Автор: Валентина Митрофанова
Источник: Superjob
Проект закона о независимой оценке квалификации обсуждался уже очень давно. 3 июля 2016 года он был принят, но вступит в действие с 1 июля 2017 года. Тем не менее работа по подготовке к его реализации уже сейчас идет полным ходом: практически каждый совет по профессиональной квалификации имеет функцию оценки, а некоторые советы уже апробационно ее осуществляют.
Поэтому и работникам, и работодателю необходимо разобраться в том, что же несет им этот закон, как он повлияет на взаимоотношения между ними.
Для начала давайте сразу приведем перечень законов, которые регламентируют вопросы независимой оценки.
1. Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
2. Федеральный закон от 03.07.2016 N 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации"».
3. Федеральный закон от 03.07.2016 N 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации"».
Как видите, сейчас порядок проведения независимой оценки квалификации регламентируют целых три федеральных закона.
Думаю, сами законы может почитать каждый, поэтому давайте просто обобщим и проанализируем ключевые вопросы нововведений и то, как это скажется на взаимоотношениях работников и работодателей.
Итак, сам закон «О независимой оценке квалификации» в статье 2 вводит определения органов, которые непосредственно определяют или влияют на процедуру оценки, их цели и полномочия. Необходимо знать эти органы и понимать суть их работы: НАРК (Национальное агентство развития квалификаций), НСПК (Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, официальный сайт nspkrf.ru) и СПК (Совет по профессиональным квалификациям), которые создаются по разным отраслям и видам профессиональной деятельности (полный список советов - nspkrf.ru/soveti.html).
Что такое независимая оценка квалификации? «Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее - независимая оценка квалификации), - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификации в соответствии с настоящим Федеральным законом».
Саму оценку будут производить центры оценки квалификации (далее ЦОК). Проверяться при этом будет квалификация соискателя на требования, установленные законодательно или в профессиональном стандарте.
Как будет проводиться сама оценка? Она будет проходить в форме профессионального экзамена с применением оценочных средств, под которыми в законе понимается «комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификации при проведении профессионального экзамена». А порядок проведения профессионального экзамена еще будет дополнительно установлен Правительством РФ.
Пройти такую оценку может любое физическое лицо — «соискатель», который может прийти сам или по направлению работодателя.
Является ли оценка платной? За чей счет будет проводиться экзамен? Да, она будет платной. Оплату будет производить заинтересованное лицо. То есть если, например, физическое лицо обратилось в ЦОК, чтобы подтвердить свою квалификацию для дальнейшего трудоустройства на работу, то этот человек сам и будет за это платить. Если же работодатель направляет своих работников, то именно работодатель будет оплачивать услуги.
Кстати, Федеральный закон от 03.07.2016 N 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации"» внес поправки в Налоговый кодекс РФ, в соответствии с которыми оплата за прохождение независимой оценки не подлежит налогообложению НДФЛ (поправка в ст. 217 Налогового кодекса РФ). Они дают право на социальный налоговый вычет в размере стоимости оценки (поправка в ст. 219 Налогового кодекса РФ). Сами расходы на проведение оценки работодатель может относить к затратам (поправка в ст. 264 Налогового кодекса РФ), а документы, подтверждающие эти расходы, хранить не менее 4 лет.
Для прохождения оценки необходимо будет предоставить заявление, копию документа, удостоверяющего личность; могут запрашиваться и иные документы.
Если соискатель успешно прошел оценку, то в течение 30 дней он получит свидетельство о квалификации, а в случае неудовлетворительной оценки — заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. Все выданные свидетельства будут внесены в специальный реестр, поэтому любой работодатель, к которому пришел работник с таким свидетельством, сможет по реестру проверить, выдавалось ли оно.
