Александр Иванов
www.reg-audit.ru

Риск-менеджмент сегодня актуален практически для каждого предприятия, организации. Фокусироваться он может на разных сторонах деятельности компании. Риск-менеджмент персонала, как показывает бизнес-практика, применяется редко. Его внедрение позволит существенно упростить кадровое управление. Кроме того, учет рисков персонала, принятие превентивных мер обеспечат повышение эффективности деятельности организации.

Специфика и проявление рисков персонала

Связанные с деятельностью ключевых сотрудников компании риски входят в число так называемых основных, оказывающих серьезное влияние на функционирование бизнес-структуры в целом. Степень их влияния определяется как существенность рисков. Что касается наступления, здесь в фокусе находится степень вероятности. Практика показывает, что в чистом виде риски персонала проявляются крайне редко. В большинстве случаев они являются следствием рисковых ситуаций. Последние формируются под воздействием различных факторов, как внешних, так и внутренних.

Представлены риски персонала преимущественно:

  • замедлением или приостановкой бизнес-процессов;
  • ошибками в процессе реализации проектов;
  • потерей ценной информации.

Проявляются риски, как правило, в двух возможных плоскостях. Раздражающий эффект наблюдается при передаче информации уволившимся, ушедшим в отпуск, декрет, на больничный сотрудником новичку в полном объеме, но без подробных инструкций. В результате у замещающего специалиста возникают требующие уточнения вопросы, сложности в использовании предоставленной информации в процессе выполнения служебных функций. Критический эффект возникает при отсутствии важной рабочей информации. Она просто не передается специалистом замещающему сотруднику. Существует еще один вариант возникновения критического эффекта, когда информация намеренно передается в искаженном виде.

Отдельно следует отметить эффект финансовых потерь. Уход ключевого сотрудника всегда сопряжен с осязаемыми убытками. Восстановление уровня компетенций требует определенных вложений. Новичков так или иначе нужно обучать.

Виды рисков персонала

Риски персонала – явление постоянное. Они имеют место на этапе найма сотрудников, при прохождении ими испытательного срока, впоследствии (в процессе работы), при увольнении (особенно!).  Наем персонала является рисковым по определению. Можно подобрать не того кандидата (актуальны риски неправильной оценки уровня компетенций, соответственно, нерациональной оплаты труда), принять на работу специалиста, работающего на конкурентов, и т.п. Лучшими превентивными мерами в таких ситуациях являются тщательная проверка кандидатур, получение подтверждения рекомендаций, профессиональный подход к подбору персонала.

В процессе работы с персоналом самым распространенным риском является превращение компании в кузницу кадров для организаций-конкурентов. Снизить риски позволяет грамотная система мотивации сотрудников, планирование их карьеры, предоставление возможности расти профессионально.

На этапе увольнения специалистов имеет место множество рисков, от проблем с законом, если нарушаются нормы трудового права, до агрессивной антирекламы. Причем последняя может распространяться даже в том случае, если сотрудники были уволены на законных основаниях, с полагающимися компенсациями. Минимизировать риски позволяет грамотная организация процедуры увольнения. А нивелировать последствия проявлений рисков – контроль репутации компании доступными способами.