Автор: Тяпухин С. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Начиная с 2021 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям может быть оказана государственная поддержка при трудоустройстве определенных категорий безработных граждан (см. Постановление Правительства РФ от 13.03.2021 № 362 (далее – Постановление № 362)). В частности, работодателям частично компенсируют расходы на наем физлиц, стоящих на бирже труда. Для этого нужно направить заявление с перечнем вакансий через портал «Работа в России» (https://trudvsem.ru/information/pages/support-program). Центр занятости подберет кандидатов. После выхода сотрудника на работу необходимо будет заполнить еще одно заявление – о включении в реестр получателей субсидии. Расскажем об этом подробнее. Тем более что Постановлением Правительства РФ от 18.03.2022 № 398 в Постановление № 362 внесены существенные поправки.

Прежде всего отметим, что изменено название Постановления № 362.

Старое название

Новое название

О государственной поддержке в 2021 году юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при трудоустройстве безработных граждан

О государственной поддержке в 2022 году юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан

Кроме того, скорректированы утвержденные Постановлением № 362 Правила предоставления субсидий ФСС РФ из бюджета ФСС РФ юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан (далее – Правила).

Цели предоставления субсидий

Согласно поправкам целями предоставления субсидий в 2022 году являются (п. 2 Правил):

1) частичная компенсация затрат работодателя, подавшего заявление о подборе работников и трудоустроившего в 2021 году безработного гражданина;

2) частичная компенсация затрат работодателя на выплату заработной платы работникам из числа трудоустроенных граждан, которые отвечают, в частности, следующим критериям:

а) относятся к категории молодежи в возрасте до 30 лет, включая:

  • лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;

  • лиц, которые с даты окончания военной службы по призыву не являются занятыми в соответствии с законодательством о занятости населения в течение 4 месяцев и более;

  • лиц, не имеющих среднего профессионального или высшего образования и не обучающихся по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования;

  • лиц, которые с даты выдачи им документа об образовании (квалификации) не являются занятыми в соответствии с законодательством о занятости населения в течение 4 месяцев и более;

  • лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

  • детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • лиц, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних;

  • лиц, имеющих несовершеннолетних детей;

б) относятся к категории лиц, с которыми в соответствии с Трудовым кодексом возможно заключение трудового договора;

в) на дату направления органами службы занятости для трудоустройства к работодателю являлись безработными гражданами или гражданами, ищущими работу, зарегистрированными в органах службы занятости и не состоящими в трудовых отношениях;

г) на дату заключения трудового договора с работодателем не имели работы, не были зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства, единоличного исполнительного органа юридического лица, а также не применяли специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Размеры субсидий

Размеры субсидий определяются в соответствии с п. 9 Правил.

Работодателям, указанным в пп. «а» п. 2 Правил, размер субсидии определяется как произведение величины МРОТ, установленного с 1 января 2021 года, увеличенной на сумму страховых взносов и районный коэффициент, и фактической численности трудоустроенных в 2021 году безработных граждан, соответствующих критериям, предусмотренным абз. 12 и 13 пп. «б» п. 2 Правил, по истечении 1-го, 3-го и 6-го месяцев с даты их трудоустройства.

Работодателям, указанным в пп. «б» п. 2 Правил, размер субсидии определяется как произведение величины МРОТ, установленного с 1 января 2022 года, увеличенной на сумму страховых взносов и районный коэффициент, и фактической численности трудоустроенных граждан, названных в пп. «б» п. 2 Правил, соответствующих критериям, предусмотренным абз. 8–13 пп. «б» п. 2 Правил, по истечении 1-го, 3-го и 6-го месяцев с даты их трудоустройства.

Следует учесть, что за период болезни трудоустроенных граждан субсидия не положена. В случае установления факта выплаты трудоустроенным гражданам за счет ФСС пособий по временной нетрудоспособности, периоды которой совпали полностью или частично с периодами, за которые выплачивалась субсидия, денежные средства в размере, равном сумме пособий по временной нетрудоспособности, но не более суммы субсидии, предоставленной ФСС в отношении таких граждан, подлежат возврату работодателем в бюджет ФСС (п. 33 Правил).

Также подлежат возврату средства субсидии в случае установления по итогам обязательных проверок факта несоблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидии (п. 34 Правил).

Сроки предоставления субсидий

Субсидия может предоставляться ФСС трижды (п. 10 Правил):

а) по истечении 1-го месяца работы трудоустроенного гражданина;

б) по истечении 3-го месяца работы трудоустроенного гражданина;

в) по истечении 6-го месяца работы трудоустроенного гражданина.

