Автор: Комиссарова Т. Ю., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В связи с тем, что рынок труда с 1991 года претерпел значительные изменения, Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» утрачивает актуальность. Государственная дума приняла в первом чтении новый закон о занятости населения (проект № 275599-8, далее – Проект), который планируют ввести в действие уже с 01.01.2024 и который заменит закон, действующий в настоящее время. Об основных предлагаемых новшествах Проекта расскажем в материале.

Проектом вводятся нормы, предусматривающие изменение законодательства о занятости населения по нескольким направлениям.

Закрепляются понятия новых развивающихся форм занятости – самозанятость и платформенная занятость (ст. 2 Проекта). В частности, установлено, что под самозанятостью понимается деятельность гражданина по личному производству товаров, выполнению работ и (или) оказанию услуг, направленная на систематическое получение дохода.

Под платформенной занятостью понимается деятельность граждан (платформенных занятых) по личному выполнению работ и (или) оказанию услуг на основе заключаемых договоров, организуемая с использованием информационных систем (цифровых платформ занятости), обеспечивающих взаимодействие платформенных занятых, заказчиков и операторов цифровых платформ занятости посредством сети «Интернет».

При этом регулирование самозанятости, платформенной занятости в Российской Федерации будет осуществляться отдельным федеральным законом.

Закрепляются и получают дальнейшее развитие меры поддержки различных категорий граждан, в частности молодежи. Речь идет о содействии занятости молодежи, предусматривается (ст. 22 Проекта):

  • предоставление мер финансовой поддержки работодателям, осуществляющим трудоустройство граждан, относящихся к молодежи;

  • прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования гражданами отдельных категорий, относящихся к молодежи;

  • поддержка граждан, относящихся к молодежи, при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица или крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет в качестве самозанятого.

Разрабатывать порядок осуществления данных мер будет Правительство РФ, а обеспечивать координацию деятельности, методическую поддержку деятельности органов службы занятости будет Роструд.

Вводятся новые категории лиц, которым требуется поддержка государства в трудоустройстве. Так, к мероприятиям государственной политики в сфере занятости отнесено мероприятие, направленное на содействие занятости гражданам, которые окончили прохождение военной службы по мобилизации или военной службы по контракту либо у которых прекратилось действие заключенного ими контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на ВС РФ, а также гражданам, относящимся к членам их семьи (ст. 14 Проекта).

Предполагается урегулировать вопросы противодействия нелегальной занятости: установить систему мер по ее сокращению и полномочия органов власти в этой сфере деятельности. Так, в силу ст. 61 Проекта в целях противодействия нелегальной занятости, которая заключается в привлечении к труду граждан в нарушение установленного Трудовым кодексом порядка оформления трудовых отношений, нужны следующие мероприятия:

  • информирование граждан об их социально-трудовых правах;

  • профилактические меры, направленные на предупреждение нелегальной занятости, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих формированию нелегальной занятости;

  • выявление и пресечение фактов нелегальной занятости;

  • стимулирование работодателей и граждан к легализации отношений в сфере занятости;

  • привлечение работодателей к деятельности некоммерческих организаций, целями деятельности которых является противодействие нелегальной занятости.

Правительство РФ должно утвердить план мероприятий противодействия нелегальной занятости, организовать разработку и мер по такому противодействию и определить порядок формирования и деятельности межведомственных комиссий субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости.

Вводится глава, посвященная взаимодействию органов службы занятости с органами и организациями системы образования (гл. 10 Проекта).

Предлагается учитывать потребности рынка труда в контрольных цифрах приема в образовательные организации на обучение по профессиям, специальностям, направлениям подготовки и научным специальностям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Процедуры определения общего объема контрольных цифр и их распределения будут осуществляться при участии органов службы занятости на основании аккумулированных данных о потребности в кадрах, полученных на основании такого мониторинга.

Вводится ряд изменений, направленных на повышение уровня защищенности и расширение возможностей трудоустройства безработных граждан. Использование органами службы занятости при осуществлении полномочий и оказании государственных услуг в сфере занятости населения единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» позволяет исключить возможность признания гражданина безработным органами службы занятости в двух субъектах РФ одновременно. Законопроектом вводятся нормы, допускающие регистрацию гражданина в качестве безработного не только по месту жительства, но и по месту его пребывания, направленные на защиту от безработицы независимо от места нахождения на территории Российской Федерации.

Для случая, если после переезда в другой субъект РФ безработный гражданин не сможет самостоятельно трудоустроиться в этом новом субъекте, проектом закона вводятся нормы, предусматривающие восстановление гражданина на учете при его переезде или переселении в другой регион.

В качестве одной из дополнительных мер поддержки предусмотрены нормы, позволяющие безработному гражданину выполнять короткие подработки во время состояния на учете.

