Заполнение справок о доходах госслужащих за 2019 год

До 30 апреля 2020 года руководители государственных и муниципальных учреждений должны подать справки о доходах госслужащих 2019, имуществе и обязательствах имущественного характера – на себя, супругу (супруга) и несовершеннолетних детей. Если этого не сделать или представить неполные либо недостоверные сведения, руководителю грозит увольнение. На что обратить внимание при заполнении справки?

Согласно ст. 275 ТК РФ и п. 4 ч. 1 ст. 8 Закона № 273-ФЗ[1] руководители учреждений обязаны ежегодно подавать справки о доходах госслужащих 2019. Сведения представляются в орган-учредитель (в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений, функции которого может выполнять кадровая служба) – в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, субъектом РФ, органом местного самоуправления. Форма справки утверждена Указом Президента РФ от 23.06.2014 № 460. Она общая для всех.

Опоздание с подачей справок или заполнение справок о доходах госслужащих их с ошибками повлечет для руководителя серьезные последствия вплоть до увольнения по п. 7.1 ст. 81 ТК РФ (непредставление или представление неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, если такие действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя).

Чтобы помочь лицам, обязанным отчитываться о своих доходах, Минтруд выпустил ежегодные рекомендации (см. Письмо от 27.12.2019 № 18-2/10/В-11200 (далее – Рекомендации по заполнению)). Документ адресован прежде всего государственным и муниципальным служащим – они должны раскрывать сведения как о доходах, так и о расходах. Но руководителям учреждений полезно ознакомиться с той его частью, которая имеет отношение и к ним.

Обязательно ли подавать сведения?

Должность руководителя государственного (муниципального) учреждения поименована в ч. 1 ст. 8 Закона № 273-ФЗ и освободить его от обязанности подавать справки о доходах нельзя. Уважительной причиной здесь не будут ни нахождение в отпуске (ежегодном оплачиваемом, без сохранения зарплаты, по уходу за ребенком и др.), ни временная нетрудоспособность, ни временное неисполнение должностных обязанностей по иной причине (п. 4 Рекомендаций по заполнению).

Подобной точки зрения придерживаются и суды (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда от 07.05.2019 по делу № 33-20102/2019). Как следует из материалов этого дела, учредитель уволил руководителя подведомственного учреждения по п. 7.1 ст. 81 ТК РФ (из-за непредставления справки о доходах), а тот посчитал увольнение незаконным: в периоды с 30.03.2018 по 13.04.2018 и с 16.04.2018 по 24.05.2018 он находился на больничном. Суд не счел эту причину уважительной и поддержал учредителя.

В силу п. 5, 8, 9 Рекомендаций по заполнению справки о доходах можно подать в любое время, начиная с 1 января года, следующего за отчетным. Откладывать до апреля не стоит, особенно если планируется длительное отсутствие руководителя (например, командировка). В ситуации, когда не получается подать сведения лично, их можно направить по почте до 24:00 30 апреля.

А если заявить о невозможности подать справку?

Заявление о невозможности представить сведения о доходах госслужащих за 2019 руководителю учреждения написать нельзя – такое право не предусмотрено антикоррупционным законодательством (п. 31 Рекомендаций по заполнению). А вот в отношении членов своей семьи такое заявление направить можно – если причины, по которым не получается подать справку, объективны. Заявление должно быть направлено в установленный срок – до 30 апреля (п. 29, 30 Рекомендаций по заполнению).

Кстати, объективность причины, по которой не подается справка, тоже становится поводом для споров. В одном таком деле разбирался Верховный суд (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 17.04.2017 № 59-КГ17-3). Работница не подала работодателю справку о доходах своего супруга, поскольку тот отказался сообщать сведения, посчитав их коммерческой тайной. Комиссия по урегулированию конфликта интересов, созданная работодателем, признала причину необъективной и расценила ее как способ уклонения от представления сведений. В итоге трудовой договор с работницей был расторгнут по п. 7.1 ст. 81 ТК РФ и судьи признали законность такого решения.

Кто должен подавать справки?

