ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Согласно статье 224 ТК РФ отдельным категориям работников работодатель обязан предоставить дополнительные гарантии охраны труда в целях снижения неблагоприятных производственных факторов, которые в настоящее время не могут быть устранены, а также соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения.

В статье 96 ТК РФ определены категории работников, которые не могут быть привлечены к работе в ночное время. К таковым относятся: беременные женщины; работники, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, за исключением лиц, участвующих в создании и (либо) исполнении художественных произведений, а также другие категории работников в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. В этой же статье ограничено использование труда в ночное время следующих категорий работников:

- женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;

- инвалидов, работников, имеющих детей-инвалидов, а также работников, осуществляющих уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением;

- матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекунов детей указанного возраста.

Вышеуказанная категория граждан может привлекаться к работе в ночное время с их письменного согласия и только при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

ТК РФ определены категории работников, которые с их согласия могут быть переведены на более легкую работу:

- лица, нуждающиеся в предоставлении такой работы по состоянию здоровья (статья 73 ТК РФ);

- беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 1,5 лет (статья 254 ТК РФ).

Также ТК РФ предусмотрены и другие дополнительные гарантии и компенсации для работников занятых на работах с тяжелыми и (или) вредными условиями труда:

- дополнительные оплачиваемые отпуска, запрет на отзыв из отпуска, на замену его денежной компенсацией для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (статьи 117, 124 - 126 ТК РФ);

Помимо основного отпуска в 28 календарных дней работникам могут быть предоставлены отпуска и большей продолжительности. Основной отпуск свыше 28 календарных дней – это удлиненный отпуск, который предусмотрен законодателем для некоторых категорий работников (для работников моложе 18 лет согласно статьи 267 ТК РФ предоставляется отпуск продолжительностью 31 календарный день). Его следует отличать от дополнительного отпуска, предоставляемого работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, чья продолжительность вместе с основным также превышает 28 календарных дней.

Согласно части 1 статьи 117 ТК РФ:

«Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.»

Дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда является ежегодным и должен предоставляться одновременно с основным отпуском за определенный рабочий год. Рабочий год лиц, выполняющих работу с вредными и (или) опасными условиями труда, зачастую оканчивается позже рабочего года, за который предоставляется основной оплачиваемый отпуск. Однако это несовпадение не влияет на порядок предоставления отпусков. Руководствуясь статьей 120 ТК РФ при подсчете общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

Обратите внимание!

Согласно части 2 статьи 124 ТК РФ в случае если работнику своевременно не была произведена оплата за время ежегодного оплачиваемого отпуска или работник был предупрежден о времени начала этого отпуска позднее чем за две недели до его начала, то работодатель по письменному заявлению работника должен перенести ежегодный оплачиваемый отпуск на другой срок, который согласовывается с работником.

В соответствии с частью 3 статье 126 ТК РФ не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении).

Пример 1.

Согласно Постановлению ФАС Западно-Сибирского округа от 19 октября 2005 года №Ф04-7020/2005(15559-А27-18) суд решил, что ОАО правомерно исключило из налогооблагаемой базы по ЕСН суммы выплат, которые были произведены в качестве компенсации за неиспользованный отпуск за вредные условия труда.

Окончание примера.

Этот отпуск предоставляется в соответствии со списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда. Продолжительность дополнительного отпуска по каждой профессии может составлять от 6 до 36 рабочих дней. Перечень профессий, работники которых имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск, закрепляется коллективным договором организации согласно статье 41 ТК РФ.

Обратите внимание!

Согласно части 2 статьи 117 ТК РФ Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в настоящее время устанавливается только минимальная продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Отсюда следует вывод, что работодатель вправе установить для такой категории работников дополнительный оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Обоснование увеличения продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска - это результаты аттестации рабочих мест, трудовой договор работника.

Право на такой отпуск имеют и те работники, которые совмещают профессии, либо выполняют вспомогательные работы с вредными условиями труда. В счет времени, проработанного с вредными условиями труда, засчитываются лишь те рабочие дни, когда работник практически был занят на работе в этих условиях не менее половины рабочего дня.

В соответствии частью 3 статьи 121 ТК РФ в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время. В стаж, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, периоды отпусков (основного и дополнительных), не включаются.

