Продолжительность рабочего времени учителя

Правомерно ли утверждение о том, что в соответствии с ТК РФ продолжительность рабочего времени педагога при учебной нагрузке, например, 18 часов или 22 часа в неделю должна составлять 36 часов в неделю и в течение учебного года, и во время работы в каникулы, установленные для обучающихся?

Соответствующие разъяснения по данному вопросу приведены в Письме Минпросвещения РФ № ВБ-1107/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 235 от 22.05.2020 (далее – Письмо № ВБ-1107/08 / 235). В нем чиновники ведомства отметили следующее.

Предусмотренное ч. 1 ст. 333 ТК РФ положение о том, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени педагога не более 36 часов в неделю, к учителям школ, а также к некоторым другим категориям педагогических работников не применяется.

Основанием для такого утверждения является ч. 3 ст. 333 ТК РФ. В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда все вопросы, связанные с конкретизацией продолжительности рабочего времени либо нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, с порядком определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, основаниями ее изменения, а также случаями установления верхнего предела учебной нагрузки, определяются Минобрнауки.

С учетом наличия более 30 наименований должностей педагогических работников продолжительность их рабочего времени либо нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы дифференцируются в зависимости от должности в диапазоне от 18 до 36 часов в неделю (18, 20, 24, 25, 30, 36 часов).

В настоящее время такие вопросы урегулированы Приказом Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – Приказ № 1601).

При этом согласно п. 2.8 приложения 1 к Приказу № 1601 для учителей норма 18 часов в неделю является нормируемой частью их педагогической работы. При увеличении объема учебной нагрузки нормируемая часть рабочего времени увеличивается, а при уменьшении – уменьшается.

Выполнение учителями другой части педагогической работы, предусмотренной квалификационной характеристикой (подготовка к занятиям, работа с родителями, участие в методической работе, в работе педагогических советов и т. п.), какими‑либо нормами времени не регулируется, что предусмотрено Приказом Минобрнауки РФ от 11.05.2016 № 536 (далее – Приказ № 536). Эта ненормируемая часть педагогической работы также учитывается при регулировании рабочего времени учителей и других педагогических работников в различные периоды деятельности.

Пунктом 2.4 Приказа № 536 установлено, что в дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), являющиеся свободными для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ, осуществляемых за дополнительную оплату, обязательное присутствие этих работников в организации не требуется.

Особенности регулирования рабочего времени учителей и других педагогических работников в каникулярный период, предусмотренный для обучающихся, и в периоды отмены учебных занятий по различным обстоятельствам закреплены в разд. IV и VI Приказа № 536, при этом установление для учителей либо перевод их на 36‑часовую рабочую неделю этими разделами не предусмотрены.

Если к учителям не применяется понятие продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю, то как объяснить, что на самом деле фактически рабочее время педагога, отдельных учителей значительно превышает 36 часов в неделю?

Как уже было отмечено выше, режим рабочего времени учителей имеет особенности, которые регулируются Приказом № 536.

Особенности рабочего времени учителей состоят в том, что, с одной стороны, к учителям не применяется понятие продолжительности рабочего времени, соответствующей 36 часам в неделю, в течение которого руководители неправомерно иногда обязывают находиться в образовательной организации даже при 18‑часовой учебной нагрузке.

Как отмечают чиновники Минпросвещения в Письме № ВБ-1107/08 / 235, рабочее время учителя состоит:

Нормируемая часть педагогической работы учителей в силу п. 2.2 приложения к Приказу № 536 определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между занятиями, установленные для обучающихся, в том числе «динамическую паузу» (большую перемену) для обучающихся I класса. Выполнение учителем учебной нагрузки сверх 18‑часовой нормы с их письменного согласия, естественно, увеличивает нормируемую часть его рабочего времени.

Другая часть педагогической работы учителя, требующая затрат рабочего времени, но не конкретизированная по количеству часов, регулируется п. 2.3 приложения к Приказу № 536.

К другой части педагогической работы учителя, выполнение которой увеличивает рабочее время учителя, но не всегда связано с ежедневным, еженедельным его увеличением, относятся:

В соответствии с п. 2.4 приложения к Приказу № 536 не требуется обязательное присутствие в образовательной организации учителей в часы, дни недели (в периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные:

Таким образом, требование руководителя образовательной организации о ежедневном нахождении в ней учителя в часы, свободные от выполнения указанных выше обязанностей, регулируемого особым образом, в том числе самим учителем, является неправомерным.