Автор: Наталья Огурцова, директор КИА «Перфект»

Источник: Зарплата.ру

«Из шести человек нужно уволить четверых. При этом все хороши на своем месте, каждый по своему, и каждый имеет какие-то внепрофессиональные бонусы. Совершенно не важно, кого решено уволить, всех жалко, все отличные. Но беседа на безболезненное увольнение будет для всех разной», — Наталья Огурцова, директор КИА «Перфект», на конкретных примерах показывает как составить с сотрудником разговор об увольнении, учитывая его мотивацию.

Отсутствие мотивации — корень всех зол, осталось только осознать, в чем она для каждой штатной единицы, также известной, как личность.

Далеко не каждая личность четко знает свою мотивацию, часто прямая «делаю-получаю» затуманена социальными запретами или стимулами. На выходе уставшие тётки (любого пола и возраста), которые должны, поэтому должны.

Вроде бы, чего проще, сопоставить «хочу» с «могу» — вот и сегмент «получаю». Ан нет, хочу — это очень сложная зона, с которой долго работают коучи, задавая раздражающий вопрос «Чтобы что», пока раздражение клиента не заставит прервать сеанс. После сам клиент задумается, может быть, даже что-то изменит.

Но наша задача — ответить на вопрос: «Чего он хочет-то, ОМГ!» быстро и достаточно достоверно, чтобы иметь возможность с полученным результатом работать.

И в помощь нам старинная коучская игра «16 ассоциаций», суть которой в определении приоритетов, а правила доступны любому:

  1. Формулируем запрос в самых общих чертах (это что-то с чем у нас есть проблема, например, Работа, или Домоводство, или Воспитание детей, или Изменение жилищных условий)
  2. На запрос составляем 16 ассоциаций, слов или словосочетаний. Первые 8 пролетят легко, следующие 4 со скрипом, последние совсем через не могу, но задача не запредельной сложности, вполне решаемая, тут важно донести до реципиента, что «полный ужас!» — это тоже ассоциация, как и любая другая.
  3. Уходим курить, пить кофе, чай, звоним маме… В общем, отвлекаемся.
  4. Сверху вниз на каждую пару (1 и 2, 3 и 4 … 15 и 16) составляем ассоциацию. Любую, может быть, вообще не имеющую отношения к запросу. Остается 8.
  5. С этими восемью повторяем. Потом с четырьмя повторяем. Потом с двумя повторяем. И вот оно — последнее, истинная мотивация.

Что нам, эйчарышням, с этим делать? Мотивировать, конечно! «Будешь хорошо работать, станешь самоглавным директором!» или «Будешь хорошо работать, сможешь заработать 100500 безусловных денег!» или «Мне так жаль, но в нашей компании вряд ли у тебя есть шанс роста. А ты уже слишком хорош, чтобы сидеть тут на попе. Позволь пожелать тебе счастливого пути и резкого взлета!»

Давайте рассмотрим на примере сокращения:

Из шести человек нужно уволить четверых. При этом все хороши на своем месте, каждый по своему, и каждый имеет какие-то внепрофессиональные бонусы.

По итогам теста, у двоих мотивация на деньги, у двоих на карьерный рост, еще один мечтает о карьере тренера, шестой — работа ради работы.

Дальше совершенно не важно, кого решено уволить, всех жалко, все отличные. Но беседа на безболезненное увольнение будет для всех разной.

  • Для «меркантильных». Дружище, положение компании таково, что мы на этом проекте сильно теряем деньги. И зарплата будет скукожена в любом случае. А еще у нас сокращение тут планируется. Хочешь, компенсацию?

  • Для «карьеристов». Дружище, к сожалению, проект не будет расширяться, а, совсем наоборот, будет скукоживаться, а ты так невероятно крут, что тебе здесь объективно ловить нечего. Хочешь рекомендаций на руководителя?

  • Для «тренера». Дружище, тебе так нравится воспитывать питомцев, но мы сворачиваем проект, и питомцев не будет. Однако у тебя это так хорошо получалось, что мне кажется, ты совсем не на месте. Хочешь, помогу тебе составить резюме и дам рекомендацию на стартовую позицию в области обучения?

  • Для «социального работника». Дружище, наш проект бесполезен и бесперспективен. А тебе еще и ездить далеко. А еще и дети без присмотра. А еще и самореализации никакой. Хочешь, я научу тебя, как искать работу по душе? Вот что ты любишь делать?

Безусловно, этими тремя категориями дело не ограничится, но, если знать, какой пряник можно предложить впереди, и какой кнут использовать сзади, результатов можно добиться самых впечатляющих.