Автор: Палько Е. А., эксперт журнала

Журнал "Бухгалтер Крыма" №9/2022

Решено привести законодательство Севастополя в соответствие измененному федеральному законодательству для обеспечения надлежащего нормативно-правового регулирования порядка установления квоты для приема на работу инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

С этой целью принят Закон г. Севастополя от 20.07.2022 № 707‑ЗС, который вступил в силу с 31.07.2022[1].

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона г. Севастополя от 05.05.2015 № 133‑ЗС «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите» работодателям, численность работников которых составляет не менее 35 человек и не более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3 % среднесписочной численности работников.

На основании ч. 2 ст. 3 работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу граждан, обозначенных в ч. 2 ст. 2 указанного закона, в следующем процентном отношении от среднесписочной численности работников:

  • для приема на работу граждан, поименованных в п. 1 ч. 2 ст. 2 Закона г. Севастополя № 133‑ЗС (инвалиды, имеющие трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации либо заключением об условиях и характере труда в справке медико-социальной экспертизы), – 4 %;

  • для приема на работу граждан, названных в п. 2 ч. 2 ст. 2 Закона г. Севастополя № 133‑ЗС (граждане, особо нуждающиеся в социальной защите, не способные на равных условиях конкурировать на рынке труда и в связи с этим испытывающие трудности в поиске работы), – 1 %.

До сих пор к гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда и в связи с этим испытывающим трудности в поиске работы, в Севастополе относились:

  • несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;

  • лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

  • лица предпенсионного возраста (за пять лет до наступления возраста, дающего право выхода на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно);

  • беженцы и вынужденные переселенцы;

  • граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;

  • одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;

  • граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской или других радиационных аварий и катастроф;

  • граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые;

  • лица, освобожденные из учреждений и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

  • лица, прошедшие курс лечения и реабилитации от наркомании и алкоголизма.

Теперь список уточнен в части граждан из числа выпускников. Будут иметься в виду такие граждане в возрасте от 18 до 25 лет (а не до 20 лет, как до сих пор). Указано также, что эти граждане должны иметь среднее профессиональное образование или высшее образование и искать работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации.

В части 1 ст. 2 Закона г. Севастополя № 133‑ЗС приводилась расшифровка некоторых понятий, которые используются в данном законе. Но теперь сохранена только одна из них: квота – количество рабочих мест, установленное в процентах от среднесписочной численности работников предприятия, учреждения, организации, для приема на работу инвалидов и граждан, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанной категории.

Утратили силу следующие понятия: «специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов», «работодатель», «невыполнение квоты». Теперь установлено, что понятия и термины, используемые в Законе г. Севастополя № 133‑ЗС (кроме понятия квоты), применяются в значениях, определенных федеральным законодательством и законодательством Севастополя.

Напомним, что с 01.03.2022 Закон РФ от 19.04.1991 № 1032‑1 «О занятости населения в Российской Федерации» дополнен новой ст. 13.2, в соответствии с которой Постановлением Правительства РФ от 14.03.2022 № 366 утверждены Правила выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место.

Теперь квота считается выполненной только в случае оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидами (ранее обязанность по квотированию рабочих мест считалась выполненной, если работодатель выделил (создал) рабочее место в рамках квоты и не отказал инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями).

Для выполнения квоты необходимо иметь:

  • трудовой договор (в том числе срочный) с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя;

  • трудовой договор между инвалидом и организацией, индивидуальным предпринимателем, включая общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, заключившие с иной организацией или индивидуальным предпринимателем соглашения о трудоустройстве инвалидов.

Таким образом, появилась альтернативная возможность выполнения квоты, которую работодатель может выполнить, не создавая непосредственно у себя рабочее место для инвалида, а заключая соответствующее соглашение с иной организацией.

Кроме того, утратили силу ч. 3, 4, 6–9 ст. 3 Закона г. Севастополя № 133‑ЗС. Это означает, в частности, что общественные объединения инвалидов и образованные ими организации больше не освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест.

Условие, что работодатели самостоятельно определяют размер квоты исходя из среднесписочной численности работников без учета филиалов и представительств организаций, расположенных в другой местности, теперь содержится в ч. 2 ст. 3 Закона РФ № 1032‑1. Филиалам и представительствам работодателя устанавливается квота для приема на работу инвалидов в соответствии с законодательством РФ, на территориях которых они расположены, исходя из среднесписочной численности работников таких филиалов и представительств работодателя (ч. 3 той же статьи).

В части 4 ст. 3 Закона РФ № 1032‑1 определено, что при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным по результатам специальной оценки.

Напомним, что согласно ст. 5.42 КоАП РФ неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах квоты влекут наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб.


[1] О соответствующих изменениях в Крыму см. статью Е. А. Палько «Изменения в квотировании рабочих мест в Республике Крым», № 2, 2022 (стр. 70).