Автор: Евгения Дворская

Источник: Зарплата.ру

Основатель и генеральный директор hr-маркетплейса JungleJobs Евгения Дворская о том, почему важно говорить со своими сотрудниками, чтобы их не потерять:

Все мы помним детскую игру “испорченный телефон” — на ушко загадывают слово, а через 10 разных людей оно превращается  в совершенно другое слово, абсолютно не похожее на загаданное. Так и с сотрудниками: вроде выбираешь себе «по химии», рекомендации прекрасные и человек чудесный, как вдруг происходит или снижение мотивации, или увольнение, или ничего не происходит, но «глаз уже не горит». И тут самое время выяснить, что случилось и как это предотвратить.

В общем, здесь будет история про мотивацию персонала. И самая важная часть — предвидеть ее снижение. 

Я человек, который экономит свое время, и я очень люблю делать две вещи на «входе»:

  1. Предельно четко понимать, зачем моя компания и вакантная у меня должность нужны этому кандидату. И как бы он мне ни нравился, не брать того, кто меня не убеждает в этом.
  2. Изначально оценивать такую компетенцию как «самомотивация». Это способность человека самому поддерживать высокий уровень мотивации даже в сложных ситуациях и находить себе новые точки для саморазвития.

Но не все люди одинаковые, поэтому давайте рассмотрим вариант, когда команда уже собрана, и надо (помимо постановки задач и контроля их исполнения) уметь предвидеть изменения, которые могут произойти с вашими сотрудниками.

Я советую говорить с каждым сотрудником каждые полгода.

Если вы менеджер крупной компании, то обычно карьерное планирование сотрудников проходит раз в год при поддержке HR-специалистов.

Если вы собственник или менеджер небольшого или среднего бизнеса — вам необходимо организовать это самому, чтобы с вашим сотрудником не поговорили сотрудники конкурентов.

Зачем мы с вами это делаем?

Мы на самом деле учимся предвидеть внезапные уходы сотрудников, снижение их личной эффективности и лояльности к компании. Назовем это прививкой от “корпоративного гриппа”: один раз потратил время, зато потом сэкономил здоровье. В нашем случае нервы.

Как проводить диалог?

Чтобы дать сотруднику время продумать и собраться мыслями, обычно вопрос я отправляю письменно за несколько дней до встречи.

Ответы желательно услышать и обсудить лично с каждым. Так вы сможете оценить эмоциональное состояние сотрудника и почувствовать, что идет не так. Важен не просто импульс от сотрудника, но еще и обратная связь и реакция, которая будет выражаться в конкретных ваших действиях.

Какие вопросы задать сотрудникам?

  • Что вам больше всего нравится в вашей работе?
  • Знаете ли вы, насколько ваша работа важна для компании?
  • В какой области ваших текущих задач вы хотели бы иметь большую долю ответственности?
  • Что вам хотелось бы изменить в вашей работе?
  • О чьей работе в Jungle Jobs вы бы хотели узнать больше?
  • Расскажите мне о достижении, которым вы особенно гордитесь.
  • Какое обучение я могу предоставить, чтобы заполнить видимые вами пробелы?
  • Какое изменение в вашей нынешней работе может заставить вас подумать о переходе на другую работу?

(Больше вопросов можно найти в книге «Любите их, или вы их потеряете. Как удержать ценных сотрудников» Беверли Кея, Шерон Джордан-Эванса.)

После того, как разговор состоялся, попросите сотруднику написать follow-up письмо, в котором вы закрепляете договоренности и говорите о шагах, которые будут предприняты по дальнейшему развитию человека.

Если в процессе такого разговора вы поняли, что сотруднику больше не интересны те задачи, которые он решает, и в рамках компании нет чего-то для него сейчас актуального — самое время договориться о том времени, которое будет у обеих сторон на поиски альтернатив вовне. Это такое, знаете, “идеальное расставание”. Понятно совершенно, что все может случиться иначе, но попытаться предвидеть и предусмотреть нужно обязательно.

И самое главное правило, которое должно соблюдаться в любых разговорах с сотрудниками — выполняйте все обещания, которые дали своей команде устно или письменно. И тогда от встречи к встрече вы будете видеть перед собой все более прямого и самомотивированного человека. И с такими работать одно удовольствие!