Автор: Юлия Попова, эксперт по кадровому ЭДО системы Контур.Диадок

27 сентября Минцифры анонсировали появление сервиса для подачи заявлений на отстрочку через Госуслуги. В рамках частичной мобилизации могут подать на освобождение от призыва сотрудники IT и телеком-компаний.

Подача заявления не является обязательной, остается на усмотрение сотрудника. Окончательное решение о непривлечении к мобилизации принимает Минобороны, Минцифры только обрабатывает заявления и передает их в Генштаб.

Кто вправе подать заявление на отсрочку от мобилизации

Заявление подают сотрудники, которые:

  • работают в аккредитованных ИТ-компаниях и задействованы в разработке, развитии, внедрении, сопровождении и эксплуатации ИТ-решений (программного обеспечения, программно-аппаратных комплексов) либо в обеспечении функционирования информационной инфраструктуры;

  • трудятся в компаниях-операторах связи, имеющих лицензию, и участвуют в обеспечении устойчивости, безопасности и целостности функционирования отдельных сооружений связи, средств связи и линий связи сети общего пользования, а также центров обработки данных.

Каковы условия получения отсрочек

Претендовать на отсрочку от частичной мобилизации сотрудник может, если он:

  • трудится в аккредитованной Минцифры ИT-компании или операторе связи, имеющем лицензию;

  • работает в организации по трудовому договору с нормальной продолжительностью рабочего времени или ненормированным рабочим днем;

  • имеет соответствующее высшее образование для выполнения своих обязанностей;

Что нужно для подачи заявления

Для оформления заявления на отсрочку понадобятся:

  • форма-подтверждение, подписанная генеральным директором компании-работодателя;

  • подтвержденная учетная запись на Госуслугах.

В заявлении указываются личные данные, сведения о воинском учете, сведения о высшем образовании, сведения о работе.

Алгоритм действий кадровиков при выдаче форм сотрудникам

Шаг 1. Скачайте форму-подтверждение, заполните ее (по каждому из сотрудников, претендующих на отсрочку, отдельно)

Шаг 2. Сохраните форму без изменения формата файла (csv в кодировке UTF 8)

Шаг 3. Подпишете форму-подтверждение усиленной квалифицированной электронной подписью генерального директора или иного единоличного исполнительного органа компании. Затем направьте соответствующим сотрудникам вместе с файлом открепленной электронной подписи.

На Госуслуги форму-подтверждение нужно загрузить в формате csv и электронную подпись в формате sig.

Важно!

Не нужно менять форматы, содержание и названия файлов, иначе они не будут восприняты системой.

Чтобы подписать файл, используйте ключ электронной подписи, сертификат которого выдан на имя генерального директора или иного единоличного исполнительного органа.

Как подписать заявление в электронном виде

Подписать заявление удобно с помощью сервисов для кадрового электронного документооборота (КЭДО), например — Контур, СБИС. Также есть бесплатные аналоги ЭДО - TrustDoc.

При отправке файла от имени генерального директора будет сформирована электронная подпись под документом. В некоторых сервисах для КЭДО можно пройти регистрацию и подключение онлайн и в течение 1-2 дней начать работу. Нередко сервисы предоставляют бесплатный пробный период. Если сотрудников и заявлений много, такой вариант подписания заявлений будет самым быстрым и удобным.

Минцифры предлагает и другие варианты, но они более трудоемкие.

Так, ведомство предлагает подписать форму-подтверждение с помощью криптопровайдера (например — ViPNet CSP или КриптоПро CSP) и специальных порталов, позволяющих подписывать документы в веб-форме (например — iit.iitrust.lk/cservices crypto.kontur.ru).

Еще вариант - использовать специальные программы — средства электронной подписи, позволяющие сформировать открепленную электронную подпись под документом. Например — ViPNet PKI Client, КриптоАРМ, ViPNet CryptoFile. Обычно такое программное обеспечение платное, но некоторые программы имеют бесплатный «пробный» период.