Склярова М. Е., специалист по кадрам
ГБУК ВО «Воронежский областной центр народного творчества и кино»

Переход бюджетных учреждений на систему эффективного контракта предполагает, что зарплата сотрудников бюджетной сферы будет зависеть от показателей работы и от качества предоставляемых госуслуг. В связи с этим в учреждениях разрабатываются и внедряются системы нормирования труда.

Основными целями системы нормирования труда в учреждениях являются:

- создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда;

- обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ, госуслуг;

- повышение эффективности обслуживания потребителей госуслуг.

Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 года № 2190-р предусмотрено изменение и разработка типовых норм труда федеральными органами исполнительной власти в период с 2013 по 2018 годы.

Статьей 159 Трудового кодекса РФ работникам гарантируется применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором. Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата работника определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также включает в себя компенсационные и стимулирующие выплаты.

Нормы труда – нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы – устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и др.) нормы труда в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением правительства РФ от 11.11.2002 № 804.

Помимо норм труда существуют также нормативы по труду. Если нормы труда рассчитываются применительно к конкретным условиям выполнения нормируемого процесса, то нормативы по труду устанавливаются к различным вариантам типизированных или усредненных организационно-технических условий, они многократно используются для расчета норм труда.

В настоящее время активно проходит процесс разработки и внедрения систем нормирования труда в учреждениях. Минтрудом России утверждены методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях, а также методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда.

В соответствии с методическими рекомендациями для государственных (муниципальных) учреждений по разработке систем нормирования труда, утвержденными приказом Минтруда России от 30 сентября 2013 года №504 в государственных и муниципальных учреждениях системы нормирования труда должны быть установлены с учетом установленных федеральными отраслевыми министерствами типовыми нормами. Если типовые нормы по труду по каким-либо видам работ отсутствуют, учреждению необходимо установить свои нормы времени или численности используя хронометраж рабочего времени и другие методы в соответствии с методическими рекомендациями. При отсутствии типовых норм труда по отдельным должностям (профессиям рабочих), видам работ (функциям) соответствующие нормы труда разрабатываются в учреждении с учетом рекомендаций вышестоящей организации, либо с привлечением внешних специалистов в установленном порядке.

Типовые отраслевые нормы труда ориентированы на комплекс организационно-технических условий, которые обеспечивают возможность нормальной работы в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими стандартами, а именно:

а) деятельность работников регламентируется должностными инструкциями, внутренними трудовыми распорядками, правилами по охране труда и пожарной безопасности и иными локальными нормативными актами, принятыми а конкретных учреждениях;

б) при распределении работ между работниками следует учитывать их квалификацию, специализацию и деловые качества, что должно способствовать качественному и быстрому выполнению заданий;

в) площадь помещения должна соответствовать нормам, учитывающим требования рационального размещения необходимого оборудования. При этом рекомендуются помещения прямоугольной формы. Уровень освещенности рабочего места, кратность обмена воздуха и температура в рабочих помещениях должны находиться в пределах, предусмотренных соответствующими санитарными нормами;

г) при расстановке мебели в рабочем помещении следует учитывать удобства подхода к каждому рабочему месту и обеспечение рациональных схем движения документов с учетом специализации исполнителей;

д) режим труда и отдыха работников устанавливается в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка с учетом регламентации всех обязательных работ и выполнения наиболее сложных из них в первой половине дня, когда у работающих отмечается высокая устойчивая трудоспособность.

Под системой нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении понимается комплекс решений, формализованных в локальном нормативном акте учреждения или коллективном договоре, определяющий:

- применяемые в учреждении нормы труда по должностям служащих (профессиям рабочих) различных категорий и групп при выполнении тех или иных видов работ (функций) (общеотраслевые должности, основной персонал, вспомогательный персонал), а также методы и способы их установления;

- порядок внедрения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту;

- организацию замены и пересмотра норм труда на базе оценки уровня их напряженности, прогрессивности и других качественных показателей;

- меры, направленные на соблюдение установленных норм труда (инструктаж работников, мастер-классы и др.).

В соответствии со статьей 159 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), системы нормирования труда определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаются коллективным договором.

Устанавливаемые при этом нормы труда должны соответствовать достигнутому уровню техники, технологии, организации производства и труда.

В соответствии с методическими рекомендациями системы нормирования труда в учреждении рекомендуется устанавливать в Положении о системе нормирования труда учреждения (далее - Положение), которое утверждается локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников, либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор.

Таким образом, руководитель после подготовки Положения должен направить его (официальным письмом) на рассмотрение в представительный орган работников учреждения. В течение 30 календарных дней представительный орган работников должен направить официальный ответ (письмо) с мнением.

Официальный ответ представительного органа работников учреждения, независимо от положительного или отрицательного содержания, должен в обязательном порядке прикладываться к Положению.

В случае положительного ответа представительного органа работников учреждения работодатель имеет право ввести в действие нормы труда и систему нормирования труда в учреждении, при этом представительный орган работников теряет право опротестовать введенные нормы труда в течение 5 лет.

