К чему привела высокая текучесть кадров? Опрос более ста компаний показал, что расходы на неоднократное закрытие одной вакансии в сегменте массового персонала за год в итоге сравнялись с расходами на подбор топ-менеджера. Эта и другие причины подталкивают бизнес к сотрудничеству с аутсорсинговыми компаниями.

Эксперты STH-group, анализируя кадровую обстановку своих клиентов, понимают, почему даже небольшие по численности штата компании предпочитают отдать надежным партнерам управление персоналом. Расходы компаний на поддержание заполненной вакансии руководителя и сотрудника массового персонала сегодня могут быть сопоставимы, подтверждает опрос RosExpert. Расходы выросли, в первую очередь, из-за высокой текучести. За один год на одном месте успевают поработать несколько человек, а это существенно повышает совокупные затраты на подбор кандидатов.

В среднем в опрошенных компаниях уровень укомплектованности персоналом (среднесписочная численность сотрудников относительно штатной) составляет чуть более 90%. При этом самая востребованная категория — массовый персонал, дефицит составляет 8%, выше всего он в ритейле - 13%.

По данным Росстата (.pdf), уровень безработицы в РФ сейчас находится на новом историческом минимуме в 2,6%. Нехватка персонала увеличивает предложения по заработной плате – по итогам 2023 года уровень реальных зарплат в России вырос на 7,8%, а вместе с этими ускоряет текучку кадров. На этом фоне российские компании активно ищут людей в Африке. По данным hh.ru, число вакансий в Кении выросло в 39 раз, в Зимбабве — в 15. За первое полугодие 2024 года, семь из десяти зарубежных стран с наибольшим приростом вакансий от российских организаций — это государства Африки. Если в первом полугодии 2023 года в каждом из них можно было встретить не более 500 вакансий от российских работодателей, то за первые шесть месяцев текущего года число предложений работы возросло кратно, в некоторых случаях в десятки раз, отмечают аналитики hh.ru.

Среди неафриканских стран по темпам прироста числа вакансий лидируют Албания, Пакистан и Бельгия. Кроме того, в 2024 году российские компании впервые разместили вакансии в Непале, на Багамских островах, на Барбадосе, Малави, Исландии, Сьерра-Леоне, в Габоне и Центральноафриканской Республике (ЦАР).

Если миграционное законодательство и нормативы каждого региона РФ в отношении трудовых мигрантов из Средней Азии обкатаны, в отношении трудящихся из стран дальнего зарубежья эта работа еще предстоит.

Стоит отметить, что из-за частых изменений в законодательстве работодатели предпочитают переложить заботу о найме и кадровом учете трудовых мигрантов из СА на провайдеров – аутсорсеров. В ситуации, когда на работу выйдут люди, не знающие не только русского, но и английского языка, с неизвестным пока в широких кругах менталитетом, нередко не умеющие читать и писать, со своим набором разрешительных документов, в том числе, медицинских, работа по их социализации и адаптации предстоит большая. И это также повлияет на рост популярности услуг аутсорсеров, которые разберутся в деле досконально и поставят его на поток намного быстрее, чем любой отдельно взятый работодатель, для которого во главе угла стоят бизнес-процессы, а кадры лишь необходимые для реализации этих процессов ресурсы.

По данным сервиса «Авито Работа», количество размещенных вакансий по ряду позиций массового персонала за год выросло на 200–300%. «Мы наблюдаем беспрецедентное увеличение потребности в сотрудниках складской логистики, особенно в сортировщиках, стикеровщиках и кладовщиках», — отмечает директор категории «Такси, транспорт и логистика» «Авито Работы» Артем Егоренков. По его мнению, причиной является активное развитие e-commerce. В связи с ростом индустрии гостеприимства, неизменно устойчивый спрос сохраняется на работников сферы обслуживания — официантов, горничных, работников кухни.

Почему компании полагаются на аутсорсинг? Ответ на вопрос, поставленный в заголовке, становится все более очевидным не только из-за текущей ситуации с растущими расходами на закрытие вакансий линейного персонала, продолжающимся кадровым дефицитом и вопросами, которые необходимо решать с трудовыми мигрантами. Как только некто пытается оценить услугу аутсорсинга в парадигме – «плюсы – минусы», любой здравомыслящий работодатель, глядя на обозначенные недостатки, понимает, что они таковыми не являются.

Если в плюсах очевидная экономическая выгода, возможность сконцентрировать на ключевых функциях бизнеса и не думать, где взять людей в нужный момент, за что уволить тех, в ком пропала надобность, как бы не нарушить миграционное законодательство и не получить огромный штраф и много других ощутимых преимуществ, в минусах гипотетическая потеря контроля, утечка информации и проблемы с качеством. Как можно потерять контроль на собственном предприятии из-за нанятых аутсорсером работников – не ясно. Работодатель не только контролер, он платит заработную плату, а значит рычаги априори у него. Вопрос с качеством в ту же корзину – работник не эффективен – его заменят. А что касается, утечки информации, разве вы застрахованы от этого и без работников аутсорсера? Нет. На этом тиражируемые минусы исчерпаны, в сухом остатке – одни плюсы.