Автор: Л. В. Куревина
Журнал "Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения" № 1/2017
Каковы цели внедрения эффективного контракта? Какие показатели эффективности применяются в дошкольных учреждениях? Что должны были сделать работодатели к настоящему моменту в целях перехода на контракт? Какую работу еще предстоит сделать до окончания периода внедрения контрактов? В чем состоят отличия эффективного контракта от трудового договора?
Цели внедрения эффективного контракта.
Напомним, что эффективный контракт – это трудовой договор с работником государственного (муниципального) учреждения, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, меры социальной поддержки.
Таким образом, под эффективным контрактом понимаются трудовые отношения между работодателем и работниками, основанные:
- на наличии у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем;
- на системе оценки эффективности деятельности работников учреждений (совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденной работодателем в установленном порядке;
- на системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, количество и качество затраченного труда, утвержденной работодателем в установленном порядке;
- на системе нормирования труда работников учреждения, утвержденной работодателем;
- на подробной конкретизации с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.
Главной задачей эффективного контракта в сфере образования является повышение зарплаты различных категорий работников образовательных организаций на основании оценки эффективности их профессиональной деятельности, а также обеспечение эффективности расходования средств в образовательной организации и в системе образования в целом. Однако поскольку заработная плата большинства педагогов к сегодняшнему моменту была повышена, сейчас самое значимое во введении эффективного контракта с педагогами – обеспечение качественного образования.
Помимо основной Программы, для каждой сферы деятельности существуют свои базовые документы, разработанные в целях повышения эффективности и качества оказания услуг при переходе на систему эффективного контракта. Например, для сферы образования это План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р (далее – План мероприятий), Госпрограмма РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы.
В Плане мероприятий, в частности, обозначены мероприятия, показатели и результаты по повышению эффективности и качества услуг в сфере образования. Свои планы мероприятий также разрабатываются на региональных и муниципальных уровнях.
Согласно Плану мероприятий введение эффективного контракта в дошкольном образовании включает в себя следующие мероприятия.
Введение эффективного контракта |
Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей систему оплаты труда в дошкольных образовательных организациях |
Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования |
|
Разработка и внедрение мероприятий по проведению аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт |
|
Внедрение показателей эффективности деятельности руководителей организаций дошкольного образования и педагогических работников |
|
Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями организаций дошкольного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя этой организации |
|
Информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта |
В результате этих мероприятий ожидается улучшение качества услуг дошкольного образования, которое предусматривает обновление основных образовательных программ дошкольного образования с учетом требований государственного стандарта, обеспечение открытости результатов деятельности организаций дошкольного образования с учетом показателей эффективности их деятельности, а также обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых педагогов для работы в дошкольном образовании с учетом эффективного контракта и внедрения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Показатели эффективности.
Что касается показателей эффективности, положения о них разработаны государственными органами, имеющими в своем ведении образовательные организации. Например, Приказом Минобрнауки РФ от 08.11.2010 № 1116 «О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации» утверждены перечни целевых показателей эффективности работы бюджетных учреждений, находящихся в его ведении и реализующих программы:
- основных общеобразовательных;
- специальных профессиональных училищ;
- среднего профессионального образования;
- высшего профессионального образования;
- дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.
Согласно Методическим рекомендациям Минобрнауки[1] при разработке показателей эффективности деятельности органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления необходимо обеспечить коллегиальность и привлекать организации, осуществляющие государственно-общественное управление в сфере образования, трудовые коллективы, профсоюзные организации.
К сведению
Информация о результатах деятельности руководителей образовательных организаций и педагогических работников в соответствии с утвержденным перечнем показателей эффективности должна быть размещена в открытом доступе на сайтах этих организаций в Интернете.
На основании утвержденного перечня показателей эффективности локальными актами муниципалитета (учредителя) и образовательной организации определяются механизм и процедура распределения стимулирующего фонда для руководителя и педагогических работников. При этом принятие решений по распределению данного фонда с учетом утвержденных показателей эффективности также должно осуществляться с привлечением представителей организаций, осуществляющих государственно-общественное управление в сфере образования, трудовых коллективов и профсоюзных организаций.
Показатели эффективности в дошкольном учреждении.
Как правило, эффективность работы государственных учреждений (в том числе дошкольного образования) и их руководителей оценивается по трем направлениям:
1. Основная деятельность учреждения.
2. Финансово-экономическая деятельность, исполнительская дисциплина учреждения.
3. Деятельность учреждения, направленная на работу с кадрами.
При этом, например, согласно Приказу ФАНО РФ от 16.06.2015 № 19н[2] для данных показателей эффективности в дошкольных учреждениях установлены следующие критерии оценки.