Закон № 273-ФЗ устанавливает, что справки о доходах подают руководители государственных и муниципальных учреждений и граждане, претендующие на замещение этой должности. Однако органы-учредители могут расширить круг лиц, обязанных отчитываться о своем финансовом положении. Прежде всего, так делают федеральные органы власти в отношении подведомственных учреждений. Например, Минобрнауки[2] включило в перечень должностей не только руководителя, но и заместителя руководителя, главного бухгалтера, его заместителя и аналогичный руководящий состав филиалов и представительств учреждения. Все эти работники должны представлять справки.

Подобные решения принимают и учредители регионального уровня. В частности, Минстрой Республики Крым[3] обязал декларировать доходы директоров, их заместителей и главных бухгалтеров подведомственных учреждений.

Заявление о невозможности представить сведения о доходах госслужащих за 2019 руководителю учреждения написать нельзя – такое право не предусмотрено антикоррупционным законодательством.

Отметим, что на возникновение обязанности по раскрытию доходов напрямую влияет должностной статус, имеющийся у лица на отчетную дату. Применительно к должности руководителя учреждения приведем несколько важных разъяснений Минтруда.

  1. Врио руководителя учреждения, замещающий эту должность на 31 декабря отчетного года, обязан подать справку (пп. 2 п. 13 Рекомендаций по заполнению).

  2. Если лицо назначено на должность руководителя учреждения (в том числе в статусе врио) после 31 декабря отчетного года, справку представлять не надо (п. 14).

  3. Если руководитель учреждения уволился с этой должности в период с 1 января по 30 апреля 2020 года, справку за 2019 год подавать не требуется (п. 15). Отметим, что в прошлогодних рекомендациях Минтруд указывал, что отчитаться в аналогичной ситуации о своих доходах не будет нарушением.

Сведения подаются отдельно на работника и каждого члена его семьи, подпадающего под нормы о декларировании. Например, руководителю, состоящему в браке и имеющему двоих несовершеннолетних детей, нужно представить четыре справки. Как сказано в п. 11 Рекомендаций по заполнению, нельзя объединять в одной справке сведения о двух и более лицах (скажем, о двух несовершеннолетних детях).

Как исправить ошибку в справке?

Справку нужно заполнять на основании правоустанавливающих и иных подтверждающих официальных документов. Минтруд не рекомендует пользоваться информацией, полученной по телефону, в том числе в виде СМС-сообщений (п. 34 Рекомендаций по заполнению). Все это может повысить вероятность ошибки.

Если же руководитель учреждения обнаружит неточности после подачи справки, уточненные сведения можно представить в течение месяца после окончания срока представления справки – до 31 мая года, следующего за отчетным. При этом повторно подаются только те справки, в которых не отражены, не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки (п. 27, 28 Рекомендаций по заполнению).

Если руководитель вовремя не воспользуется своим правом уточнить представленные сведения и неточности в справках обнаружат уже сотрудники органа-учредителя, первому лицу учреждения грозит дисциплинарная ответственность вплоть до увольнения по п. 7.1 ст. 81 ТК РФ. Но могут последовать и менее строгие наказания, в частности выговор.

Так произошло, например, в споре, который рассматривал Красноярский краевой суд (Апелляционное определение от 12.02.2018 по делу № 33-2017/2018). Работница посчитала незаконным выговор, который был вынесен работодателем за предоставление недостоверных сведений о доходах и расходах, и обратилась в суд. Но тот не увидел нарушений. Сведения действительно были поданы в неполном виде: в справках на себя и супруга работница неверно указала, например, вид собственности на недвижимое имущество, не вписала реквизиты документов, являющихся основанием для возникновения права собственности, а в разделе о счетах не указала адрес банка. Эти нарушения присутствовали как в основной, так и в уточненной справке. Выговор за подачу недостоверных сведений был вынесен правомерно.

Данный спор показывает, что вывод о недостоверности информации работодатель (учредитель) может сделать даже тогда, когда ошибки связаны именно с неверным заполнение справок о доходах госслужащих (отсутствие реквизитов документов-оснований, адреса банка). Не помешают подробные разъяснения Минтруда на этот счет.

Что раскрывать в доходах?

