В. Мясницкий, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Сокращение персонала, перевод сотрудников на режим неполного рабочего дня, а то и вовсе временное приостановление деятельности компании – подобные кризисные явления не лучшим образом сказываются на показателе безработицы в стране. Поэтому неудивительно, что у работодателей появились новые обязанности перед Федеральной службой по труду и занятости и Росстатом.

Письмо в СЗН

Согласно статье 37 Конституции граждане России имеют право на труд и защиту от безработицы. Основным документом, регулирующим данный процесс, является Закон от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон № 1032-1).

Уделено в нормативном акте внимание и работодателям, которые обязаны содействовать проведению государственной политики в данном вопросе. Так, с 1 января 2009 года хозяйствующие субъекты обязаны в письменной форме сообщать в органы службы занятости населения о введении режима неполного рабочего дня (смены) или сокращенной рабочей недели, а также о приостановке производства. Сделать это нужно в течение трех дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий. Таково требование Закона от 25 декабря 2008 года № 287-ФЗ, которым были внесены изменения в Закон № 1032-1.

Напомним, что ранее фирмы должны были уведомлять СЗН только в случае ликвидации юрлица и при сокращении штатной численности. Согласно пункту 2 статьи 25 Закона № 1032-1 делать это нужно как минимум за 2 месяца до начала данных процедур.

Отметим, что действующее законодательство выделяет две основных причины для введения неполной рабочей недели. Во-первых, это можно сделать во избежание массового увольнения работников в связи с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК). В таком случае «сокращенный режим» вводится на срок до шести месяцев.

Однако гораздо чаще перевод на неполное рабочее время осуществляется по согласованию с сотрудниками. Популярность данного подхода очевидна – ведь при нем попросту отсутствуют какие-либо временные ограничения для периода «частичной» занятости. Об этом говорится в статье 93 Трудового кодекса.

К сожалению, новая редакция Закона № 1032-1 не содержит отсылок, в какой из указанных ситуаций нужно уведомлять службу занятости. Более того, не конкретизированы требования к бумагам и порядку их представления. А посему во избежание проблем с госорганами желательно подстраховаться и проинформировать СЗН независимо от обстоятельств. Ведь в противном случае это может быть квалифицировано как административное правонарушение в соответствии со статьей 19.7 КоАП. В результате за «забывчивость» такого рода компания имеет все шансы получить штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

«Прибавка» к статотчетности

Очередным «подарком» для участников коммерческой деятельности стал приказ Росстата от 25 декабря 2008 года № 325, на основании которого была утверждена форма федерального статистического наблюдения за неполной занятостью и движением работников (далее – форма № П-4 (НЗ)). Бланк заполняют юрлица со средней численностью персонала более 15 человек, включая работающих по совместительству и по договорам гражданско-правового характера. Данную форму отчетности не сдают субъекты малого предпринимательства.

«Целевая аудитория» формы № П-4 (НЗ) – это фирмы, основной вид деятельности которых относится к следующим разделам ОКВЭД: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт и связь, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, финансовая деятельность.

Если у компании имеются обособленные подразделения, то форма № П-4 (НЗ) заполняется как по каждому филиалу и представительству, так и по юридическому лицу в целом. По общему правилу документ сдается в территориальное подразделение Росстата по месту нахождения фирмы либо «обособленца».

Форму № П-4 (НЗ) необходимо представлять ежемесячно не позднее 3-го после отчетного периода. Для этого руководитель предприятия назначает должностных лиц, уполномоченных подавать статистическую информацию от имени хозяйствующего субъекта.

Необходимо помнить о том, что сведения приводятся по работникам списочного состава в целом по организации, без выделения по видам экономической деятельности. При этом внешние совместители не указываются.

На практике возможна ситуация, когда на одно рабочее место приняты два человека (каждый на полставки). Тогда в списочной численности учитываются два человека. Однако при их увольнении по строке 13 фиксируется одно вакантное рабочее место. Если уволится только один из них, то вакансия не считается открытой.

Напоследок отметим, что нарушение ответственным сотрудником порядка сдачи статотчетности влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей. К аналогичным последствиям приведет и доведение до сведения госорганов недостоверной статистической информации (ст. 13.19 КоАП).