В случае отрицательного отпета представительного органа работников учреждения работодатель имеет право ввести в действие нормы труда и систему нормирования труда в учреждении, при этом представительный орган работников имеет право опротестовать введенные нормы труда в судебном порядке в течение 5 лет.

Положение в обязательном порядке должно быть согласовано со всеми структурными подразделениями учреждения.

Положение должно включать в себя следующие разделы:

1.Область применения.

2.Термины и определения.

3.Основные цели и задачи нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении.

4. Нормативные материалы и нормы труда, применяемые в государственном (муниципальном) учреждении.

5. Организация разработки и пересмотра нормативных материалов по нормированию труда.

6. Порядок согласования и утверждения нормативных материалов по нормированию труда.

7. Порядок проверки нормативных материалов для нормирования труда на соответствие достигнутому уровню техники, технологии, организации труда.

8. Порядок внедрения нормативных материалов по нормированию труда в государственном (муниципальном) учреждении.

Нормы труда должны быть зафиксированы в приложении(ях) к Положению. (то есть по мере выходов сборников типовых норм труда необходимо вносить изменения в Положение).

В государственном (муниципальном) учреждении необходимо вводить именно те нормы, которые относятся к конкретному учреждению. Локальные нормы труда разрабатываются государственными (муниципальными) учреждениями с учетом типовых, отраслевых, межотраслевых норм труда. Локальные нормы труда устанавливаются ниже, либо в соответствии с типовыми. Все межотраслевые и отраслевые нормы труда могут быть только рекомендационными и являться ориентирами при разработке локальных норм.

Приказ об утверждении и введении в действие Положения должен включать в себя (пример содержания Приказа прилагается):

1. Перечень лиц или подразделений, с которыми согласован приказ.

2. Дату утверждения и дату, до которого нужно ознакомить заинтересованных работников с вводимыми нормами и нормативами.

3. Факт учета мнения представительного органа работников (номер и дата письма от представительного органа работников).

4. Дату введения в действие норм (нормативов) (должно быть не менее 60 календарных с дней с даты ознакомления).

5. Срок действия вводимых нормативных материалов (не более 5 лет или 60 месяцев).

6. Ответственных за курирование нормативных материалов в период их действия и за организацию проверки, мониторинга, пересмотра норм труда (рекомендуется назначать начальника отдела кадров, либо специалистов по управлению персоналом, в случае отсутствия специалистов по оплате труда и др.).

Информацию об утвержденных нормах труда необходимо отслеживать на сайтах министерства образования и науки Российской Федерации, министерства здравоохранения Российской Федерации, министерства культуры Российской Федерации, министерства труда и социального развития Российской Федерации, НИИ Труда.

Основаниями для пересмотра норм труда учреждения в более ранние сроки могут послужить такие факторы, как внедрение новых стандартов оказания услуг, новой техники, технологии, видов продукции (услуг). Пересмотр ошибочных норм осуществляется по мере их выявления с учетом мнения представительного органа работников. Достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.

Для соблюдения установленных норм труда в государственном (муниципальном) учреждении рекомендуется осуществлять следующие меры:

- проводить внутренний контроль за соблюдением установленных норм труда (не реже одного раза в год);

- проводить анализ результатов независимой оценки качества услуг, оказываемых учреждением;

- обеспечивать высокий уровень укомплектованности учреждения персоналом (не менее 90%).

В соответствии со статьей 162 ТК РФ о введении новых норм труда работники государственного (муниципального) учреждения должны быть извещены не позднее чем за два месяца. Форма извещения о внедрении новых норм труда определяется учреждением самостоятельно. При этом рекомендуется указать ранее действовавшие нормы труда, новые нормы труда, факторы, послужившие основанием введения новых норм труда.

При заключении трудового договора работник должен быть проинформирован о нормах труда. В случае установления учреждением норм численности, в трудовом договоре работника указывается норма рабочего времени. Работник должен быть проинформирован о нормах времени на выполнение работ (оказание услуг) или нормах обслуживания если они ему устанавливаются с указанием на то, что они выполняются в пределах установленной ему продолжительности рабочего времени.

Рекомендуется перед введением новых норм труда провести инструктаж и обучение работников наиболее эффективным приемам и методам выполнения работ, при этом могут быть использованы как индивидуальные, так и групповые формы их проведения.

Ответственность за состояние нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении, своевременное проведение организационно-технических мероприятий, внедрение рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшение организации труда, возлагается на руководителя учреждения или по его поручению на одного из заместителей руководителя, курирующего вопросы организации и нормирования труда.

Разрабатывать систему нормирования труда в учреждении должны специалисты, обладающие необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда. Желательно, чтобы выполнением работ, связанных с нормированием труда, занималось специализированное подразделение (служба) учреждения по нормированию труда. Ее создают с учетом численности работников и специфики деятельности учреждения. Если такого подразделения нет, выполнение работ можно возложить на структурное подразделение либо работника, в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения деятельности учреждения, организации труда и заработной платы. Разрабатывать систему нормирования труда в учреждении должны специалисты, обладающие необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда.