В соответствии с Решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2004 года №ГКПИ2004-481 (далее - Решением Верховного Суда РФ №ГКПИ2004-481) не включаются в стаж работы, дающий право на дополнительный отпуск за с работой с вредными и опасными условиями труда перечисленные в абзаце 3 пункта 8 Инструкции Постановления Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21 ноября 1975 года №273/П-20 «Об утверждении инструкции о порядке применения списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день»:

«а) период временной нетрудоспособности;

б) время отпуска по беременности и родам, время выполнения женщинами легких работ в связи с беременностью, а также время выполнения женщинами других работ, на которые они были переведены в связи с кормлением ребенка грудью или наличием детей в возрасте до одного года;

в) время выполнения государственных и общественных обязанностей.»

Перечень тяжелых работ, работ с вредными или опасными условиями труда и Перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления устанавливаются Правительством Российской Федерации согласно части 2 статьи 117 ТК РФ.

Однако в настоящее время, пока таких перечней нет, следует руководствоваться Типовыми отраслевыми перечнями работ с тяжелыми и вредными условиями труда такими как:

Совместный Приказ Минздрава Российской Федерации №225, Министра обороны Российской Федерации №194, МВД РФ №363, Минюста Российской Федерации №126, Минобразования Российской Федерации №2330, Минсельхоза Российской Федерации №777, ФПС РФ №292 от 30 мая 2003 года «Об утверждении перечня должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда» утвержден Перечень должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, которые непосредственно участвуют в оказании противотуберкулезной помощи, а также работников организаций по производству и хранению продуктов животноводства, которые обслуживают больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, чье занятие связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительные оплачиваемые отпуска, помимо сокращенной рабочей недели и дополнительной оплаты труда в связи с вредными условиями труда.

Дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется также медицинским работникам, работающими с ВИЧ-инфицированными больными и материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека согласно статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1995 года №38-ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (далее – Закон №38-ФЗ) и Постановлением Минтруда Российской Федерации от 8 августа 1996 года №50 «Об утверждении порядка предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени (36 часов в неделю) и ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда) работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека» (далее - Постановление №50).

Постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года №298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (далее – Постановление №298/П-22) утвержден Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.

Соответствие указанного Постановления действующему законодательству подтвердил и Верховный Суд Российской Федерации в своем Решении от 11 марта 2004 года №ГКПИ04-34 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично не действующим и не подлежащим применению Постановления Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 №298/П-22».

Обратите внимание!

Статьей 120 ТК РФ установлено, что дополнительные (впрочем, как и основные) отпуска исчисляются в календарных днях. В Постановлении же №298/П-22 количество дней установлено в рабочих днях. Чтобы избавиться от этого «разночтения» организации следует указать в коллективном договоре какое количество календарных дней соответствует рабочим дням.

Помимо этого документа, как следует из статьи 423 ТК РФ, могут применяться и другие нормативные акты бывшего СССР, регулирующие продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 2 июля 1990 года №647 «Об увеличении продолжительности отпусков работникам угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей народного хозяйства» утвержден Список производств, работ, профессий, должностей, работа в которых дает право на дополнительные отпуска за подземные, вредные и тяжелые условия труда в объединениях, организациях угольной и сланцевой промышленности и в шахтном строительстве.

Постановлением Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 года №23 «Об утверждении списка производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за подземные, вредные и тяжелые условия труда работникам промышленно-производственного персонала, занятым на горнодобывающих предприятиях, в объединениях и шахтостроительных, шахтопроходческих, шахтомонтажных организациях металлургической промышленности» утвержден Список производств, должностей, профессий при работе в подземных условиях труда, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск.

Пример 2.

Определение Верховного Суда Российской Федерации №КАС04-667 от 1 февраля 2005 года в удовлетворении заявления о признании недействующим второго предложения сноски к графе 4 Списка производств, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 года №23, отказано правомерно, поскольку оспариваемое положение не противоречит нормам ТК РФ и не нарушает права работников на предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков.

Пример 3.

Решение Верховного Суда Российской Федерации №ГКПИ04-1335 от 17 ноября 2004 года заявление о признании недействующим второго предложения сноски к графе 4 Списка производств, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 года №23, не подлежит удовлетворению, поскольку оспариваемое положение не противоречит нормам ТК РФ и не нарушает права работников на предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков.