В случае положительного результата проверки ФСС рассчитает размер субсидии и перечислит ее на расчетный счет организации (п. 24–26 Правил):

  • по истечении 1-го месяца работы трудоустроенного безработного гражданина – в течение 10 рабочих дней со дня направления заявления, указанного в п. 16 Правил;

  • по истечении 3-го и 6-го месяцев работы трудоустроенного безработного гражданина – по истечении соответственно 102 и 192 дней после дня, с которого трудоустроенный гражданин приступил к работе, но не позднее 27 декабря текущего финансового года.

Действия работодателя

Для того чтобы получить субсидию, работодатель должен направить в органы службы занятости заявление с приложением перечня свободных рабочих мест и вакантных должностей, на которые предполагается трудоустройство. Перечень свободных рабочих мест и вакантных должностей должен соответствовать критериям, установленным абз. 2–13 пп. «б» п. 2 Правил. Заявление передается с использованием личного кабинета на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (п. 11 Правил). Форма заявления и форма перечня свободных рабочих мест и вакантных должностей, а также порядок их заполнения и формат представления утверждаются Федеральной службой по труду и занятости.

После трудоустройства граждан, направленных в организацию центром занятости, но не ранее чем через месяц после даты, с которой они приступили к работе, и не позднее 15 декабря текущего финансового года, работодатель должен направить заявление о включении его в реестр в федеральную государственную информационную систему «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах» ФСС. Сделать это можно с использованием информационных систем, применяемых работодателем для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого ФСС на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного взаимодействия (п. 16 Правил). Перечень сведений, которые должны быть указаны в таком заявлении, приведен в п. 17 Правил.

В случае изменения численности трудоустроенных граждан, а также в случае обнаружения работодателем ошибок, влияющих на расчет размера субсидии, допущенных им при направлении заявления, указанного в п. 16 Правил, для перерасчета размера субсидии работодатель должен направить в ФСС еще одно заявление с пояснением, подтверждающим обоснованность такого перерасчета (п. 27 Правил).

К сведению: работодатель, направляя заявление, указанное в п. 16 Правил, дает согласие (п. 31 Правил):

а) на осуществление ФСС и органом государственного финансового контроля обязательных проверок соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидии;

б) на возврат в доход бюджета ФСС полученной субсидии, при использовании которой было допущено несоблюдение целей, условий и порядка ее предоставления, выявленное по результатам обязательных проверок;

в) на достижение результата предоставления субсидии.

Условия для включения работодателя в реестр

Приведем условия для включения работодателя в реестр и, соответственно, для получения субсидии (п. 5 Правил):

1) государственная регистрация работодателя осуществлена до 1 января 2022 года;

2) направлено заявление, указанное в п. 16 Правил;

3) у работодателя на дату направления в ФСС заявления отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов в сумме, превышающей 10 000 руб.;

4) у работодателя на дату направления в ФСС заявления отсутствует просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами;

5) работодатель не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к работодателю другого юридического лица), ликвидации, в отношении работодателя не введена процедура банкротства, его деятельность не приостановлена;

6) работодателем на дату направления в ФСС заявления не получены из федерального бюджета средства в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цели, предусмотренные п. 1 Правил;

7) работодатель на дату направления в ФСС заявления не является юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство (территория), включенное в утвержденный Минфином перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 %;

8) в реестре дисквалифицированных лиц на дату направления в ФСС заявления отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, о лице, выполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере работодателя;

9) работодателем трудоустроены безработные граждане на условиях полного рабочего дня с учетом режима рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка работодателя;

10) работодатель выплачивает трудоустроенным безработным гражданам заработную плату в размере не ниже величины МРОТ;

11) у работодателя на дату направления в ФСС заявления отсутствует задолженность по заработной плате;

12) у ФСС имеются свободные остатки лимитов бюджетных обязательств;

13) работодатель не является получателем в 2022 году субсидии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1135 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций».

* * *

Если работодатель направит в службу занятости заявление с перечнем вакансий, то после трудоустройства отдельных категорий граждан (в том числе молодых людей в возрасте до 30 лет, лиц, не имеющих среднего профессионального или высшего образования, лиц, которые с даты выдачи им документа об образовании не являются занятыми в течение 4 месяцев и более, и др.) он может получить от ФСС небольшую субсидию на выплату зарплаты.

Заявление о включении работодателя в реестр для предоставления субсидии можно подать не ранее чем через месяц после того, как указанные сотрудники начали исполнять трудовые обязанности (но не позднее 15 декабря). Субсидия равна МРОТ, увеличенному на сумму страховых взносов и районный коэффициент. Деньги можно получить трижды: по истечении 1-го, 3-го и 6-го месяцев работы таких сотрудников.