В статье 213 ТК РФ законодатель предусматривает для некоторых категорий работников необходимые медицинские осмотры. Их обязаны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта. Предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности в целях определения профпригодности этих работников и предупреждения профессиональных заболеваний.
Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других организаций обязаны проходить указанные медицинские осмотры (обследования) в целях обеспечения охраны здоровья населения, а также предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Работники, обеспечивающие движение поездов, также обязаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1999 года №1020 «Об утверждении перечня профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам» проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры.
Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами утверждены Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16 августа 2004 года №83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» (далее – Приказ Минздрава №83). При применении документа следует учитывать, что санитарными правилами предусмотрены также иные Категории работ, помимо указанных в утвержденном перечне, при выполнении которых работники проходят предварительные и периодические медицинские осмотры.
Перечень приложений к Приказу Минздрава №83:
· Приложение №1 «Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)»;
· Приложение №2 «Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)»;
· Приложение №3 «Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».
О том, какие лечебно-профилактические учреждения могут проводить медицинские осмотры в полном объеме, работодатель может узнать в территориальном подразделении Роспотребнадзора субъекта Российской Федерации либо в органе местного самоуправления.
Работодатель вместе с профсоюзом организации, учреждения определяет контингенты, составляет поименный список работников, которым необходимо проходить периодический или предварительный медосмотр, указывая участок, цех, производство, вредные работы и вредные или опасные производственные факторы, воздействующие на работников. Этот список согласовывается с органами Роспотребнадзора и не позднее 1 декабря предшествующего года должен быть направлен в медицинское учреждение, с которым заключен договор на проведение периодических медосмотров.
Для прохождения медосмотра работодатель выдает работнику направление, в котором должны быть указаны вредные и (или) опасные производственные факторы, влияющие на работника и вредные работы. В случае выполнения работником работы по совместительству работодатель должен указать совмещаемые профессии (должности) в выданном направлении, которое предъявляется врачу.
В Письме Роспотребнадзора от 13 января 2005 года №0100/63-05-32 «О порядке применения Приказа Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 №83» сказано, что единые формы перечней контингентов, поименных списков и направлений на ПМО Минздравсоцразвития Российской Федерации планирует разработать и утвердить отдельным приказом, а также о том, какими нормативными документами необходимо руководствоваться при проведении медосмотров.
Приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 14 марта 1996 года №90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» установлены перечень медицинских противопоказаний при допуске к работе с вредными факторами, состав специалистов и объем лабораторных исследований, необходимых при проведении осмотров, а также список профессиональных заболеваний (далее – Приказ Минздравмедпрома №90).
Перечень общих медицинских противопоказаний к допуску в контакте с вредными и опасными веществами, производственными факторами установлен в Приложении №4 к Приказу Минздравмедпрома №90.
На основании поименных списков работников, подлежащих медосмотру, медицинская организация вместе с работодателем составляет и утверждает календарный план прохождения медосмотров.
Согласно пункту 1.1 Приказа Минздравмедпрома №90 предварительные и периодические медицинские осмотры работников проводятся лечебно - профилактическими учреждениями (организациями) с любой формой собственности, имеющими соответствующую лицензию и сертификат, а осмотр психиатром проводится в психоневрологическом диспансере (отделении, кабинете) по месту постоянной прописки обследуемого.
Из пункта 1.2. Приказа Минздравмедпрома №90 следует, что работники, которые заняты непосредственным управлением различными видами транспортных средств (автомобильными, городскими, электрическими, воздушными, речными, морскими, железнодорожными) проходят предварительные и периодические медицинские осмотры по спискам профессий, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством путей сообщения Российской Федерации и согласованных с Минздравмедпромом Российской Федерации.
Состав медицинской комиссии утверждается руководителем медицинского учреждения, осуществляющего предварительные или периодические медосмотры. При этом председателем комиссии обычно назначается врач профпатолог либо иной врач, имеющий подготовку по профпатологии.
В Приложении №1 Приказа Минздравмедпрома №90 необходимость включения определенных специалистов в состав комиссии, а также виды лабораторных и функциональных исследований определяется в зависимости от того, какие вредные, опасные вещества и производственные факторы оказывают воздействие на работающих. Кроме того, в данном Приложении указаны медицинские противопоказания по видам вредных, опасных веществ в дополнение к общим медицинским противопоказаниям.
Для того чтобы пройти предварительный медосмотр работник должен предъявить комиссии следующие документы: паспорт или иной документ, который его заменяет; амбулаторную карту либо выписку из нее с результатами медосмотров с прежнего места работы; решение врачебной психиатрической комиссии в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Результаты предварительных и периодических медосмотров должны быть отражены в карте предварительных и периодических медосмотров и в акте по итогам медицинского осмотра.