Окончание примера.

Постановлением Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 года №24 «Об утверждении списка производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за подземные, вредные и тяжелые условия труда работникам промышленно-производственного персонала, занятым на горных работах по разведке и добыче урановой, берилловой и ториевых руд в атомном энергетике и промышленности» утвержден Список производств, должностей, профессий при работе за подземные на горных работах по разведке руд, используемых в атомном энергетике и промышленности, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск.

Постановлением Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 года №25 «О порядке предоставления дополнительного отпуска за вредные и тяжелее условия труда работникам промышленно-производственного персонала, занятым на предприятиях, в объединениях и организациях электроэнергетической промышленности» установлен порядок предоставления дополнительного отпуска за вредные условия труда, работникам, занятым в организациях электроэнергетической промышленности.

Постановлением Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 года №28 «Об утверждении списка производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за подземные, вредные и тяжелые условия труда работникам промышленно-производственного персонала предприятий и объединений промышленности строительных материалов, занятых на добыче, транспортировке асбеста графита, каолина, талька и других нерудных полезных ископаемых» утвержден Список производств, работ, должностей, профессий при работе по добыче нерудных полезных ископаемых, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск.

Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21 ноября 1975 года №273/П-20 «Об утверждении инструкции о порядке применения списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» утверждена инструкция о порядке применения этого Списка (далее – Инструкция №273/П-20).

Кроме того, дополнительный отпуск согласно пункту 6 статьи 28 Федерального закона от 22 августа 1995 года №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» предусмотрен спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований за участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение года предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не более 15 суток из расчета один день отпуска за 24 часа работ.

Согласно пункту 8 Инструкции №273/П-20 дополнительный отпуск должен предоставляться работнику в полном размере, если в данном рабочем году он фактически проработал в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными (или) опасными условиями труда не менее 11 месяцев. В случае если работник отработал менее 11 месяцев, то дополнительный отпуск ему предоставляется пропорционально времени, которое он отработал. В соответствии с Решением Верховного Суда Российской Федерации №ГКПИ2004-481 не должны применяться положения пункта 9 Инструкции №273/П-20, в которых говорится о возможности предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда в полном объеме авансом до истечения 11 календарных месяцев.

Расчет количества полных месяцев, которые дают право на дополнительный отпуск производится следующим образом: количество отработанных дней в году делится на среднемесячное количество дней. В случае если число, получившееся после запятой менее 0,5 – то оно отбрасывается, а если больше или равно 0,5, то округляется до 1.

Пример 4.

В ООО «Сигма» 5 февраля был принят на работу технолог Сидоров А.П.

За работу с вредными условиями труда для всех работников цеха, куда был принят Сидоров А.П., предусмотрен дополнительный отпуск в размере 15 рабочих дней. 4 июня этого же года Сидоров А.П. был переведен на работу в отдел, работникам которого дополнительный отпуск не полагается.

5 сентября Сидорову А.П. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск, в состав которого вошли 28 календарных дней основного оплачиваемого отпуска и 5 дней дополнительного оплачиваемого отпуска.

(15 раб. дн. : 12 мес. x 4 мес.) = 5.

Окончание примера.

В том случае, если работник был занят на различных работах с вредными условиями труда, где предусмотрена различная продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска, то количество дней дополнительного отпуска рассчитывается отдельно по каждому виду работ, а затем общая продолжительность суммируется.

Пример 5.

1 февраля технолог Сидоров А.П. был принят на работу в ООО «Сигма».

За работу с вредными условиями труда для всех работников цеха, куда был принят Сидоров А.П., предусмотрен дополнительный отпуск в размере 15 рабочих дней. 1 июня этого же года Сидоров А.П. был переведен на работу в отдел, работникам которого дополнительный отпуск установлен продолжительностью 24 рабочих дня.

1 сентября Сидорову А.П. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск, в состав которого вошли 28 календарных дней основного оплачиваемого отпуска и дополнительный оплачиваемый отпуск.

Продолжительность дополнительного отпуска -11 рабочих дней

- 5 рабочих дней за период работы с февраля по май (15 раб. дн. : 12 мес. x 4 мес.);

- 6 рабочих дней за период работы с июня по август (24 раб. дн. : 12 мес. x 3 мес.)

Окончание примера.