Согласно статьи 5.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде (в том числе отсутствие локальных актов) предусмотрены административные штрафы в размере:

- для должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

- для юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Норма численности на основе типовых норм времени определяется по следующей формуле:

Нч = (То / Фп) x Кн,

где Нч - норма численности работников определенной квалификации, необходимых для выполнения работ, по которым определены нормы времени;

То - общие затраты времени за год на объем работ, выполняемых работниками (часы);

Фп - плановый нормативный фонд рабочего времени одного работника за год. Он определяется по производственному календарю на текущий год. При этом фонд рабочего времени по производственному календарю уменьшается с учетом установленной продолжительности оплачиваемых отпусков работника (как основного, так и дополнительных) и сокращенной продолжительности рабочего времени по отдельным должностям служащих (профессиям рабочих), а также в зависимости от условий труда;

Кн - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время неоплачиваемого отпуска, болезни и т.п.

В свою очередь, коэффициент Кн определяется по формуле:

Кн = 1 + Вр / (Фсум x Чср),

где Вр - суммарное время, не отработанное из-за невыходов работников учреждения за расчетный период времени;

Фсум - нормативный фонд рабочего времени одного работника за расчетный период времени;

Чср - среднесписочная численность всех работников учреждения (включая работников, занимающих должности служащих, для которых в ходе данного расчета актуализируются нормы численности) за расчетный период времени (рекомендуемый расчетный период - не менее двух лет, предшествующих месяцу проведения расчета).

Общие затраты времени за год на объем работ, выполняемых работниками (часы) (То), определяются по формуле:

To = ∑Tp x Kp ,

где Тр - затраты времени на соответствующий вид работ, по которым определены нормы времени (суммируются значения по всем видам выполняемых работ);

Кр - коэффициент, учитывающий трудозатраты на работы, носящие разовый характер, по которым не определены нормы времени:

Кр = 1+% ненормированных работ / 100.

Затраты времени на соответствующий вид нормируемых работ (Тр) рассчитываются по формуле:

Tp = ∑Hв x Oi ,

где Нв - типовая норма времени на работу i-го вида (часы);

Оi - объем работы i-го вида, выполняемый в течение года.

Образцы документов:

Государственное бюджетное учреждение

«________________________________________________________»


ПРИКАЗ


«___»___________2015 г.


№ __________


г. ______________


О разработке системы нормирования в учреждении


П р и к а з ы в а ю:


  1. Осуществить разработку системы нормирования труда в учреждении до 01.05.2016 г.

  2. Назначить ответственным за разработку норм труда в учреждении специалиста по кадрам Фамилия И.О.

  3. Подготовить Положение о системе нормирования труда в ГБУ _________________ до 20.02.2016 г. специалисту по кадрам Фамилия И.О.

  4. Создать рабочую группу по подготовке норм труда в учреждении в следующем составе:

- Фамилия И.О. – заместитель директора;

- Фамилия И.О. – специалист по кадрам;

- Фамилия И.О. – заместитель главного бухгалтера;

- Фамилия И.О. – председатель профкома учреждения.

5. Рабочей группе проверить организационно-техническую подготовленность рабочих мест к работе по новым нормам (насколько организационно-технические условия выполнения работ соответствуют условиям, предусмотренным нормативными материалами). В случае выявления недостатков предложить организационно-технические мероприятия по их устранению. По результатам проверки составить протокол обследования до 20.03.2016 г.

6. Начальнику отдела Фамилия И.О. предоставить до 20.03.2016 г. сводную информацию по должностям отдела с указанием перечня видов деятельности должностей (сотрудников) отдела и периодичности выполнения работ, в том числе учесть работы, носящие разовый характер, по которым не определены нормы времени (Приложение 1).

7. Специалисту по кадрам (Фамилия) до 01.05.2016 г. подготовить Приложение № 1 к Положению о системе нормирования труда в учреждении «Нормы труда по _______________________________ в учреждении».

8. Специалисту по кадрам (Фамилия) и заместителю главного бухгалтера (Фамилия) произвести расчет нормы численности на основе норм времени до 01.05.2016 г.

9. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Фамилия И.О.



Директор


И.О. Фамилия







С приказом ознакомлены:





Приложение 1 к приказу

№ ______ от «___»________ 2015 г.



Сводная информация по видам деятельности

должность___________ отдел_____________


№ п./п.

Виды деятельности

Периодичность выполнения (количество раз)

ежедневно

еженедельно

ежеквартально

ежегодно

1.

….


Государственное бюджетное учреждение

«_______________________________________________________»


ПРИКАЗ


«___»___________2016 г.


№ __________


г. _______________


Об утверждении Положения о системе

нормирования труда в учреждении


П р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить Положение о системе нормирования труда в ГБУ «______________».

2. Специалисту по кадрам (Фамилия) ознакомить всех сотрудников с Положением и провести разъяснительную работу среди сотрудников.

3. Специалисту по кадрам (Фамилия) направить Положение о системе нормирования труда в учреждении председателю профсоюзного комитета Фамилия И.О. для учета мнения профсоюзного комитета.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Фамилия И.О.