Согласно пункту 2.4 Приложения №3 Приказа Минздравмедпрома №90 каждый врач, принимающий участие в освидетельствовании, дает свое заключение о профессиональной пригодности и при показаниях намечает необходимые лечебно - оздоровительные мероприятия. Окончательное заключение о соответствии выполняемой работе или заключение о временном или постоянном переводе на другое место работы, а также данные профессионального маршрута работника (организация, цех, участок, профессия, стаж, вредные, опасные вещества и производственные факторы) записываются на отдельный лист карты. В случае изменения трудовой деятельности в лист вносятся уточнения и дополнения.
Работникам, которые прошли предварительный или периодический медосмотр и признаны годными к работе с вредными, опасными веществами и производственными факторами, выдается соответствующее заключение. Заключение подписывается лечащим врачом и скрепляется печатью лечебно-профилактического учреждения. В случае, если предусмотрен индивидуальный допуск, в заключение вносятся данные об обязательном пользовании протезом, слуховым аппаратом, очками и другие.
Предварительными медицинскими осмотрами выявляется соответствие состояния здоровья работника поручаемой работе. Целью периодических осмотров является наблюдение за здоровьем работника в условиях воздействия на него вредных производственных факторов, а также предупреждение и своевременное обнаружение начальных признаков профзаболеваний, которые могут помешать нормальному выполнению работником своих профессиональных обязанностей, а также для предупреждения несчастных случаев.
Медицинские осмотры проводятся с периодичностью (один раз в год, два, три или пять лет). Это определяется перечнями вредных, опасных веществ и производственных факторов. Исключение составляют работники в возрасте до 21 года, которые проходят медицинские осмотры ежегодно.
В соответствии с медицинскими рекомендациями вышеназванные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).
Территориальный орган Роспотребнадзора может принять решение провести для некоторых категорий работников медосмотр ранее намеченного срока, исходя из сложившейся санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации. Необходимость проведения территориальным органом Роспотребнадзора внепланового медосмотра должна быть обоснована и указана причина принятия такого решения в его направлении.
Досрочный медосмотр проходит работник, если на это указано в выданном ему медицинском заключении. В случае приема работника на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, где предусмотрен в обязательном порядке предварительный медосмотр, работодатель сразу же должен направить такого работника на медосмотр. Далее работники проходят медосмотры согласно установленной периодичности.
Работники, занятые на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение 5 и более лет, проходят периодические медицинские осмотры (обследования) в центрах профессиональной патологии и других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу профессиональной пригодности и экспертизу связи заболевания с профессией, один раз в пять лет.
Если медицинским осмотром будет установлено, что работнику противопоказана работа с вредными, опасными веществами и производственными факторами, то медицинское заключение выдается ему на руки, а копия пересылается работодателю, выдавшему направление.
Из Приложения №3 о «Порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами)», утвержденного Приказом Минздрава №83) следует, что:
«11.2. Медицинская организация совместно с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и представителем работодателя обобщает результаты проведенных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников и составляет заключительный акт по его итогам в четырех экземплярах. Заключительный акт в течение 30 дней должен быть представлен медицинской организацией работодателю, территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и центру профпатологии.
11.4. В случае если при проведении периодического медицинского осмотра (обследования) возникают подозрения на наличие у работника профессионального заболевания, медицинская организация направляет его в установленном порядке в центр профпатологии на экспертизу связи заболевания с профессией.
11.5. Центр профпатологии при установлении связи заболевания с профессией составляет медицинское заключение и в 3-дневный срок направляет соответствующее извещение в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, работодателю, страховщику и в медицинскую организацию, направившую работника.
Работник, у которого установлен диагноз профессионального заболевания, центром профпатологии направляется с соответствующим заключением в медицинскую организацию по месту жительства, которая оформляет документы для представления на медико-социальную экспертизу.
11.6. Центр профпатологии субъекта Российской Федерации обобщает и анализирует результаты периодических медицинских осмотров (обследований), проведенных в течение года на территории субъекта Российской Федерации (в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. №5487-1(редакция от 02.02.2006г.), и представляет ежегодный отчет в установленном порядке в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, который в установленном порядке представляет отчет в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, и в копии - в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
Как следует из Письма Минздравсоцразвития Российской Федерации от 4 октября 2005 года №4732-ВС «Об экспертизе связи заболевания с профессией» вопросы экспертизы связи заболевания с профессией находятся в ведении субъектов Российской Федерации.