Пример 6.

Согласно Решению Верховного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2004 года №ГКПИ2004-481 при расчете стажа работы, предоставляющего право на дополнительный отпуск либо выплату компенсации за него пропорционально отработанному времени, количество полных месяцев работы в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда рассчитывается путем деления суммарного количества отработанных дней в течение года на среднемесячное количество рабочих дней.

Окончание примера.

Пример 7.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 8 июля 2004 года №КАС04-266 оставлено без изменения Решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2004 года №ГКПИ2004-481, признающее частично не действующими пункты 8 и 9, а также примера к пункту 9 Инструкции №273/П-20 о порядке применения списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.

Окончание примера.

Пример 8.

Правомерно отказано судом в удовлетворении жалобы о признании пункта 12 Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 21 ноября 1975 года №273/П-20 противоречащей ТК РФ и нормам международного права, действующим на территории Российской Федерации, а также сделан вывод о том, что оспариваемым положением права заявителя не нарушаются (Определение Верховного суда Российской Федерации от 16 мая 2002 года №КАС02-200).

Окончание примера.

Пример 9.

Согласно Решению Верховного Суда Российской Федерации №ГКПИ2002-30 от 6 февраля 2002 года в удовлетворении жалобы о признании недействительным абзаца 1 пункта 12 Инструкции, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 года №273/П-20, отказано правомерно, поскольку в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время, что не противоречит нормам ТК РФ.

Окончание примера.

Пример 10.

Согласно Решению Верховного Суда Российской Федерации №ГКПИ99-1072 от 7 февраля 2000 года в удовлетворении жалобы о признании незаконным пункта 8 Инструкции о порядке применения списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день отказано правомерно, поскольку указанная Инструкция регулирует отношения по предоставлению отпуска фактически работающим во вредных условиях работникам и не регулирует отношения, возникающие по поводу незаконных увольнений и переводов.

Окончание примера.

В том случае, если у работодателя отсутствуют финансовые возможности на оплату дополнительного отпуска лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, который в обязательном порядке предусмотрен законодателем, это не будет являться основанием для отказа в предоставлении такого отпуска. Дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные (опасные) условия труда работодатель обязан представить в любом случае. При этом продолжительность этого отпуска должна быть не меньше минимальной продолжительности таких отпусков, установленных для данной категории работников законодателем. Установление в локальных актах организации продолжительности дополнительного отпуска меньше минимального незаконно (часть 4 статьи 8 ТК РФ).

Согласно пункту 7 статьи 255 НК РФ при расчете налога на прибыль расходы работодателя по оплате основных и дополнительных отпусков работников, которые предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в полном объеме.

Более подробно с вопросами, касающимися расчета средней заработной платы на период отпуска, бухгалтерского учета отпускных, учета отпускных в целях налогообложения, в том числе и за дополнительные отпуска за работу с вредными условиями труда, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Отпуска».

·   оплачиваемые перерывы в работе для отдыха и обогрева;

В статье 109 ТК РФ законодатель регламентирует предоставление специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда, предусмотренные государственными нормативными требованиями охраны труда.

Перерывы предоставляются в течение рабочего времени для обогревания и отдыха работникам, работающим на отдельных видах работ. Правилами внутреннего трудового распорядка организации устанавливаются виды этих работ, конкретные рабочие места на которых предоставляются перерывы, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов.

Специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время, предоставляются работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, а также грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, и другим работникам в необходимых случаях.

Положением о санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года №554 «Об утверждении положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», на органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации возложено принятие санитарных правил, при этом правила охраны труда не должны им противоречить.

·   сокращенный рабочий день (статья 92 ТК РФ);

Сокращенная продолжительность рабочего времени - 4 часа в неделю и более - установлена для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Это положение регулируется совместным Приказом №225/194/363/126/2330/777/292, Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21 ноября 1975 года №273/П-20 «Об утверждении инструкции о порядке применения списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» и другими нормативными актами.

Так, например, для работников, занятых на работах с химическим оружием, перечисленных в части 2 статьи 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 года №136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» (далее – Закон №136-ФЗ) согласно части 1 статьи 5 Закона №136-ФЗ, устанавливаются сокращенная 24-часовая рабочая неделя и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

Из части 2 статьи 5 Закона №136-ФЗ следует, что для граждан, перечисленных в части 3 статьи 1 Закона №136-ФЗ устанавливаются сокращенная 36-часовая рабочая неделя и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 49 календарных дней.