Директор


И.О. Фамилия







С приказом ознакомлена:





 

 

Государственное бюджетное учреждение

«_____________________________________________»


ПРИКАЗ

«___»___________2016 г.


№ __________

г. _________________


Об утверждении Норм труда по ________________ в учреждении


П р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить Приложение № 1 к Положению о системе нормирования труда в учреждении «Нормы труда по _________________________ в учреждении».

2. Признать организационно-технические условия выполнения работ соответствующими условиям, предусмотренным нормативными материалами.

3. Ввести в действие нормы труда по __________________________ в учреждении с 04 июля 2016 г.

4. Специалисту по кадрам (Фамилия) подготовить уведомления сотрудникам о введении норм труда по ___________________ в учреждении до 04 мая 2016 г.

5. Специалисту по кадрам (Фамилия) направить Приложение № 1 к Положению о системе нормирования труда в учреждении «Нормы труда по _______________________________ в учреждении» председателю профсоюзного комитета Фамилия И.О. для учета мнения профсоюзного комитета.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Фамилия И.О.


Директор


И.О. Фамилия




С приказом ознакомлена:












Типовое положение о системе нормирования труда учреждения


Предисловие

  1. РАЗРАБОТАН (наименование подразделения

или организации разработчика)

  1. УТВЕРЖДЕН……………………………….. …. (исполнительный орган учреж-

дения) Приказ № _____ от « __»

______________20 ____г.

  1. УЧЕТ МНЕНИЯ……………………...…………..наименование представитель-

ного органа работников, чье мнение было учтено)

  1. ИСПОЛНИТЕЛИ (ФИО лиц ответственных за

разработку в учреждении)

  1. ВЗАМЕН ( Приказ № от «__»______

20___ г. об утверждении старого положения, если отсутствует указывается что вводится впервые).


Введение

Настоящее Положение разработано в соответствии и на основании следующих нормативных актов:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации;

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 804 «О правилах разработки и утверждения типовых норм труда»;

  • Постановление Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 19 июня 1986 года № 226/П-6 «Положение об организации нормирования труда в народном хозяйстве» (в части не противоречащей действующему законодательству); Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. №2190-р; Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 мая 2013 г. № 235 "Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда";

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 сентября 2013 г. № 504 "Об утверждении методических рекомендаций для государственных (муниципальных) учреждений по разработке систем нормирования труда ".


Содержание

1. Область применения………………………………………………….4

2. Термины и определения…………………………………...……………4

3. Основные цели и задачи нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении…………………………………………….....5

4. Нормативные материалы и нормы труда, применяемые в государственном (муниципальном) учреждении………………….……….6

5. Организация разработки и пересмотра нормативных материалов по нормированию труда…………………………………………………………7

6. Порядок согласования и утверждения нормативных материалов по нормированию труда…………………………………………………………9

7. Порядок проверки нормативных материалов для нормирования труда на соответствие достигнутому уровню техники, технологии, организации труда ……………………………………………….………………………….9

8. Порядок внедрения нормативных материалов по нормированию труда в учреждении……………………………………………..…………………….9


1. Область применения

Настоящее положение устанавливает систему нормативов и норм, на основе которых реализуется функция нормирования труда, содержит основные положения, регламентирующие организацию нормирования труда, а так же устанавливает порядок проведения нормативно - исследовательских работ по труду в государственном (муниципальном) учреждении……………………....

(наименование учреждения)

Настоящее Положение вводится в действие для применения на всех подразделениях государственного (муниципального) учреждения……………

……………………………………………………………………………….

(наименование учреждения)

2. Термины и определения

В настоящем документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:

  1. апробация: Процесс внедрения на ограниченный (тестовый) период результатов проведённых работ (нормативных материалов, норм труда) в целях анализа и изучения их влияния на трудовой процесс (осуществляемую деятельность) в условиях приближенных к реальным (фактическим) и результативность учреждения.

  2. аттестованные нормы: Технически обоснованные нормы, соответствующие достигнутому уровню техники и технологии, организации производства и труда.

  3. временные нормы: Нормы на повторяющиеся операции, установленные на период освоения тех или иных видов работ при отсутствии нормативных материалов для нормирования труда. Временные нормы устанавливают на срок до трёх месяцев и по истечении этого срока их заменяют постоянными нормами.

  4. замена и пересмотр норм труда: Необходимый и закономерный процесс, требующий соответствующей организации контроля на уровне учреждения и его подразделений. Объясняется это стремлением работодателя повысить эффективность использования трудового потенциала работников, изыскать резервы, учесть любые возможности для повышения эффективности.

  5. напряжённость нормы труда: Относительная величина, определяющая необходимое время для выполнения конкретной работы в конкретных организационно-технических условиях; показатель напряжённости - отношение необходимого времени к установленной норме или фактическим затратам времени.

  6. норма времени обслуживания: Величина затрат рабочего времени, установленная выполнения единицы работ, оказания услуг в определённых организационно - технических условиях.

  7. норма затрат труда: Количество труда, которое необходимо затратить на качественное оказание услуг в определённых организационно-технических условиях.

