового флота, плавающем под государственным флагом Российской Федерации, следующие должности:

-   капитана (капитана-директора);

-   старшего помощника капитана;

-   старшего (главного) механика;

-   радиоспециалиста.

В приложении к Приказу Госкомрыболовства Российской Федерации от 29 июля 2002 года №299 «Об утверждении условий, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна рыбопромыслового флота, плавающего под государственным флагом Российской Федерации» приведены требования, предъявляемые к иностранным гражданам, и названы документы, необходимые для занятия других должностей.

Временное пребывание.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона №115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – это:

«лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание».

Федеральным законом №110-ФЗ дополнено понятие миграционной карты как документа содержащего определенные сведения.

Под миграционной картой понимается документ, содержащий сведения не только о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства, но и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

В будущем, возможно, будет создана такая миграционная карта, которая не только будет содержать общие сведения о пребывающем на территории Российской Федерации иностранном гражданине, но и разрешение на работу.

В целях реализации Федерального закона №115-ФЗ совместным Приказом Министерств внутренних дел Российской Федерации №1095, Министерства иностранных дел Российской Федерации №16531, Министерства транспорта Российской Федерации №143, Министерства путей сообщений Российской Федерации №49, Государственного таможенного комитета Российской Федерации №1189, Федеральной пограничной службы Российской Федерации №692 от 11 ноября 2002 года «О введении в действие миграционных карт» утверждены «Положение о миграционной карте» и ее форма. Данный документ устанавливает порядок выдачи, заполнения и применения миграционных карт на территории Российской Федерации.

С 1 января 2005 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2004 года №413 «О миграционной карте») введена в действие миграционная карта нового образца, причем миграционные карты, выданные до 1 января 2005 года, действительны наравне с миграционными картами нового образца и обмену на новые не подлежат.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона №115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.

По общему правилу установленному подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона №115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, если иное не установлено Федеральным законом №115-ФЗ.

Обратите внимание!

Федеральным законом №110-ФЗ в Федеральный закон №115-ФЗ введена статья 5.1.

Срок временного пребывания иностранного гражданина как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации в отношении отдельных категорий временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан может быть увеличен Правительством Российской Федерации до ста восьмидесяти суток или сокращен.

Увеличение или сокращение указанного срока может быть осуществлено Правительством Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

При принятии такого решения Правительство Российской Федерации устанавливает срок, в течение которого иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации на момент принятия Правительством Российской Федерации указанного решения, обязаны выехать из Российской Федерации.

Федеральным законом №110-ФЗ изменена редакция пункта 2 статьи 5 Федерального закона №115-ФЗ, а именно:

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Исключения составляют случаи, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание.

Федеральный закон №115-ФЗ предусматривает возможность продления или сокращения срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.

Принятие такого решения находится в компетенции федерального органа исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел (то есть Министерства иностранных дел Российской Федерации), или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (то есть ФМС Российской Федерации) или его территориальными органами.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию и поступающего на военную службу по контракту, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года №793 «О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту, и порядке их регистрации и учета» определено, что срок временного пребывания таких иностранных граждан определяется исходя из времени, необходимого для оформления поступления на военную службу, и устанавливается Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 апреля 2004 года №101 «О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту» установлено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию и поступающих на военную службу по контракту, определяется исходя из времени, необходимого для оформления поступления на военную службу, и не может превышать 90 суток со дня обращения гражданина в военный комиссариат субъекта Российской Федерации с заявлением о желании проходить военную службу по контракту.

В подпункте 6 статьи 333.28 НК РФ установлен размер государственной пошлины за выдачу либо продление иностранному гражданину или лицу без гражданства, временно пребывающему в Российской Федерации, срока действия визы для:

- выезда из Российской Федерации - 300 рублей;

- выезда из Российской Федерации и последующего въезда в Российскую Федерацию - 300 рублей;

- многократного пересечения Государственной границы Российской Федерации - 400 рублей.

Более подробно с вопросами о порядке осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Договор возмездного оказания услуг».