Источник: ООО "Небо"
Штрафы до 200 тыс. руб. и приостановление деятельности – это лишь часть возможных санкций за нарушение трудового доказательства. В 2024 году большая часть плановых проверок все еще запрещена из-за действия моратория, но в некоторых случаях допускаются внеплановые мероприятия. Рассказываем, когда приходит трудовая инспекция и как обжаловать результаты проверки, если вы с ними не согласны.
Каким работодателям угрожают проверки
Государственная инспекция труда (ГИТ) проводит плановые проверки на основании заранее согласованного графика. Весь бизнес условно делят на категории риска (в зависимости от наличия опасных условий труда), и чем выше позиция, тем больше проверок. Можно уточнить в Роструде,, к какому уровню риска относится ваш бизнес – ответ на запрос придет через 15 дней.
В 2024 году продолжает действовать мораторий на проверки бизнеса, поэтому инспекторы могут заглянуть только на предприятия, которые относятся к крайне высокому и высокому риску.
Внеплановые проверки возможны в двух случаях:
-
Срок предписания по устранению выявленных нарушений истек. К примеру, на вашу компанию поступила жалоба о нарушении трудового законодательства. В ходе документальной проверки инспекторы подтвердили эту информацию и поручили исправить нарушения в течение определенного срока. По его истечению (особенно, если изменений не было), ГИТ может инициировать дополнительную проверку.
-
В Роструд поступила жалоба на ИП или юридическое лицо.
В 2024 году внеплановые проверки грозят бизнесу только в том случае, если есть угроза жизни и здоровью человека (например, работодатель не выдает СИЗ).
Что и как проверяет трудовая инспекция
Государственная инспекция труда (ГИТ) проверяет, выполняют ли работодатели требования трудового законодательства, в частности:
-
заключают с работниками трудовые договоры или пытаются подменить их на ГПД (или вовсе вынуждают сотрудников переходить на самозанятость);
-
своевременно выплачивают заработную плату (и не занижают ее размер меньше МРОТа);
-
создают подходящие условия труда, следят за техникой безопасности;
-
не создают препятствий, если сотрудник собирается в отпуск или на больничный и пр.
При выявлении нарушений ГИТ предъявляет требования по их устранению, а в отдельных ситуациях выписывает штрафы или применяет иные санкции.
В рамках проверки ГИТ использует следующие надзорные мероприятия (плановые и внеплановые).
Проверка документов
Инспектор собирает информацию по работодателю, для чего вправе сделать запрос необходимых бумаг в компании. Документы нужно отправить в срок до 10 дней. Если запрос проигнорировать или выполнить не вовремя, Роструд составит акт о невозможности документального контроля и назначит выездную проверку.
Закон не устанавливает перечень документов, которые вправе запросить ГИТ, но обычно инспекторы ориентируются на содержание поступивших жалоб. К примеру, работник пожаловался, что с ним так и не заключили трудовой договор – инспекторы запросят табели учета рабочего времени. Срок проверки – до 10 рабочих дней.
Выездная проверка
Инспекторы приезжают в офис, в торговую точку или на предприятие, то есть туда, где имеются нарушения. Например, работники пожаловались, что работодатель не выделяет СИЗ и спецодежду (либо предоставляет вещи плохого качества), значит проверяющие приезжают в рабочий цех, изучают условия труда и общаются с сотрудниками. Все выездные проверки проводятся в несколько этапов:
-
Отправка распоряжения о проведении выездной проверки. В документе содержится информация о том, кто проводит контроль и по каким причинам, что именно планируют проверить и в какие сроки. Инспекторы обязаны проинформировать работодателя о проверке минимум за 24 часа до ее начала.
-
Визит инспекторов. Проверяющие должны действовать исключительно в тех рамках, что указаны в приказе о проведении выездной проверки. То есть, если жалоба была на несвоевременную выплату заработной платы, инспекторы не вправе запрашивать документы по медосмотрам или по закупке СИЗ. Кроме этого, проверяющие не вправе начинать работу, если на месте нет руководителя или уполномоченного сотрудника. В случае нарушений, работодатель вправе направить жалобу в Роструд.
-
Оформление результатов. Итоги проверки заносят в специальный акт ( в 2-х экземплярах), где отмечают выявленные нарушения или факт их отсутствия. В документе должны быть указаны:
-
дата, время и место проведения контрольного мероприятия;
-
наименование проверяющего органа;
-
реквизиты приказа, на основании которого проведена проверка;
-
наименование проверяемой компании, ФИО руководителя и сотрудников, которые участвовали в мероприятии;
-
перечень выявленных нарушений и лиц, допустивших эти ошибки;
-
согласие или несогласие работодателя с результатами проверки.
-
-
Требования и предписания. Трудовая инспекция готовит документ, в котором перечисляет выявленные нарушения и сроки, в которые их нужно устранить. Если работодатель не успевает все сделать в указанный период, то сроки можно продлить: для этого достаточно направить в Роструд соответствующее заявление (не менее чем за 5 дней до окончания срока, указанного в предписании) и приложить к нему документы, подтверждающие сложившуюся ситуацию.
Срок выездной проверки – 10 рабочих дней. Для микропредприятий и малого бизнеса – до 40 часов.
Профилактический визит
Мероприятие, в ходе которого инспекторы стимулируют добросовестное исполнение работодателем своих обязанностей в сфере трудового законодательства, консультируют и оказывают информационную поддержку. Инициатором визита может выступить как ГИТ (например, в случае получения жалобы от работника), так и сам работодатель (например, для получения разъяснений по спорной ситуации). В первом случае о визите инспекторы уведомляют минимум за 5 рабочих дней, во втором – сроки указывает сам работодатель в соответствующем заявлении. Само мероприятие проводится в форме беседы.
Как обжаловать требования ГИТ
В случае если работодатель не согласен с результатами проверки, он имеет право их обжаловать:
-
По завершении проверки в акте нужно указать «С выводами инспектора не согласен, подписывать акт отказываюсь, потому что…».
-
В течение 15 дней направить в Роструд возражения по акту. Обязательно прикрепите документы, свидетельствующие в вашу пользу. На решение по этому вопросу у комиссии будет 10 дней.
-
Если результаты не отменили (иногда могут также частично изменить требования), то следующий шаг – жалоба в Роструд в течение 3 месяцев со дня проведения проверки. Направить документ можно по почте (в т.ч. электронной), через Госуслуги, региональный сайт ведомства или портал онлайниспекция.рф.
Коротко для предпринимателя
-
В 2024 году продолжает действовать мораторий на проверки бизнеса, однако при получении жалобы инспекторы вправе инициировать контрольные мероприятия.
-
Проверка может быть документальной (ведомство запрашивает и изучает документы) или выездной (проверяющие приезжают на объект).
-
Работодатель вправе оспорить результаты проверки, если посчитает решение инспекторов некорректным или незаконным.