  8. норма обслуживания: Количество объектов, которые работник или группа работников соответствующей квалификации обслуживают в течение единицы рабочего времени в определённых организационно - технических условиях. Разновидностью нормы обслуживания является норма управляемости, определяющая численность работников, которыми должен руководить один руководитель. Типовая норма обслуживания устанавливается по среднему показателю для однородных рабочих мест.

  9. норма численности: Установленная численность работников определённого профессионально - квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных функций, оказания услуг, выполнения определенного объема работ в определённых организационно - технических условиях.

  10. нормированное задание: Установленный на основе указанных выше видов норм затрат труда объем работ/услуг который работник или группа работников должны выполнять/оказать за рабочую смену (рабочий день), месяц или в иную единицу рабочего времени. Нормированные задания разрабатываются на основе действующих норм затрат труда и могут содержать индивидуальные и коллективные затраты труда, устанавливаемые с учётом заданий по повышению производительности труда и экономии материальных ресурсов. Эти задания устанавливаются исходя из имеющихся на каждом рабочем месте возможностей. Поэтому нормированные задания в отличие от норм затрат труда могут устанавливаться только для конкретного рабочего места и с учётом только ему присущих особенностей и возможностей мобилизации резервов повышения эффективности труда.

  11. отраслевые нормы: Нормативные материалы по труду, предназначенные для нормирования труда на работах, выполняемых в учреждениях одной отрасли экономики (здравоохранение, образование и т. п.).

  12. ошибочно установленные нормы (ошибочные): Нормы труда, при установлении которых неправильно учтены организационно-технические и другие условия или допущены неточности при применении нормативов по труду и проведении расчётов.

  13. разовые нормы: Нормативные материалы по труду, устанавливаются на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные, случайные и другие работы, не предусмотренные технологией), и действуют, пока эти работы выполняются, если для них не введены временные или постоянные нормы.

  14. технически обоснованная норма труда: Норма, установленная аналитическим методом нормирования и предусматривающая наиболее полное и эффективное использование рабочего времени.

  15. устаревшие нормы: Нормы труда на работах, трудоёмкость которых уменьшилась в результате общего улучшения организации производства и труда, увеличения объёмов работ, роста профессионального мастерства и совершенствования навыков работников.

  16. межотраслевые нормы труда: Нормативные материалы по труду, которые используются для нормирования труда работников, занятых выполнением работ по одинаковой технологии в аналогичных организационно-технических условиях в различных отраслях экономики.

  17. местные нормы труда: Нормативные материалы по труду, разработанные и утверждённые в учреждении.

Примечание: Иные понятия и термины, используемые в настоящем Положении, применяются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3. Основные цели и задачи нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении.

3.1. Нормирование труда является приоритетным и исходным звеном хозяйственного механизма, а также составной частью организации управления персоналом, обеспечивая установление научно-обоснованных норм труда в определённых организационно-технических условиях для повышения эффективности труда. Главной задачей нормирования труда в учреждении является установление обоснованных, прогрессивных показателей норм затрат труда в целях роста совокупной производительности и повышения эффективности использования трудовых ресурсов.

3.2. Цель нормирования труда в учреждении - создание системы нормирования труда, позволяющей:

  • совершенствовать организацию производства и труда с позиции минимизации трудовых затрат;

  • планомерно снижать трудоёмкость работ, услуг;

  • рассчитывать и планировать численность работников по рабочим местам и подразделениям исходя из плановых показателей;

  • рассчитывать и регулировать размеры постоянной и переменной части заработной платы работников, совершенствовать формы и системы оплаты труда и премирования.

3.3. Основными задачами нормирования труда в учреждении являются:

  • разработка системы нормирования труда;

  • разработка мер по систематическому совершенствованию нормирования труда;

  • анализ и определение оптимальных затрат труда на все работы и услуги;

  • разработка норм и нормативов для нормирования труда на новые и не охваченные нормированием оборудование, технологии, работы и услуги;

  • разработка укрупнённых и комплексных норм затрат труда на законченный объем работ, услуг;

  • повышение качества разрабатываемых нормативных материалов и уровня их обоснования;

  • организация систематической работы по своевременному внедрению разработанных норм и нормативов по труду и обеспечение контроля за их правильным применением;

  • обеспечение определения и планирования численности работников по количеству, уровню их квалификации на основе норм труда;

  • обоснование и организация рациональной занятости работников на индивидуальных и коллективных рабочих местах, анализ соотношения продолжительности работ различной сложности;

  • выявление и сокращение нерациональных затрат рабочего времени, устранение потерь рабочего времени и простоев на рабочих местах;

  • определение оптимального соотношения работников одной профессии (специальности) различной квалификации в подразделениях учреждения;

  • расчёт нормы численности работников, необходимого для выполнения планируемого объёма работ, услуг;

  • обоснование форм и видов премирования работников за количественные и качественные результаты труда.

