Автор: Иванова И. Е., аудитор консалтинговой группы «Аюдар»
Информационно-справочная система «Аюдар Инфо»
Вопрос:
Что необходимо знать при работе с сервисом «Электронный инспектор»?
Ответ:
Данный сервис представляет собой электронный онлайн-ресурс, позволяющий работодателю самостоятельно проверить соответствие отдельным требованиям трудового законодательства. Сервис также дает рекомендации (с приложением правового обоснования и необходимых форм документов) по устранению выявленных нарушений до проведения проверки государственной инспекцией труда.
Отметим некоторые важные моменты, которые следует знать руководителю организации при работе с сервисом.
1. Лицо, уполномоченное на прохождение предварительной проверки (самопроверки), назначается из состава кадровой службы или службы внутреннего трудового контроля. Этот работник должен иметь высшее образование (юридическое или экономическое), опыт кадровой работы и знать трудовое законодательство.
2. Уполномоченное лицо учреждения проходит электронную регистрацию на сервисе. Для этого указываются:
-
полное и сокращенное наименование организации, ее ОГРН, ИНН, позволяющие идентифицировать работодателя;
-
наименование структурного подразделения или фамилия, имя, отчество должностного лица, уполномоченного работодателем на прохождение предварительной проверки (самопроверки) выполнения требований трудового законодательства;
-
местонахождение (почтовый адрес) и номера телефонов организации;
-
электронный адрес (скрыт от иных пользователей и используется сервисом для отправки приватных сообщений).
3. Рабочий кабинет пользователя представляет собой доступное только пользователю и оператору сервиса пространство, где содержится информация о паспорте пользователя и уведомления о сообщениях, поступивших на его имя.
К сведению: Методические рекомендации для работодателей по добровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – Рекомендации), утверждены Минтрудом 28.12.2016 и распространены Письмом Роструда от 07.03.2018 № 837-ТЗ.
4. При работе с сервисом уполномоченное лицо учреждения заполняет так называемые проверочные листы (форма листа приводится в приложении 2 к Рекомендациям). В них дан список критериев (показателей), по которым работодатель самостоятельно оценивает соответствие своей деятельности требованиям трудового законодательства, – предложены типовые трудовые ситуации и варианты ответов (среди них есть правильные, свидетельствующие о выполнении требований законодательства).
Выбирая проверочный лист, пользователю необходимо учесть, что проверке подлежит соблюдение трудовых прав каждого конкретного работника, а не в организации в целом.
5. После заполнения проверочных листов формируется акт проверки соблюдения работодателем трудового законодательства (форма приведена в приложении 3 к Рекомендациям). При необходимости акт можно распечатать.
Результаты проверки с системной отметкой об отсутствии допущенных нарушений направляются в Роструд, чтобы тот поощрил добросовестного работодателя. При обнаружении нарушений организации предлагается перечень мер и инструментов для их устранения и предоставляются образцы необходимых документов. Работодатель, допустивший нарушения, обязан незамедлительно устранить их и привести свою организационно-распорядительную документацию в соответствие требованиям трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
«Электронный инспектор» – это один из сервисов информационно-консультационного портала Роструда «Онлайнинспекция.рф». Здесь же есть обширная база ответов на вопросы, касающиеся исполнения трудового законодательства.