Источник: Зарплата.ру

Заканчиваются памятные многим из нас «госы» и защиты дипломных проектов у бакалавров, вот-вот к этому рубежу подойдут магистранты. И тысячи дипломированных выпускников выходят на рынок труда со своими надеждами и набранными за годы учёбы профессиональными компетенциями. Что сегодня представляет из себя этот новый класс российских дипломированных работников? Михаил Гольдберг, директор центра делового обучения «Сфера», ответит на этот вопрос.

Сегодня много и вполне справедливо пишется о «теории поколений» и о том, чем отличаются от других социальных возрастных групп люди, рождённые примерно с 1981 по 2000 год (это так называемое «миллениумовское поколение Y»), и люди, рождённые после 2000-го года (это волнующее нас — людей старшего поколения — «неизведанное поколение Z»).

При этом сегодняшних выпускников ВУЗов можно отнести к «пограничному слою» между этими поколениями. Они сумели сполна взять из черт характера оттуда и отсюда.

Они типичные дети интернета, различного рода гаджетов и виджетов, социальных сетей. У них не всегда понятные старшему поколению взгляды на жизнь и неожиданное для нас мироощущение: подчас смутные и не очень далёкие цели и задачи, необычные мотивы и стереотипы, привычки и манеры поведения. Кроме этого, их еназывают «поколением новых школьных ФГОСов» и «поколением ЕГЭ» , что тоже сумело наложить свой отпечаток. А обучаясь в ВУЗах, многие из них вполне могли столкнуться с ещё большим, чем ранее, отдалением родного ВУЗа от реальной жизни.

Увы, сегодня ВУЗы стали ещё больше замкнутыми на себя системами, настроенными на показатели оценки эффективности своей работы, мало связанные с реальным сотрудничеством с предприятиями и организациями, органами власти и самоуправления. Отсюда нередко у выпускников вузов невысокая готовность немедленно приступать к работе, как это могут делать выпускники СУЗов, выпускники курсов профессиональной переподготовки. Да и поступление на основании балла ЕГЭ одновременно и на врача, и на самолётостроителя привнесло свои «изюминки» в выбор профессии и последующую любовь к ней.

Итак, большинству сегодняшних выпускников ВУЗов присущи как и многие качества, которые потенциальные работодатели оценят как плюс, так и те качества, которые явно будут им казаться «минусовыми» .

Начнём с положительных моментов.

Сегодняшние выпускники ВУЗов способны очень быстро находить и усваивать новую для себя информацию… Но на привычном для себя «поверхностном уровне»: иногда на уровне справки в Википедии, простенькой статьи в интернете или коротенького видеоурока на Ютубе. Поэтому если для начала работы нужно очень быстро освоить что-то совершенно новое для компании и (или) для них самих, то выпускники будут очень хороши. Но чтобы они глубоко начали изучать вопрос, работодателю нужно очень потрудиться: убедить и мотивировать.

Выпускники очень хороши в быстром освоении новых компьютерных программ, компьютерных технологий работы. У них хорошо развиты навыки работы в многозадачном режиме, работы во временных проектах.

Они не стесняются открыто говорить о возникающих проблемах, они никогда излишне «не парятся» над решением поставленных задач и идут к их решению кратчайшим и скорейшим путём. Иногда позвонят и проконсультируются у друзей или быстро «закинут вопрос» на форум, быстро «початят» проблему. Они очень хорошо готовят презентации и охотно выступают с ними.

Большинство выпускников сегодня трезво относятся к собственной профессиональной компетенции и ищут возможность на практике освоить полученную в ВУЗе профессию или новую. Поэтому многие выпускники ищут таких работодателей, кто создаст им эти условия и даст решать интересные, а не рутинные задачи. Хотя они и держат в голове определённый «начальный зарплатный минимум».

Им хочется проводить на работе время не только полезно для себя, но и интересно! Работа для них в первую очередь — большая часть интересной и насыщенной личной жизни. И работодателям нужно стремиться создавать такие условия разнообразными корпоративными штучками. Выпускников очень легко настроить на работу в компании в удалённом режиме, по свободному графику.

Если говорить о «минусах», то это

  • невысокая профессиональная готовность сразу приступать на хорошем уровне решать поставленные профессиональные задачи,

  • отсутствие стремления глубоко вникать в профессию и в поставленную задачу

  • нередко у выпускников не очень развито профессиональное мышление,

  • отсутствие большого желания «из чувства долга» дополнительно тратить время на работу,

  • отсутствие желания надолго (максимум на 2-3 года) связывать себя с одной компанией и отсутствие желания выстраивать карьеру в компании.

Все эти проблемы вполне преодолимы, если работодатели будут к относиться к их решению вдумчиво и спокойно.