3.4. Развитие нормирования труда должно способствовать совершенствованию организации труда, планированию и анализу использования трудовых ресурсов, развитию форм использования трудовых ресурсов, снижению трудоёмкости выполняемых работ, росту производительности труд

3.5. В целях рационального и эффективного достижения задач нормирования труда необходимо широкое применение современных экономико-математических методов обработки исходных данных и электронно-вычислительной техники, систем микроэлементного нормирования, видеотехники и других технических средств измерения затрат рабочего времени и изучения приёмов и методов труда.

4. Нормативные материалы и нормы труда, применяемые в государственном (муниципальном) учреждении

4.1. В учреждении применяются следующие основные нормативные материалы по нормированию труда:

  • положение об организации нормирования труда на предприятиях судостроительной промышленности;

  • методические рекомендации по разработке норм труда;

  • методические рекомендации по разработке системы нормирования труда;

  • нормы труда (нормы, нормативы времени, численности, нормы выработки, обслуживания).

4.2. На уровне учреждения в качестве базовых показателей при разработке местных норм труда, расчёте производных показателей, в целях организации и управления персоналом используются межотраслевые и отраслевые нормы труда. При отсутствии межотраслевых и отраслевых норм труда предприятия разрабатывают местные нормы труда.

4.3. Нормативные материалы для нормирования труда должны отвечать следующим основным требованиям:

  • соответствовать современному уровню техники и технологии, организации труда;

  • учитывать в максимальной степени влияние технико-технологических, организационных, экономических и психофизиологических факторов;

  • обеспечивать высокое качество устанавливаемых норм труда, оптимальный уровень напряжённости (интенсивности) труда;

  • соответствовать требуемому уровню точности;

  • быть удобными для расчёта по ним затрат труда в учреждении и определения трудоёмкости работ;

  • обеспечивать возможность использования их в автоматизированных системах и персональных электронно-вычислительных машинах для сбора и обработки информации.

4.4. По сфере применения нормативные материалы подразделяются на межотраслевые, отраслевые и местные.

4.5. Установление количества необходимых затрат труда на выполнение работ органически связано с установлением квалификационных требований к исполнителям этих работ.

4.6. Степень дифференциации или укрупнения норм определяется конкретными условиями организации труда.

4.7. Наряду с нормами, установленными на стабильные по организационно-техническим условиям работы, применяются временные и разовые нормы.

4.8. Временные нормы устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утверждённых норм труда на срок не более 1 (одного) года, которые могут быть установлены суммарными экспертными методами нормирования труда.

4.9. Постоянные нормы разрабатываются и утверждаются на срок не более 5 (пяти) лет и имеют техническую обоснованность.

4.10. Техническими обоснованными считаются нормы труда установленные на основе аналитических методов нормирования труда с указанием квалификационных требований к выполнению работ и ориентированные на наиболее полное использование всех резервов рабочего времени по продолжительности и уровню интенсивности труда, темпу работы. Тарификация работ и определение квалификационных требований к работникам производятся в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.

4.11. Наряду с нормами, установленными по действующим нормативным документам на стабильные по организационно - техническим условиям работы, применятся временные и разовые нормы.

4.12. Разовые нормы устанавливаются на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные и т.п.). Они могут быть расчетными и опытно - статистическими.

4.13. Временные опытно - статистические нормы времени, численности, выработки или обслуживания устанавливаются при отсутствии в учреждении технически обоснованных нормативных материалов по труду на выполнение данных видов работ. Опытно-статистические нормы устанавливаются на основе экспертной оценки специалиста по нормированию труда, которая базируется на систематизированных данных о фактических затратах времени на аналогичные работы за предыдущий период времени. Срок действия временных норм не должен превышать трех месяцев (на часто повторяющихся работах), а при длительном процессе - на период выполнения необходимых работ. Ответственные за нормирование лица несут персональную ответственность за правильное (обоснованное) установление временных норм труда.

4.14 О введении временных или разовых норм труда трудовые коллективы должны быть извещены до начала выполнения работ.

5. Организация разработки и пересмотра нормативных материалов по нормированию труда

  1. Разработка нормативных материалов по нормированию труда в учреждении основано на инициативе работодателя или представительного органа работников.

  2. Основным видом нормативных материалов по нормированию труда в учреждении являются технически обоснованные нормы труда.

  3. Обоснованными являются нормы, установленные аналитическим методом с учётом факторов влияющих на нормативную величину затрат труда.

  4. Факторы, влияющие на нормативную величину затрат труда, в зависимости от характера и направленности воздействия подразделяются на технические, организационные, психофизиологические, социальные и экономические.

  5. Технические факторы определяются характеристиками материально вещественных элементов труда:

  • предметов труда;

  • средств труда.

  1. Организационные факторы определяются формами разделения и кооперации труда, организацией рабочего места и его обслуживанием, методами и приёмами выполнения работ, режимами труда и отдыха.

  2. Технические и организационные факторы предопределяют организационно-технические условия выполнения работ.

  3. Экономические факторы определяют влияние разрабатываемых норм на производительность труда, качество оказываемых услуг.

