Прежде всего, нужно понимать, что эффективность всего предприятия зависит от эффективности каждого подразделения, входящего в его состав. В свою очередь эффективность составных частей определяется эффективностью работы сотрудников. Чем четче работник выполняет трудовую функцию, тем более продуктивным и прибыльным становится предприятие. Отдельное внимание стоит уделить вопросу адаптации новичков в организации. Попробуем разобрать все по категориям и предоставить возможные решения этого вопроса.
Предприятие предприятию рознь
Имея все необходимые навыки, развитые на высоком уровне, сотрудник менее эффективен, чем его коллега, обладающий меньшими знаниями, опытом и владеющий навыками на гораздо низком уровне. Зачастую такое бывает, когда новый сотрудник не ознакомлен со структурными единицами предприятия и берет на себя задачи других.
Итог – взятых задач больше, чем у других работников, и даже больше, чем он сможет физически выполнить. Но он знает, как их выполнить и потому его чек-лист растет.
Какой в этом смысл, если они выполняются другими, специально обученными людьми? Никакого. Проблема решается очень просто – знакомством новичка с подразделениями и сотрудниками, а также их функциями. Он поймет, что есть люди, которые обязаны заниматься этой деятельностью, и отвечают за выполнение, а брать эти задачи просто глупо.
И не всегда наличие, отсутствие у человека опыта работы является проблемой. Возможно, порядок работы с предыдущим работодателем был другой. А человеку свойственно вырабатывать привычку, которая прямо влияет на профессионализм и скорость выполнение задач.
Глубокий анализ проблем нового сотрудника
Чтобы выработать процедуру решения, сначала нужно четко и емко выяснить проблему, в основном это — низкая эффективность новичка на предприятии. Обычно она выражается в трех проекциях:
-
сотрудник не имеет четкого представления своего места в организации;
-
он обладает широкой компетенцией или рядом компетенций, и старается их полностью реализовать;
-
у него проблемы в общении с коллегами (он интроверт).
Здесь поможет простая беседа с новеньким, в ходе которой проблемы, если они есть, всплывут. Или можно задать вопрос прямо, например, такой – «С какими рабочими проблемами Вы, как сотрудник нашей компании, сталкиваетесь чаще всего?». Получив ответ, работодатель или уполномоченное лицо сможет помочь сотруднику их решить.
Специальные методы и мероприятия, которые устраняют проблемы
Во-первых, это выделение времени для адаптации на новом месте. Работник не подвергается резкой критике, штрафам, но получает возможность задавать вопросы и тем самым выработать нужное поведение на рабочем месте. То, которого от него хочет работодатель. Для облегчения адаптации множество компаний выделяют новичкам не только время, но и специалистов, которые во всем помогают работнику.
Во-вторых, уделяется внимание тому, чтобы наладить общение с теми людьми, с которыми сотруднику предстоит общаться прежде всего. Это соседи в кабинете, работники одного отдела, контролирующие лица. Пообщавшись с ними, сотрудник будет лучше понимать организацию труда на предприятии. «Ритуал» знакомства и пара слов о каждом из вышеуказанных лиц поможет наладить коммуникацию между работниками. Это социальная составляющая работы, и она очень сильно влияет на адаптацию новичка.
И наконец, в-третьих, проводить вступительные корпоративные мероприятия, где в неформальной обстановке сотрудник будет «принят в общество», что положительно скажется на общении, и представлении себя в качестве части не только организации, но и коллектива.