Решение особо сложных экспертных случаев, касающихся вопросов установления связи заболевания с профессией, которые не решены на уровне субъектов Российской Федерации, возложены на Координационный центр профпатологии Министерства здравоохранения и социального развития России, созданный на базе ГУ «Научно-исследовательский институт медицины труда РАМН». Указанный Центр создан согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Российской академии медицинских наук от 1 апреля 2005 года №248/18 «О создании Координационного центра профпатологии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации», а его деятельность регламентирована Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации и Российской Академии медицинских наук от 16 июня 2005 года №408/46 «Об утверждении Положения о Координационном центре профпатологии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».
Из этого Письма также следует, что очная (заочная) работа по решению экспертных вопросов по установлению связи заболевания с профессией проводится на договорной основе с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации либо с иными юридическими лицами, которые направили материалы на экспертизу при условии представления соответствующего пакета документов.
Расследование и учет профессиональных заболеваний осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 года №967 «Об утверждении положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний».
Центр профпатологии направляет работника, которому установлен диагноз – профзаболевание с соответствующим заключением в медицинское учреждение по месту жительства для оформления документов, которые необходимо представить на медико-социальную экспертизу.
Согласно пункту 3.3. Приложения №3 Приказа Минздравмедпрома №90 в случае, если работнику будут поставлен диагноз паразитарного или инфекционного заболевания, то уточнение или подтверждение диагноза инфекционного или паразитарного заболевания проводится врачами - инфекционистами или другими специалистами по профилю патологии в инфекционных стационарах.
Согласно пункту 1 Инструкции по применению Списка профессиональных заболеваний, которая утверждена Приказом Минздравмедпрома №90, список профессиональных заболеваний является основным документом, который используется при установлении диагноза профессионального заболевания, связи его с выполняемой работой или профессией, при решении вопросов экспертизы трудоспособности, медицинской и трудовой реабилитации, а также при рассмотрении вопросов, связанных с возмещением ущерба, причиненного работнику повреждением здоровья. В указанный Список включены заболевания, которые вызваны исключительно или преимущественно действием вредных, опасных веществ и производственных факторов и представлена их классификация.
В пунктах 7-11 Инструкции по применению списка профессиональных заболеваний сказано:
«7. При решении вопроса о том, является ли данное заболевание профессиональным, необходимо учитывать характер действующего этиологического фактора и выполняемой работы, особенности клинической формы заболевания, конкретные санитарно - гигиенические условия производственной среды и трудового процесса, стаж работы во вредных и опасных условиях труда. Все указанные параметры должны быть подтверждены соответствующей медицинской документацией. При работе со списком профессиональных заболеваний следует учесть, что в соответствующих графах приводится примерный перечень проводимых работ и производств.
8. При смешанной этиологии профессиональных заболеваний экспертные вопросы должны решаться как по профессиональному заболеванию.
9. Определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах возложено на МСЭК (медико - социальные экспертные комиссии Минсоцзащиты России). При наличии оснований, определяемых МСЭК, устанавливается соответствующая группа инвалидности и определяется нуждаемость потерпевшего в дополнительных видах помощи.
10. В целях наиболее рационального решения вопросов экспертизы трудоспособности при формулировке диагноза профессионального заболевания следует указать основные клинические синдромы и степень нарушения (компенсации) функций пораженных органов.
11. При даче заключения по трудовым рекомендациям необходимо учитывать, что признание заболевания профессиональным не всегда означает нарушение общей трудоспособности. При начальных и легких формах профессиональных заболеваний и интоксикаций в заключение о трудоспособности могут быть даны рекомендации о необходимости прекращения работы в конкретных производственных условиях и рациональном трудоустройстве без снижения квалификации и заработка».
Согласно части 1 статьи 73 ТК РФ это заключение в соответствии будет являться основанием для перевода работника (в случае его согласия) на другую работу. Как следует из части 3 статьи 73 ТК РФ, если согласно медицинскому заключению работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев либо в постоянном переводе, то в случае его отказа от перевода или отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 77 ТК РФ.
Более подробно с вопросами, касающимися перевода на другую работу, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Персонал: учет, организация, налогообложение».
Медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя. Вопрос оплаты расходов на проведение обязательных предварительных и периодических медосмотров рассмотрен в Письме Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 21 января 2003 года №207/30-3/и «Об оплате расходов на проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров».
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 212 ТК РФ в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам согласно медицинским рекомендациям с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований. Работодатель оплачивает медосмотры согласно тарифам, действующим на региональном уровне, а также согласно договору, который заключен с медицинской организацией, проводящей эти осмотры.
Механизмы оплаты предварительного и периодического медосмотров различны.