  4. Психофизиологические факторы определяются характеристиками исполнителя работ: пол, возраст, некоторые антропометрические данные (рост, длина ног, сила, ловкость, выносливость и т.д.), а также некоторыми характеристиками производства (параметры зоны обзора и зоны досягаемости, рабочая поза, загруженность зрения, темп работы и т.д.). Учёт психофизиологических факторов необходим для выбора оптимального варианта трудового процесса, протекающего в благоприятных условиях с нормальной интенсивностью труда и рационального режима труда и отдыха в целях сохранения здоровья работающих, их высокой работоспособности и жизнедеятельности.

  5. Социальные факторы, как и психофизиологические факторы, определяются характеристиками исполнителя работ, его культурно-техническим уровнем, опытом, стажем работы и др. К социальным факторам относятся и некоторые характеристики организации производства и труда - это содержательность и привлекательность труда и т.д.

  6. Выявление и учёт всех факторов, влияющих на величину затрат труда, осуществляется в процессе разработки норм и нормативных материалов для нормирования труда.

  7. Учёт факторов проводится в следующей последовательности:

  • выявляются факторы, влияющие на нормативную величину затрат труда, обусловленных конкретным видом экономической деятельности;

  • определяются возможные значения факторов при выполнении данной работы;

  • определяются ограничения, предъявляющие определённые требования к трудовому процессу, в результате чего устанавливаются его допустимые варианты;

  • выбираются сочетания факторов, при которых достигаются эффективные результаты работы в наиболее благоприятных условиях для их исполнителей (проектирование рационального трудового процесса).

Указанные процедуры проводятся на этапе предварительного изучения организационно- технических и других условий выполнения работ. Часть факторов, зависящих от исполнителей работ, учитывается на этапе выбора персонала для наблюдения при аналитически-исследовательском методе установления норм и нормативов.

  1. Качество норм затрат труда и их обоснованность зависит от методов, на основе которых они устанавливаются. Нормы затрат труда могут быть установлены двумя методами: на основе детального анализа, осуществляемого в учреждении, и проектирования оптимального трудового процесса (аналитический метод); или на основе статистических отчётов о выработке, затратах времени на выполнение работы за предшествующий период, или экспертных оценок (суммарный метод).

  2. Аналитический метод позволяет определять обоснованные нормы, внедрение которых способствует повышению производительности труда и в целом эффективности использования трудовых ресурсов.

  3. Суммарный же метод только фиксирует фактические затраты труда. Этот метод применяется в исключительных случаях при нормировании аварийных или опытных работ.

  4. Нормы, разрабатываемые на основе аналитического метода, являются обоснованными, а нормы, установленные суммарным методом, - опытно-статистическими.

  5. Разработка обоснованных нормативных материалов осуществляется одним из способов аналитического метода: аналитически-исследовательским или аналитически-расчётным.

  6. При аналитически-исследовательском способе нормирования необходимые затраты рабочего времени по каждому элементу нормируемой операции определяют на основе анализа данных, полученных в результате непосредственного наблюдения за выполнением этой операции на рабочем месте, на котором организация труда соответствует принятым условиям.

  7. При аналитически - расчётном способе затраты труда на нормируемую работу определяют по нормативам труда на отдельные элементы, разработанные ранее на основе исследований, или расчётом, исходя из принятых режимов оптимальной работы технологического оборудования.

  8. Аналитически-расчётный способ является наиболее рациональным и предпочтительным способом проектирования нормативных материалов, так как является наиболее совершенным и экономически эффективным способом нормирования.

  9. Совершенствование аналитически-расчётного метода осуществляется путём разработки систем микроэлементных нормативов, в том числе с проведением имитационного моделирования.

  10. Преимущества аналитически-расчётного способа нормирования труда не исключают применения аналитически-исследовательского метода.

  11. При разработке нормативных материалов по нормированию труда на предприятиях необходимо придерживаться следующих требований:

  • нормативные материалы по нормированию труда должны быть разработаны на основе методических рекомендаций, утверждённых для вида экономической деятельности;

  • нормативные материалы по нормированию труда должны быть обоснованы исходя из их периода освоения;

  • проведение апробации нормативных материалов в течение не менее 14 календарных дней;

  • при формировании результатов по нормированию труда должно быть учтено мнение представительного органа работников.

  1. Нормы труда, разработанные с учётом указанных требований на уровне учреждений, являются местными и утверждаются исполнительным органом учреждения.

  2. В целях обеспечения организационно - методического единства по организации разработки, пересмотра и совершенствования нормативных материалов для нормирования труда, повышения их обоснованности и качества рекомендуется следующий порядок выполнения работ.

  3. Пересмотр типовых норм труда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном для их разработки и утверждения.

  4. В тех случаях, когда организационно - технические условия учреждения позволяют устанавливать нормы более прогрессивные, чем соответствующие межотраслевые или отраслевые, либо при отсутствии их, разрабатываются местные нормы труда.

  5. Установление, замена и пересмотр норм труда осуществляются на основании приказа (распоряжения) работодателя с учётом мнения представительного органа работников.

  6. Об установлении, замене и пересмотре норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за два месяца. Об установлении временных и разовых норм работники должны быть извещены до начала выполнения работ.