Все полученные доходы, в том числе по основному месту работы, указываются без вычета НДФЛ. В строках разд. 1 справки отражаются следующие виды доходов:

При отсутствии того или иного вида дохода в соответствующей строке надо поставить, например, «нет», «не имеется», «0». В последней строке раздела суммируется общий доход.

Вместе с тем Минтруд в п. 60 Рекомендаций по заполнению пояснил: в этом разделе не нужно учитывать денежные средства, полученные работником (членом его семьи) в качестве возмещения расходов, связанных:

Кроме того, в качестве дохода не указываются средства, полученные:

Что указывать об имуществе?

В раздел 3 справки надо вписывать все основное имущество – недвижимость и транспортные средства, принадлежащее руководителю, его супруге (супругу), несовершеннолетним детям на праве собственности, независимо от того, когда эти объекты были приобретены, в каком регионе России или в каком государстве зарегистрированы. При внесении в данный раздел сведений надо ориентироваться на главный признак: имеется ли право собственности на тот или иной объект?

К примеру, если компания-застройщик передала покупателю объект долевого строительства, но на 31 декабря отчетного года квартира не была зарегистрирована в Росреестре, отражать информацию о ней в разд. 3 справки не надо. Сведения вносятся в разд. 6, где указываются объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании (п. 94 Рекомендаций по заполнению).

Это же правило действует в отношении транспортных средств. Если по состоянию на 31 декабря отчетного года автомобиль находился в собственности руководителя учреждения, супруги (супруга), несовершеннолетнего ребенка, объект должен быть отражен в разд. 3. Если же автомобиль уже был продан, указывать сведения о нем здесь не нужно, а вот доход от продажи (в том числе по схеме «трейд-ин») необходимо внести в разд. 1 (п. 101 Рекомендаций по заполнению). При этом следует помнить, что регистрация транспортного средства не служит основанием для возникновения (прекращения) права собственности: если руководитель продал автомобиль до 31 декабря 2019 года, а новый собственник зарегистрировал машину только в январе 2020 года, сведения о ней не включаются в разд. 3.

Как декларировать имущественные обязательства?

В разделе 6 справки отражаются сведения об объектах недвижимости, находящихся в пользовании, а также о срочных обязательствах финансового характера.

В подразделе 6.1 указывается недвижимое имущество (муниципальное, ведомственное, арендованное и т. п.), находящееся во временном пользовании руководителя, членов его семьи, и основания пользования (договор аренды, фактическое предоставление и др.). Подраздел в обязательном порядке заполняется в отношении тех лиц, которые по месту работы (например, в соответствующем субъекте РФ) имеют временную регистрацию (п. 138, 140 Рекомендаций по заполнению).

Сведения об имуществе вносятся либо в подразд. 3.1 «Недвижимое имущество», либо в подразд. 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании». Отсутствие информации в обоих подразделах не допускается.

Вместе с тем на практике часто возникает путаница: гражданин, обязанный отчитываться о своем финансовом положении, не вносит сведения об имуществе в разд. 3 (поскольку оно не принадлежит ему на праве собственности), но и не включает эти сведения в подразд. 6.1. А впоследствии работодатели (органы власти) и суды делают вывод о нарушении работником антикоррупционного законодательства.

В одном из таких случаев служащий внес в справку за 2016 год сведения о двух квартирах, зарегистрированных в Росреестре в отчетном году, хотя расходы на них в справке отражены не были, а в предыдущих справках квартиры или соответствующие источники дохода не указывались. Как пояснил служащий, одна квартира приобреталась по договору долевого участия в 2008 году, а доля в праве собственности на вторую квартиру была унаследована в 2007 году. В силу давности приобретения недвижимости и отсутствия в эти периоды установленной обязанности соблюдать антикоррупционное законодательство служащий, не указав квартиры в более ранних справках, ничего не нарушил. Однако суд посчитал иначе: лицо подало неполные сведения, хотя обязано было внести в справки за 2015 и предыдущие годы сведения о квартирах независимо от фактической даты их госрегистрации (Постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 12.11.2018 № 44Г-178/2018).