Как следует из пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 22 декабря 2005 года №173-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год» Фондом социального страхования Российской Федерации в 2006 году предусмотрено выделение 1 900 000,0 тыс. рублей на финансирование дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами из средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Финансирование дополнительных медицинских осмотров осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 22 марта 2006 года №189 «Об утверждении правил финансирования в 2006 году дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (далее – Правила к Приказу №189).
Как следует из пункта 3 Правила к Приказу №189 ФСС РФ распределяет средства направленные на проведение дополнительных медосмотров, между региональными отделениями фонда пропорционально количеству работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и подлежащих периодическим медицинским осмотрам в 2006 году.
В свою очередь согласно пункту 4 Правила к Приказу №189 ФСС РФ региональные отделения Фонда финансируют дополнительные медицинские осмотры работников в пределах средств, предусмотренных для этого вида расходов на 2006 год для конкретного регионального отделения Фонда (Приложение №1 к Приказу ФСС РФ от 26 апреля 2006 года №91 «Об организации работы Фонда социального страхования Российской Федерации по финансированию дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (далее – Приказ ФСС №91)), а также из расчета рекомендуемого норматива затрат на проведение дополнительного медицинского осмотра одного работника в размере 535 руб. в следующем объеме:
«- осмотр врачами-специалистами: терапевтом, эндокринологом, хирургом, неврологом, офтальмологом, урологом (для мужского населения);
- лабораторные и функциональные исследования: клинический анализ мочи, исследование уровня холестерина крови, исследование уровня сахара крови, электрокардиография, флюорография (1 раз в год), маммография (для женского населения в возрасте 40 - 55 лет - 1 раз в 2 года) или УЗИ молочной железы, ультразвуковое исследование предстательной железы (по медицинским показаниям)».
Как следует из пункта 5 Правил к Приказу №189 ФСС РФ в целях финансирования расходов по дополнительным медицинским осмотрам медицинская организация должна представить в региональное отделение Фонда по месту регистрации работодателя (страхователя) копию договора с работодателем (страхователем) на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников, с приложением поименных списков работников страхователя, которые подлежат периодическим и дополнительным медицинским осмотрам, согласованных с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, и содержащих сведения о дате рождения и профессии работников.
В соответствии с договорами о финансировании на проведение дополнительных медицинских осмотров работников, заключаемыми между региональными отделениями Фонда и медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, в части осуществления работ и оказания услуг по предварительным и периодическим медицинским осмотрам региональные отделения Фонда перечисляют средства на оплату дополнительных медицинских осмотров работников. Рекомендуемая форма договора представлена в Приложении №4 к Приказу ФСС №91.
Согласно Письму ФСС РФ от 27 июля 2006 года №02-18/06-7696 «О порядке финансирования в 2006 году дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (далее – Письмо ФСС №02-18/06-7696), если организация предварительных и периодических медицинских осмотров работников страхователя, которые заняты на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, осуществляется страхователем через страховую организацию, производящую подбор медицинских организаций для проведения медицинских осмотров, то для заключения договоров на проведение дополнительных медицинских осмотров страхователь должен представить в региональное отделение Фонда документы, подтверждающие прохождение в этих медицинских организациях предварительных и периодических медицинских осмотров работников страхователя, копии лицензий медицинских организаций на осуществление медицинской деятельности, в части проведения работ и оказания услуг по предварительным и периодическим медицинским осмотрам, а также поименные списки работников, подлежащих периодическим и дополнительным медицинским осмотрам в данных медицинских организациях, согласованные с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В том случае, когда периодические медицинские осмотры работников проводятся в структурном подразделении страхователя, договор на проведение дополнительных медицинских осмотров этих работников может быть заключен региональным отделением Фонда непосредственно со страхователем. Здесь основанием для заключения договора будет являться приказ страхователя о проведении в 2006 году периодических медицинских осмотров работников страхователя, которые заняты на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, соответствующая лицензия на осуществление медицинской деятельности, в части выполнения работ и оказания услуг по предварительным и периодическим медицинским осмотрам, и поименные списки работников, подлежащих периодическим и дополнительным медицинским осмотрам, согласованные с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Согласно пункту 7, 8 Правил к Приказу №189 ФСС РФ медицинские организации по результатам проведения дополнительных медицинских осмотров ежемесячно, в срок до 10-го числа месяца, следующего за истекшим, должны представить в региональные отделения Фонда счет на оплату проведенных медицинских осмотров и реестр, который содержит сведения о результатах дополнительных медицинских осмотров по форме и в формате, утвержденном Фондом (Приложения №2, №3 к Приказу ФСС №91). А региональные отделения Фонда производят оплату счетов, представленных медицинскими организациями, в течение 10 рабочих дней с даты получения счета путем перечисления средств на счета медицинских организаций.