  7. Порядок извещения работников устанавливается работодателем самостоятельно.

  8. Не реже чем раз в два года структурным подразделением (службой) в организации, на которое возложены функции по организации и нормированию труда, или работником (работниками), на которого возложены указанные функции, проводится проверка и анализ действующих норм труда на их соответствие уровню техники, технологии, организации труда в учреждении. Устаревшие и ошибочно установленные нормы подлежат пересмотру. Пересмотр устаревших норм осуществляется в сроки, устанавливаемых руководством учреждения.

  9. Пересмотр норм труда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном для их разработки и утверждения. Пересмотр осуществляется через каждые 5 лет с даты утверждения.

6. Порядок согласования и утверждения нормативных материалов по нормированию труда

6.1 Нормативы имеют унифицированный характер и отражают обобщённые организационно- технические условия учреждения и наиболее рациональные приёмы и методы выполнения работ.

6.2 Межотраслевые нормативные материалы утверждаются Министерством труда и социальной защиты России.

6.3 Отраслевые нормативные материалы утверждаются Федеральным органом исполнительной власти соответствующей отрасли или подотрасли при согласовании с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

6.4 Порядок согласования и утверждения локальных нормативных материалов на уровне учреждений:

  • на уровне учреждений нормативные материалы разрабатываются работодателем. Работодатель разработанные нормативные материалы направляет в представительный орган работников для учёта мнения;

  • представительный орган работников при несогласии с позицией работодателя должен предоставить письменный протест с обоснованием своей позиции, при этом работодатель имеет право утвердить нормативные материалы без положительной оценки представительного органа работников;

  • в случае отрицательной оценки нормативных материалов по нормированию труда, которые утверждены работодателем, представительный орган работников имеет основания для подачи жалобы и рассмотрения его в судебном порядке.

6.5 Работодатель и представительный орган работников должны:

  • разъяснить работникам основания замены или пересмотра норм труда и условия, при которых они должны применяться;

  • постоянно поддерживать и развивать инициативу работников по пересмотру действующих и внедрению новых, более прогрессивных норм труда.


7. Порядок проверки нормативных материалов для нормирования труда на соответствие достигнутому уровню техники, технологии, организации труда

7.1. Оценка уровня действующих нормативов по труду проводится путём анализа норм, рассчитанных по этим нормативам, с проведением выборочных исследований и изучения динамики выполнения показателей норм выработки.

7.2. При осуществлении проверки нормативных материалов по нормированию труда в учреждении необходимо выполнить следующие работы:

  • провести анализ выполнения норм труда (выработки) установленных в учреждении (проводится ежегодно), при перевыполнении или невыполнении норм труда на 15 % и более необходима организация проверки показателей нормативов и норм труда;

  • издать регламент (приказ, распоряжение) о проведении проверки нормативных материалов с указанием периода;

  • установить ответственное подразделение за процесс проверки нормативных материалов по нормированию труда на уровне предприятия;

  • организация рабочей группы с привлечением представительного органа работников;

  • проведение выборочных исследований, обработки результатов;

  • проведение расчёта норм и нормативов по выборочным исследованиям;

  • внесение изменений и корректировок по результатам расчёта;

  • утверждение нормативных материалов с изменениями и извещение работников согласно законодательству Российской Федерации.

7.3. Подробный порядок проверки нормативных материалов по нормированию труда изложен в соответствующих методических рекомендациях.

8. Порядок внедрения нормативных материалов по нормированию труда в учреждении

8.1. Утверждённые в установленном порядке нормативные материалы для нормирования труда внедряются на рабочие места учреждения в соответствии с их областью применения и сферой действия на основании приказа руководителя с учётом мнения представительного органа работников.

8.2. Для обеспечения эффективного внедрения и освоения нормативных материалов в учреждении следует провести следующие мероприятия:

- проверить организационно - техническую подготовленность рабочих мест к работе по новым нормам (насколько организационно - технические условия выполнения работ соответствуют условиям, предусмотренным новыми нормативными материалами);

- разработать и реализовать организационно - технические мероприятия по устранению выявленных недостатков в организации труда, а также по улучшению условий труда;

- ознакомить с новыми нормами времени всех работающих, которые будут работать по ним, в сроки согласно законодательства Российской Федерации.

8.3. Ознакомление с новыми нормами должно сопровождаться проведением массовой разъяснительной работы, инструктажа работников, а в необходимых случаях и обучением их работе в новых организационно - технических условиях.

8.4. Если при проведении указанной подготовительной работы выяснится, что в учреждении существующие организационно - технические условия более совершенны, чем условия, предусмотренные в новых нормах или нормативах, и действующие местные нормы на соответствующие работы более прогрессивны, чем новые нормы, то новые нормы или нормативы не внедряются.

8.5. В тех учреждениях, где фактические организационно - технические условия совпадают с условиями, предусмотренными в сборнике, новые нормы или нормативы вводятся без каких-либо изменений.

8.6. На работы, не охваченные новыми нормативными материалами, устанавливаются местные обоснованные нормы времени, рассчитанные методами нормирования труда.