Вячеслав Таймазов

журнал "Расчет" № 8/2008

Зачастую фирмы экономят на новых сотрудниках, предпочитая им старых и проверенных. Однако время не стоит на месте, поэтому стремление сохранить привычного работника может обернуться катастрофой.

Приятная женщина

Ольга Орлова еще с советских времен лет двадцать проработала заведующей складом на одном из крупнейших заводов Красноярска. Свою трудовую деятельность она начала с шестнадцати лет и всегда считалась отменным работником.

В переломные девяностые Ольга Владимировна переквалифицировалась в бухгалтера и подыскала себе новую работу на крупном предприятии под названием «МЕГАСТРОЙ», которое специализировалось на изготовлении строительных материалов. После долгих лет работы в советской финансовой системе г-же Орловой трудно было приспособиться к новым реалиям. Нередко ее должностное положение висело буквально на волоске.

Однако вскоре все наладилось. Постепенно она не только полностью освоила особенности учетной деятельности, но и достигла определенных успехов. И благодаря своему упорству Ольга Владимировна буквально через год заняла должность главного бухгалтера предприятия.

Естественно, сначала г-же Орловой довелось понервничать. Одно дело быть рядовым работником учета, и совсем иное — нести материальную ответственность, да еще и руководить людьми.

Тем не менее, удача сопутствовала главбуху. Ей удалось придать работе бухгалтерии четкую систему и навести порядок в своем отделе.

Ее подчиненные очень полюбили своего руководителя. Ведь она была женщиной простой и приятной в общении.

В этом качестве Ольга Владимировна проработала на своем предприятии более 15 лет. За это время ей удалось наладить отчетность организации, устранить накопившиеся проблемы и предотвратить новые.

Начало кризиса

В 2006 году предприятие, заключив несколько выгодных договоров, готовилось занять новые позиции на рынке строительных материалов. Речь шла о сделках на сумму более 2 миллионов долларов.

К тому времени Ольга Орлова собиралась уходить на заслуженную пенсию — возраст сказывался не только на ее физическом здоровье, но и профессиональных качествах. К сожалению, из нынешних подчиненных заменить ее никто не мог. Все они были сотрудники молодые и неопытные, да и руководящими способностями не блистали.

Ольга Владимировна прекрасно понимала, что не способна и далее плодотворно работать, учитывая еще и тот факт, что предприятие вскоре должно было ощутимо нарастить обороты.

Руководитель фирмы согласился с требованиями главного бухгалтера, однако попросил ее подождать некоторое время. В данный момент смена главбуха стала бы для «МЕГАСТРОЯ» большой проблемой в связи с намерениями предприятия завладеть солидной долей рынка строительной продукции.

Ольге Владимировне ничего иного не оставалось, как согласиться. Она по советской еще привычке не могла подвести свою организацию. Правда, вскоре до нее дошли слухи о том, что ее уходу противятся не столько из-за изменений в жизни «МЕГАСТРОЯ», сколько из-за нежелания руководства нанимать нового главного бухгалтера, так как ему пришлось бы платить едва ли не в два раза больше, чем Орловой. Молодые специалисты более амбициозны и требовательны к работодателю, что последнему нравится далеко не всегда.

Это было неприятно слышать, но и с этим Ольга Владимировна смирилась. А что ей еще оставалось? Такой уж у нее был характер — не могла оставить коллег в беде.

Многие фирмы пытаются экономить на своих сотрудниках, не подозревая о том, что такая практика очень опасна.

Странная ситуация

Через несколько месяцев после последнего разговора главбуха с генеральным директором на предприятии стали ходить слухи о надвигающемся кризисе. Как оказалось, финансовое состояние «МЕГАСТРОЯ» оставляло желать лучшего. Реорганизация и расширение бизнеса проходили довольно болезненно, предприятие несло огромные издержки.

Но, как говорится, беда не приходит одна. Вскоре организацию ждал не менее серьезный удар. В ходе очередных проверок налоговая инспекция обнаружила существенные огрехи в годовой отчетности. Спорная сумма была довольно внушительной, и «МЕГАСТРОЮ» предъявили обвинение в сокрытии доходов.

Это был удар по самую рукоятку. Никто не мог понять, что же произошло. Началось внутрикорпоративное расследование. Его результаты многих просто потрясли.

Оказалось, что ситуация спровоцирована действиями бухгалтерии. Создавалось впечатление, что недостающие денежные средства кто-то попросту укрыл. Никто не мог поверить, что Ольга Владимировна могла так поступить.

Не вникая в детали, учредители предприятия подали в суд на своего главбуха, обвиняя ее в мошенничестве и хищении крупных денежных средств.

Дела судебные

Кто бы мог подумать, что Ольге Орловой не удастся уйти спокойно на заслуженный отдых. Теперь ей приходилось едва ли не каждую неделю посещать судебные заседания. Многие очень жалели главбуха, однако отдельные злопыхатели стали распространять грязные слухи, уверяя всех, что Орлова связана с какой-то криминальной группировкой.

Суд затянулся на несколько месяцев, и расследование было очень тщательным. Итоги его оказались ошеломляющими и в чем-то даже комичными, если это слово здесь уместно.

Большинство свидетелей все как один отмечали, что в последнее время Орлова очень странно себя вела. Необычную для нее рассеянность заметили все сотрудники бухгалтерии. Кроме того, она часто стала засыпать на рабочем месте. После медицинской экспертизы стало очевидным, что у главбуха начальная стадия склероза.

Таким образом, ей даже обвинение в халатности нельзя было предъявить, не то что подозревать ее в злом умысле. На это указал адвокат главного бухгалтера, и его позицию поддержал в итоге суд.

На заслуженный отдых

Эта история могла закончиться печально, однако Ольге Владимировне повезло с защитником. Юрист добился не только полного оправдания своей подопечной, но и сумел отсудить у «МЕГАСТРОЯ» довольно крупную сумму за моральный ущерб.

После этого случая многие коллеги и знакомые Ольги Орловой в корне пересмотрели свои подходы к работе. Многие из них твердо решили, что лучше уйти с должности раньше, нежели потом оказаться не у дел...