Аналогичный вывод судьи сделали и в другом споре (Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ от 11.07.2017 № 204-КГ17-5). Служащий не указал в справке о доходах земельный участок и дом, находящийся в его фактическом пользовании (но не на праве собственности), хотя обязанность сообщать сведения о таких объектах прямо установлена антикоррупционным законодательством. К дисциплинарной ответственности в виде выговора (за представление неполных сведений) служащий был привлечен обоснованно.

В подразделе 6.2 указывается каждое имеющееся на отчетную дату срочное обязательство финансового характера на сумму, равную или превышающую 500 тыс. руб., кредитором или должником по которому является руководитель учреждения, его супруга (супруг), несовершеннолетний ребенок. Если на 31 декабря 2019 года размер обязательства (оставшийся непогашенным долг с суммой процентов) составил менее 500 тыс. руб., оно в справке не отражается. Хотя и включение его в справку не будет нарушением (п. 149, 154 Рекомендаций по заполнению).

Срочные финансовые обязательства, например, возникают по договорам о предоставлении кредита, об уступке права требования, а также по договору долевого строительства (их обязательно надо отражать в справке, если между моментом полной оплаты по договору и моментом подписания передаточного акта или госрегистрации квартиры проходит много времени). В последней ситуации должником выступает компания-застройщик (п. 158 Рекомендаций по заполнению).

Как проверить правильность заполнения справки?

Перед тем, как подавать справки органу-учредителю, руководитель учреждения может самостоятельно оценить полноту сведений и правильность заполнения формы. Для этого полезно изучить другие Рекомендации[4], выпущенные Минтрудом, – в них есть указание на то, что документ можно использовать и при анализе справок, подаваемых руководителями государственных (муниципальных) учреждений (разд. II Рекомендаций).

В частности, в разд. 1 справки должны быть заполнены строки «Доход по основному месту работы» или «Иные доходы», а также указан общий доход за отчетный год. Кроме того, при проверке справок сотрудники органа власти обратят внимание на соотношение дохода по основному месту работы и доходов от иной оплачиваемой работы. Если последние отсутствовали в справках за предыдущие годы, а сейчас превышают основной доход – это станет поводом для детального анализа сведений на предмет их полноты и достоверности (п. 4 разд. I, подразд. 2.2 разд. II Рекомендаций).

Когда в разд. 3 справки отражаются сведения о каком-либо имуществе в собственности, в его отношении должны заполняться все графы. При этом в обязательном порядке сведения вносятся либо в подразд. 3.1 «Недвижимое имущество», либо в подразд. 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании». Отсутствие информации в обоих подразделах не допускается (п. 4 разд. I Рекомендаций).

Выводы о возможном предоставлении недостоверных или неполных сведений сотрудники органа власти могут сделать в следующих случаях, перечисленных в подразделе 2.4 разд. II Рекомендаций:

1) в справке не отражены объекты недвижимости, транспортные средства, ранее принадлежавшие лицу на праве собственности, и доходы от продажи таких объектов, кроме того, отсутствуют сведения в разд. 7 «Сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки»;

2) в справке отражен новый объект недвижимости, но реквизиты документа, являющегося основанием для возникновения права собственности, указывают на приобретение имущества в один из периодов, предшествующих отчетному.

Заключение.

В Рекомендациях по заполнению подробно разъяснены действия лица, наделенного обязанностью декларировать свои доходы. Следование этим указаниям, а также своевременный сбор необходимой информации и документов (справки 2-НДФЛ с основного места работы и иных мест получения дохода, выписки по банковским счетам, вкладам, кредитам, документы – основания для возникновения права собственности или пользования) помогут обеспечить достоверность представляемых сведений. При возникновении же вопросов по заполнению справки Минтруд рекомендует обращаться в подразделение органа-учредителя по профилактике коррупционных и иных правонарушений, куда впоследствии и подается справка.


[1] Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

[2] Приказ Минобрнауки РФ от 26.07.2019 № 533 «Об утверждении Перечня должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах госслужащих за 2019 , расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

[3] Приказ Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от 22.03.2019 № 81 «Об утверждении перечня должностей».

[4] «Методические рекомендации по проведению анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».