Конечно, сразу возникают вопросы: не будет ли такая оценка профанацией? Не будут ли ЦОКи выдавать такие свидетельства налево и направо за деньги? Это покажет только время, но сама система, как она выстраивается сейчас, должна исключать такие факты. Дело в том, что оценочные средства, которые применяются центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена, разрабатываются и утверждаются Советом по профессиональным квалификациям, для всех ЦОКов они будут едины. И именно советы будут аккредитовать ЦОКи, контролировать их работу, проверять соблюдение порядка оценки. Даже решение о выдаче свидетельств о квалификации принимается СПК после проверки, обработки и признания результатов независимой оценки. Это не является решением ЦОКа.
Также СПК создает апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, и организует ее деятельность. Поэтому, если кто-то не согласен с результатами оценки, он будет искать правду не в самом ЦОКе, а в СПК.
Какие особенности взаимодействия с ЦОКами необходимо знать?
Первое: ЦОКи аккредитуются определенным СПК по определенным квалификациям, если они удовлетворили всем требованиям, которые были установлены СПК к материальной базе, экспертам и т.д. Поэтому важно проверить, был ли ЦОК аккредитован. На сайте конкретного СПК должна быть информация обо всех аккредитованных ЦОКах.
Второе: один ЦОК может пройти аккредитацию в нескольких СПК, поэтому важно понимать, по каким именно квалификациям ЦОК может осуществлять свою деятельность по оценке. Но, например, по одному и тому же стандарту ЦОК может иметь право проводить оценку не по всем квалификациям, а только по некоторым. Это тоже важно учитывать соискателям и работодателям.
Зачем работодателю отправлять своего работника в ЦОК, да еще и платить за это? Это удобно, например, если работодатель не хочет создавать внутри своей компании аттестационную или квалификационную комиссию, или в случае трудового конфликта с работниками, или при решении вопроса о преимущественном праве при сокращении численности штата, или при необходимости проверить кандидата на работу и т.д. Таких причин, наверное, будет много, когда система независимой оценки заработает уже в полную силу. Ведь даже для проведения аттестации одной категории работников работодателю сейчас необходимо очень серьезно организовать процесс внутри компании: создать аттестационную комиссию, включив экспертов в той профессиональной области, в которой работают сотрудники, которых нужно аттестовать, разработать порядок аттестации, оценочные средства и т.д. Часто затраты на отправку работника в ЦОК будут существенно ниже, чем создание внутренней процедуры оценки.
Еще одна возможная проблемная ситуация — это включение в состав комиссии экспертов. То есть внутри компании должны быть еще и эксперты в разных профессиональных сферах, в которой работают сотрудники. Организовать это часто трудно, затратно, а иногда и невозможно. И тут тоже ЦОК может быть определенным выходом.
Итак, если работодатель отправляет работника в ЦОК, то он обязан предоставить ему определенные гарантии, которые прописаны в Трудовом кодексе в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации"».
В ст. 187 Трудового кодекса РФ появились новые гарантии, связанные с прохождением независимой оценки. Во-первых, за работником на период ее прохождения сохраняется средний заработок. Во-вторых, если ЦОК находится в другой местности, то работнику производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Оплату оценки также осуществляет работодатель. При этом отправить работника на такую независимую оценку работодатель может только с его письменного согласия. То есть принудительного права отправлять работников для оценки в независимые центры у работодателя все-таки нет.
Итак, подводя итоги. Как повлияет создаваемая в стране система независимой оценки квалификации на взаимоотношения работника и работодателя? Появится третья сторона, которая сможет экспертно подтверждать квалификацию работника. Это, несомненно, повлияет на вопросы подбора персонала (когда будут приходить соискатели с такими свидетельствами о квалификации), на отказы в приеме на работу соискателей, на конфликты между работником и работодателем относительно квалификации работника (например, при сокращениях, переводах, принятии решений о предложении вакансий и т.д.), на вопросы оплаты труда при присвоении определенных тарифных разрядов и, конечно, самое главное — на процедуру оценки и аттестации работников. Поэтому данные нововведения, несомненно, отразятся на многих кадровых процедурах в бизнесе.