В. В. Егоров, консультант по вопросам начисления зарплаты и ее налогообложения

Журнал «Учет в производстве» № 8, август 2011 г.

1 сентября 2011 года вступает в силу новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Рассмотрим нововведения в статье…

Что изменилось

Новый Порядок аттестации рабочих мест (далее – Порядок) утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. Как и прежний, он распространяется на все предприятия. Причем Порядок не предусматривает проведение аттестации силами работодателя. Ее проводят лишь аттестующие компании. Выбирая такую компанию, следует помнить, что оказывать услуги по аттестации рабочих мест без аккредитации запрещено. Информацию об аккредитации работодатель вправе потребовать у аттестующей компании.

Также изменился порядок формирования аттестационной комиссии. Теперь в ее составе обязательно должны быть представители работников (профсоюзы). Если учесть, что результаты аттестации используются для обоснования (снятия/назначения) льгот и компенсаций за работу во вредных (опасных) условиях труда, то это может сгладить остроту конфликтов по данному поводу.

Итак, согласно пункту 10 Порядка, в состав комиссии включаются представители работодателя (это могут быть руководители структурных подразделений предприятия, юристы, специалисты по кадрам, по труду и заработной плате, главные специалисты, медицинские работники), специалист по охране труда, представители профсоюза (или иного представительного органа работников) и аттестующей организации. Но в любом случае комиссию возглавляет представитель работодателя.

Периодичность проведения аттестации

Согласно пункту 8 Порядка, сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет (как и раньше). Однако иногда требуется проведение внеплановой аттестации. Это необходимо (п. 47 Порядка):

– в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (аттестация должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию);

– по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации.

Кроме того, согласно пункту 48 Порядка, работодатель обязан провести внеплановую аттестацию в случаях:

– выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;

– замены оборудования;

– изменения технологического процесса;

– изменения средств коллективной защиты.

Цели аттестации

Согласно статье 209 Трудового кодекса РФ, аттестация мест проводится, чтобы оценить условия труда на рабочих местах и выявить вредные или опасные производственные факторы.

А также для того, чтобы привести условия труда на предприятии в соответствие с государственными нормативными требованиями.

Аналогичная норма закреплена и в пункте 2 Порядка.

Результаты проведенной аттестации предприятие может, например, использовать (п. 3 Порядка):

– для разработки и реализации мероприятий, которые позволяют привести условия труда в соответствие с государственными требованиями;

– чтобы установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными, опасными, иными условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенную оплату труда;

– чтобы проинформировать работников об условиях труда, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов и полагающихся компенсациях;

– для контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

– для оценки профессионального риска;

– для обеспечения работников средствами индивидуальной или коллективной защиты. Отметим также, что пункт 6 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных постановлением Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н, дает возможность работодателю выдавать работникам средства индивидуальной защиты лишь на основании аттестации рабочих мест в зависимости от характера выполняемых ими работ;

– для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Напомним, что если на предприятии была проведена аттестация рабочих мест и если за определенный период в нем не было травм, то в этом случае работодатель имеет право на льготы – снижение ставки взносов на травматизм (скидки к страховым тарифам до 40% от исходной ставки). Расчет таких скидок проводится согласно методике, которая была утверждена постановлением ФСС России от 5 февраля 2002 г. № 11.

Результаты аттестации

В соответствии с пунктом 44 Порядка результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета, к которому прилагаются, в частности, следующие документы:

– приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;

– перечень рабочих мест, подлежащих аттестации;

– карты аттестации рабочего места по условиям труда с протоколами измерений и оценок;

– сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест;

– план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда. В нем указываются источники финансирования мероприятий, сроки их выполнения, исполнители. Кроме того, указываются устраняемые вредные или опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам;

– протокол заседаний комиссии по результатам аттестации рабочих мест;

– сведения об аттестующей организации с приложением копий документов на право проведения измерений и оценок данной организацией;

– сводная ведомость результатов аттестации;

– протоколы заседаний комиссии.

Образцы документов, прилагаемых к отчету об аттестации (за исключением приказа о создании комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации), приведены в приложениях к Порядку.

Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение 10 календарных дней с даты, когда он поступил ей, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии и передает его вместе с отчетом работодателю (его представителю).

В свою очередь работодатель в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации на предприятии, а также утверждает отчет об аттестации. Каждый работник (под роспись) должен быть ознакомлен с результатами аттестации его рабочего места.

После этого, как следует из пункта 45 Порядка, в течение 10 календарных дней работодатель направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест, а также сведения об аттестующей организации в Государственную инспекцию труда в субъекте РФ.

Значение аттестации

Налоговики считают, что если у предприятия нет протоколов с замерами вредных производственных факторов в воздухе рабочей зоны, то наличие вредных производственных факторов и степень их воздействия на работников не подтверждены. А это, по мнению инспекторов, свидетельствует о том, что расходы на выдачу работникам бесплатного молока для целей налогообложения прибыли признать нельзя.

Кроме того, в этом случае стоимость выданного работникам молока не относится к компенсационным выплатам, то есть не подпадает под нормы пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ. А значит, выдача подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

Однако арбитры указывают, что выдача молока работникам, занятым на производстве с вредными условиями труда, не зависит от аттестации рабочих мест. Пример тому – постановления ФАС Уральского округа от 18 января 2011 г. № Ф09-11222/10-С3, ФАС Западно-Сибирского округа от 17 февраля 2010 г. № А75-6324/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 3 октября 2008 г. № А31-8961/2006-15.

Обошлось без аттестации и в организации, в которой была установлена руководству доплата за неблагоприятные условия труда (работу за дисплеем ЭВМ) в размере 12 процентов от должностного оклада.

Суд обратил внимание на то, что из статьи 147 Трудового кодекса РФ исключено требование об аттестации рабочих мест и условий труда в целях установления доплат за вредные условия труда (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 3 сентября 2010 г. № А69-1291/2008).

Впрочем, есть случаи, когда проведенная аттестация, наоборот, выручала.

Пример тому – постановление ФАС Уральского округа от 13 августа 2008 г. № Ф09-5707/08-С1.

Так, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека попыталось оштрафовать ОАО за превышение допустимой нормы шума на рабочем месте (в автомобиле «ГАЗ 3110»).

Однако суд поверил не показаниям прибора при разовом замере шума, а результатам аттестации рабочих мест, по которым суммарно, в течение рабочего дня, уровень шума не превышает допустимые нормы.

Также напомним, если на производственном предприятии проведена аттестация рабочих мест по условиям труда (причем не обязательна аттестация именно всех мест) и если за определенный период не было травм, работодатель имеет право на льготы – снижение ставки взносов на травматизм (скидки к страховым тарифам до 40% от исходной ставки).

А в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. № 334-ФЗ соцстрах вправе принимать решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на травматизм, начисленных за предшествующий год, на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма.

Согласно пункту 2 Правил финансирования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 11 февраля 2011 г. № 101н, к таким предупредительным мерам относится и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Налоговый учет расходов на аттестацию

Затраты на аттестацию рабочих мест признаются в целях налогообложения прибыли расходами на обеспечение нормальных условий труда. Это закреплено в подпункте 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (то есть как прочие расходы предприятия). Расходы на аттестацию рабочих мест принимаются и при упрощенной системе налогообложения. Об этом сказано в подпункте 26 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

Ответственность за уклонение от аттестации

За непроведение аттестации предусмотрена ответственность по статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф для должностных лиц – от 1000 до 5000 руб., для юрлиц – от 30 000 до 50 000 руб., или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Однако хотя аттестации подлежат все имеющиеся рабочие места, нигде не сказано, что она должна проводиться одновременно.