Показатели эффективности |
Критерии оценки эффективности работы руководителя |
Основная деятельность федерального государственного бюджетного учреждения |
Численность воспитанников в расчете на одного педагогического работника (не менее значения, установленного в плане мероприятий учреждения) |
Удельный вес численности дошкольников, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования, соответствующим требованиям стандартов дошкольного образования, в общем числе дошкольников, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования (не менее значения, установленного в плане мероприятий учреждения) |
|
Финансово-экономическая деятельность, исполнительская дисциплина учреждения |
Соблюдение сроков и порядка представления в ФАНО бюджетной и бухгалтерской отчетности, статистических форм отчетности |
Отсутствие замечаний структурных подразделений ФАНО в части представления учреждением информации по запросам |
|
Размещение информации об учреждении в Интернете на www.bus.gov.ru |
|
Актуальность информации об образовательной организации в Интернете согласно Постановлению Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» |
|
Деятельность учреждения, направленная на работу с кадрами |
Доля педагогических и руководящих работников учреждения, прошедших в течение последних 3 лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности педагогических и руководящих работников учреждения (не менее значения, установленного в плане мероприятий учреждения) |
Доля молодых педагогов до 35 лет со стажем работы в общем числе педагогов (не менее значения, установленного в плане мероприятий учреждения) |
|
Отношение среднемесячной зарплаты педагогических работников к средней зарплате в общем образовании соответствующего региона (не менее значения, установленного в плане мероприятий учреждения) |
А вот Примерными направлениями для разработки показателей эффективности деятельности педагогических работников образовательных учреждений, утвержденными Распоряжением комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 10.09.2013 № 2119-р[3], по должности «воспитатель» установлены направления деятельности и показатели эффективности, и некоторые из них приведены ниже.
Направления деятельности |
Показатели эффективности |
Динамика индивидуальных образовательных результатов воспитанников (по результатам контрольных мероприятий, измерений, мониторингов) |
Освоение воспитанниками государственных образовательных стандартов. Положительная динамика достижений воспитанников по результатам независимой оценки качества образовательного результата |
Реализация дополнительных проектов (экскурсионные и экспедиционные программы, групповые и индивидуальные учебные проекты воспитанников, социальные проекты, др.) |
Качество творческих, исследовательских, проектных и других работ воспитанников, выполненных под руководством воспитателя. Участие воспитателя в совместной работе со школой по вопросам преемственности образования воспитанников |
Реализация мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями воспитанников |
Обеспечение условий для социального взаимодействия с семьями воспитанников дошкольных образовательных организаций. Доля родителей, положительно оценивающих деятельность воспитателя по результатам опроса, в общей численности родителей группы. Качественный уровень мероприятий, способствующих взаимодействию с родителями воспитанников |
Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы |
Организация системы мер по охране жизни и укреплению здоровья и физического развития воспитанников: – реализация системы комплексных мероприятий оздоровительной и спортивной направленности; – внедрение передового педагогического опыта, опыта семейного оздоровления и др.; – анализ заболеваемости воспитанников; – разработка и реализация мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости; – использование в работе новых направлений в области физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учетом их образовательных потребностей |
На практике помимо критериев, связанных с образовательными процессами, устанавливают такие критерии, как посещаемость воспитанников, отсутствие травм во время образовательного процесса, отсутствие жалоб на воспитателей.
Переход на эффективный контракт.
Напомним, что третий, заключительный этап Программы начался в 2016 году и должен закончиться в 2018 году, в котором работодателям необходимо завершить работы по заключению трудовых договоров с работниками учреждений в связи с введением эффективных контрактов.
За прошедшие два этапа, в частности, должны быть:
- совершены работы по доведению оплаты труда некоторым категориям работников (в том числе работникам дошкольных образовательных учреждений) до средней зарплаты в сфере общего образования в соответствующем регионе;
- определены показатели эффективности деятельности работников учреждений для обеспечения увязки оплаты труда с повышением качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг;
- с целью совершенствования квалификационных требований к работникам разработаны профессиональные стандарты.
И на протяжении всех трех периодов должна проводиться работа по внедрению эффективных контрактов.
Обратите внимание
Новым Планом мероприятий, принятым на смену ранее действующему, который был утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р и которым введение эффективного контракта в дошкольных учреждениях было запланировано на 2013, 2014 годы, срок был изменен на период 2014 – 2018 годов.