Сложившаяся практика показывает, что документы от страхователей принимаются только после утверждения им перечня предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников на текущий год, которые частично финансируются за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Такие Перечни утверждаются Приказами Минздравсоцразвития Российской Федерации.
Проведение медицинских осмотров работников связано с дополнительными расходами для страхователя (работодателя) как в части оплаты самих этих расходов, так и в части выплаты среднего заработка за дни прохождения медосмотра.
Как следует из пункта 7 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров относятся к расходам на оплату труда. При расчете налога на прибыль налогоплательщик (в данном случае работодатель) имеет право уменьшить полученные доходы на сумму документально подтвержденных произведенных расходов согласно статье 252 НК РФ.
В налогооблагаемую базу по налогу на прибыль также не включаются и затраты работодателя на проведение медосмотров или оплату услуг медицинской организации по проведению медосмотров, которые согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ являются расходами по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Что касается Единого социального налога, то в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством компенсационных выплат законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, которые установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), включая и связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Из Письма Минфина Российской Федерации от 5 апреля 2005 года №03-03-01-04/1/100 следует, что:
«К компенсационным выплатам, связанным с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, можно отнести расходы по проведению обязательных предварительных (при поступлении на работу, в случае приема на работу) и периодических (в течение действия трудового договора) медицинских осмотров (обследований) работников, оплаченные организацией в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. ст. 212, 213), законами и иными нормативными правовыми актами (включая медицинские осмотры работников, занятых на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта».
Таким образом, при расчете Единого социального налога не подлежат налогообложению расходы работодателя по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением.
Важное значение имеет для целей налогообложения договор, который заключается между работодателем и медицинской организацией на проведение медосмотров (договор на оказание услуг). Типовые формы договоров разрабатываются, как правило, самими медицинскими организациями при согласовании их с территориальными органами Министерства здравоохранения и социального развития.
Считаем необходимым привести ниже форму договора, поскольку очень важно, чтобы он содержал все необходимые элементы договора, позволяющие аргументировать в целях налогообложения выплаты, произведенные на проведение обязательных медосмотров.
Для работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности, предусмотрено законодателем прохождение обязательного психиатрического освидетельствования не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, утвержденными Постановлением Правительства от 23 сентября 2002 года №695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности».
Эти Правила тесно взаимодействуют с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года №377 «О реализации закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
В данный Перечень противопоказаний включены хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и эпилепсия с пароксизмальными расстройствами.
Освидетельствование работника может проводиться только на добровольной основе с учетом норм Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее – Закон «О психиатрической помощи»).
Для освидетельствования создается органом управления здравоохранения врачебная комиссия, целью работы которой является определение пригодности работника к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем по состоянию психического здоровья.
Пример 1.
Прекращена деятельность АНО «Липецкий городской лечебно-оздоровительный центр» по осуществлению обязательного психиатрического освидетельствования, проводимая 1 врачом в нарушении Закона «О психиатрической помощи» Постановлением ФАС Центрального округа от 28 января 2005 года по делу №А36-99/11-04.
Окончание примера.
Освидетельствование проводится в срок не более 20 дней с момента обращения в комиссию, которая имеет право делать запрос в медицинские учреждения, выясняя необходимые дополнительные сведения, о чем работник ставится в известность.
В течение 10 дней после получения дополнительных сведений комиссия большинством голосов принимает соответствующее решение.
В течение трех дней после принятия решение комиссии выдается работнику под роспись и в этот же срок направляется работодателю. Несогласие работника с решением комиссии может быть обжаловано в суде.
Кроме вышеназванных необходимых видов медицинских осмотров законодателем предусмотрены предрейсовые медосмотры для следующих категорий работников:
Для водителей транспортных средств (Приложение к Письму Минздрава Российской Федерации от 21 августа 2003 года №2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»);
Для работников локомотивных бригад (Указание Министерства путей сообщения Российской Федерации от 6 июля 1998 года №В-788у «О введении в действие инструкции о порядке организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад»).
Более подробно с вопросами, связанными с вредными и опасными условиями труда с учетом изменений, внесенных новой редакцией Трудового Кодекса Российской Федерации и другими нормативными актами, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Вредные условия труда. Правовое регулирование. Практика. Документы».
Как не стыдно! Устаревшая информация на всех сайтах, практически...С 01.01. новый Приказ 302н по медосмотрам,столько вопросов,а ответов нет...Как работать?
Как не стыдно! Устаревшая информация на всех сайтах, практически...С 01.01. новый Приказ 302н по медосмотрам,столько вопросов,а ответов нет...Как работать?