Кроме этого, Проектом расширяется перечень государственных услуг в сфере занятости, которые в настоящий момент могут быть предоставлены только гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Государственная услуга по социальной адаптации станет доступной и для граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы.

Поиск работы и оказание гражданам услуг в сфере содействия занятости будут осуществляться в соответствии с индивидуальным планом, сформированным на основании комплексной профессиональной оценки гражданина и содержащим информацию о подходящей для него работе, о его профильной группе, о реализуемых мероприятиях и датах или сроках их реализации, о датах личной явки в орган службы занятости, о правах и обязанностях зарегистрированного гражданина.

Критерии для определения подходящей работы дополняются критериями, предусматривающими пожелания гражданина (желаемая сфера деятельности, тип занятости, желаемое место нахождения рабочего места), а также критериями, учитывающими социальное положение гражданина и (или) обстоятельства его жизненной ситуации.

Проектом также закрепляется новый принцип определения размера пособия по безработице.

В связи с тем, что Конституцией РФ и трудовым законодательством установлено, что вознаграждение за труд не может быть ниже предусмотренного законом МРОТ, а пособие по безработице является временным источником средств к существованию гражданина взамен утраченного заработка, размер пособия по безработице в Проекте предлагается рассчитывать также исходя из МРОТ.

Предлагается изменить и подход при определении категории лиц, которые могут получать пособие по безработице в максимальном размере.

Сейчас пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы, то есть в размере, который может превышать минимальную величину этого пособия, при одновременном наличии следующих условий:

  • перед увольнением гражданин состоял в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель;

  • увольнение было осуществлено в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы;

  • увольнение не связано с виновными действиями гражданина.

В случаях, когда эти условия не выполняются, назначается минимальное пособие.

То есть лицам, которые до периода безработицы были ИП или самозанятыми, пособие по безработице назначается в минимальном размере.

Проектом же предусматривается для граждан, прекративших самозанятость или индивидуальную предпринимательскую деятельность, возможность получения пособия по безработице не только в минимальном, но и в максимальном размере.

Наличие 26 недель трудовых отношений в течение 12 месяцев, предшествовавших периоду безработицы, будет учитываться при расчете пособия по безработице, определении продолжительности его выплаты и для таких граждан.

ИП или самозанятым, осуществляющим деятельность не менее 12 месяцев до начала безработицы и не имеющим задолженностей перед бюджетами РФ, пособие по безработице может быть рассчитано исходя из среднего размера налоговых отчислений.

Вводятся изменения в систему содействия занятости инвалидов (ст. 24 Проекта). В частности, предлагается дифференцированный подход к квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов – в субъекте РФ будет устанавливаться единый целевой показатель квоты приема на работу инвалидов или несколько целевых показателей квоты:

  • для различных отраслей экономики;

  • для различных муниципальных образований;

  • для работодателей с различной среднесписочной численностью работников.

Кроме того, устанавливается перечень случаев, когда работодатель может быть освобожден от выполнения квоты. Это:

  • отсутствие на территории субъекта РФ необходимого для выполнения квоты числа инвалидов;

  • введение любой из процедур банкротства в отношении работодателя;

  • уменьшение численности работников в связи с сокращением штата до числа работников, при котором квота не устанавливается.

Также вводятся нормы, предусматривающие зависимость выполнения квоты от формы, степени и характера заболевания инвалида, которые установит Правительство РФ, и нормы, позволяющие обеспечить выполнение квоты путем заключения договоров с общественными объединениями инвалидов и образованными ими организациями или путем заключения трудового договора между инвалидом и работодателем, участником которого является общественное объединение инвалидов, заключившее соглашения о трудоустройстве инвалидов.

Вносятся изменения в порядок исполнения работодателями обязанности по информированию органов службы занятости (ст. 42 Проекта). Так, информацию о ликвидации, сокращении численности (штата), возможном расторжении трудовых договоров, введении режима неполного рабочего дня, банкротстве, наличии вакансий, выполнении квоты для приема на работу инвалидов предлагают размещать на единой цифровой платформе или иных информационных ресурсах. При этом возможность представлять информацию в органы службы занятости непосредственно или в виде почтового отправления не предусмотрена.

Кроме того, предлагается закрепить обязанность работодателя сообщать о временном переводе работников на дистанционную работу по инициативе работодателя (об изменении и отмене решения), а также об иных действиях и событиях, влияющих на ситуацию на рынке труда, в случаях, порядке и сроки, установленных Правительством РФ.

Информацию о наличии вакансий работодатель обязан будет представлять в течение 5 рабочих дней со дня их появления; о выполнении квоты для приема на работу инвалидов – ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Сейчас установлено, что такие сведения представляются ежемесячно.