За последний период исполнения Программы работодатели организаций дошкольного образования в соответствии с «дорожной картой» помимо разработки и внедрения механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками должны проводить работу:
- – по совершенствованию действующих моделей аттестации педагогических работников с последующим их переводом на эффективный контракт;
- – по аттестации педагогических работников с последующим их переводом на эффективный контракт;
- – по планированию дополнительных расходов местных бюджетов на повышение оплаты труда педагогических работников дошкольных образовательных организаций в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
- – по разработке и внедрению механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дошкольного образования, в том числе по заключению трудовых договоров с руководителями государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования в соответствии с типовой формой договора;
- – по информационному сопровождению мероприятий по введению эффективного контракта (организация проведения разъяснительной работы в трудовых коллективах, публикации в средствах массовой информации, проведение семинаров и другие мероприятия);
- – по мониторингу влияния внедрения эффективного контракта на качество образовательных услуг дошкольного образования и удовлетворенность населения качеством дошкольного образования, в том числе выявление лучших практик.
К сведению
Рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта утверждены Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н (далее – Приказ № 167н).
Введение эффективного контракта с педагогом в дошкольном образовательном учреждении предполагает:
- проведение разъяснительной работы в педагогическом коллективе по вопросам введения контракта;
- создание комиссии по проведению работы, связанной с введением контракта;
- анализ действующих трудовых договоров работников на предмет их соответствия ст. 57 ТК РФ и Приказу № 167н;
- разработку показателей эффективности труда педагогических работников;
- разработку и внесение изменений в коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, о выплатах стимулирующего характера с учетом разработанных показателей, должностные инструкции;
- конкретизацию трудовой функции и условий оплаты труда педагогических работников;
- подготовку и внесение изменений в трудовые договоры работников.
Обратите внимание на то, что работа по внедрению эффективных контрактов должна проводиться в обстановке гласности и обсуждения в трудовом коллективе.
Эффективный контракт.
В эффективном контракте, в отличие от трудового договора, в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы:
1. Трудовая функция.
2. Показатели и критерии оценки эффективности деятельности.
3. Размер и условия стимулирующих выплат, определенные с учетом рекомендуемых показателей.
Имейте в виду, что условия получения выплат должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. Если какие-то выплаты установлены в абсолютном размере (в рублях), рекомендуется указывать этот размер, а если размер выплат устанавливается в баллах, процентах или других единицах, следует указывать их в таких единицах с указанием условий, при достижении которых они осуществляются.
Должностные обязанности работника необходимо отразить непосредственно в тексте трудового договора с учетом обязанностей, предусмотренных действующей должностной инструкцией.
Обязательны для включения в трудовые договоры и условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). Эффективный контракт предполагает также установление норм труда.
С работниками, состоящими в трудовых отношениях с работодателем, оформление эффективного контракта осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору в порядке, установленном ТК РФ. При этом требуется предупреждение работника об изменении условий трудового договора в письменном виде не менее чем за два месяца (ст. 74 ТК РФ).
Обратите внимание
Если работник отказывается трудиться в новых условиях, вы спустя два месяца с момента уведомления можете его уволить по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ – за отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, предварительно предложив другую вакансию.
При приеме на работу новичка работодатель заключает с ним трудовой договор в соответствии с Трудовым кодексом, содержащий все необходимые условия эффективного контракта. При этом используется примерная форма трудового договора с работником учреждения, приведенная в приложении 3 к Программе.
* * *
В заключение отметим, что в настоящее время в системе дошкольного образования уже созданы финансово-экономические условия для перехода на эффективный контракт, в большинстве субъектов РФ подготовлена и принята необходимая нормативная правовая база для работы педагогических кадров на условиях эффективного контракта в дошкольных учреждениях, а в самих учреждениях приняты локальные акты, регламентирующие введение эффективного контракта, в том числе критерии эффективности, и даже заключены такие контракты.
Однако часто подобные локальные акты принимались в спешке и являются типовыми, не учитывающими специфику организации. Кроме того, и критерии эффективности, и сам механизм распределения стимулирующих надбавок не всегда прозрачны.
Поэтому до окончания периода исполнения Программы работодателям необходимо осуществлять мониторинг влияния внедрения эффективных контрактов на качество услуг дошкольного образования. А чтобы установить, насколько отвечают целям и функциям дошкольного учреждения критерии оценки и повышается ли качество образования, периодически их следует пересматривать и корректировать.
[1] Письмо Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02 «О разработке показателей эффективности» (вместе с Методическими рекомендациями Минобрнауки России по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников, утв. Минобрнауки 18.06.2013).
[2] «Об утверждении показателей эффективности деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Федеральному агентству научных организаций, и критериев оценки эффективности работы их руководителей, условий осуществления выплат стимулирующего характера руководителям федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Федеральному агентству научных организаций».
[3] «Об утверждении примерных направлений и показателей эффективности и результативности деятельности педагогических работников государственных образовательных организаций, подведомственных комитету общего и профессионального образования Ленинградской области».