Сокращенное рабочее время (36 часов в неделю) установлено в соответствии с Постановлением Минтруда Российской Федерации от 12 июля 1999 года №22 «Об установлении продолжительности рабочей недели членам экипажей воздушных судов гражданской авиации» для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, бортоператоров), выполняющим работу с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда.

·   денежные доплаты (компенсации);

Согласно статье 147 ТК РФ, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.

Обратите внимание!

Денежные компенсации (доплаты) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не подлежат налогообложению ЕСН и НДФЛ согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ и пункту 3 статьи 217 НК РФ. Как следует из статьи 219 ТК РФ, если работник занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, то он имеет право на вышеуказанные компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Из содержания подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ и пункта 3 статьи 217 НК РФ следует, что не подлежат налогообложению НДФЛ и ЕСН все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей. На то, что это не доплаты, а именно компенсационные выплаты напрямую указано в пункте 13 статьи 219 ТК РФ и части 1 статьи 129 ТК РФ. Доплаты и надбавки за вредные условия труда в полном размере учитываются в составе расходов на оплату труда согласно пункту 3 статьи 255 НК РФ при расчете налога на прибыль.

Эта же точка зрения изложена в судебной практике федеральных арбитражных судов.

Пример 11.

Согласно Постановлению ФАС Уральского округа от 1 марта 2006 года №Ф09-6360/05-С2 в удовлетворении требований налогового органа о привлечении Общества к налоговой ответственности отказано правомерно, поскольку суды пришли к обоснованному выводу о том, что выплаты, произведенные работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, являются компенсационными и в соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ, не подлежащими обложению НДФЛ.

Окончание примера.

Пример 12.

Согласно Постановлению ФАС Западно-Сибирского округа от 21 февраля 2006 года №Ф04-9451/2005(18446-А70-32) исковое заявление ОАО о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности удовлетворено правомерно, потому что суды пришли к выводу об отсутствии у ОАО обязанности по удержанию с работников НДФЛ с выплачиваемых им компенсационных выплат за тяжелые, вредные и (или) опасные условия труда.

Окончание примера.

Пример 13.

В соответствии с Постановлением ФАС Уральского округа от 27 сентября 2005 года №Ф09-4324/05-С2 заявление Общества о признании недействительным решения налогового органа в части взыскания недоимки по ЕСН и НДФЛ, соответствующих сумм пеней и штрафа удовлетворено правомерно, поскольку суд пришел к обоснованному выводу, что выплаты, производимые налогоплательщиком за вредные условия труда, являются компенсационными.

Окончание примера.

Пример 14.

Согласно Постановлению ФАС Уральского округа от 31 августа 2005 года №Ф09-3779/05-С2 заявление Предприятия о признании недействительными решений ИФНС в части начисления НДФЛ и ЕСН, соответствующих сумм пеней и налоговых санкций, требования об уплате налога, а также о признании незаконными действий инспекции по бесспорному списанию со счета в банке сумм налогов и пеней удовлетворено правомерно, поскольку суд пришел к обоснованному выводу, что компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, являются суммами, не подлежащими налогообложению НДФЛ и ЕСН.

Окончание примера.

Пример 15.

Согласно Постановлению ФАС Поволжского округа от 23 декабря 2004 года №А55-4819/04-29 в удовлетворении заявления регионального отделения ФСС о доначислении Организации неуплаченных страховых взносов на компенсацию за вредные условия труда отказано правомерно, поскольку нормы действующего налогового законодательства не предусматривают налогообложения всех видов установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, к которым относится и компенсация за вредные условия труда.

Окончание примера.

Обратите внимание!

Минфин Российской Федерации придерживается по этому поводу противоположной точки зрения. Как следует из Письма Минфина Российской Федерации от 28 декабря 2005 года №03-05-01-04/405 «Об обложении НДФЛ и ЕСН компенсаций, предусмотренных для работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда» Минфин Российской Федерации согласен, что компенсации, выплачиваемые работодателем в соответствии со статьей 219 ТК РФ, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом на основании пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ. Однако при этом Минфин считает, что компенсационные выплаты, предусмотренные в статьях 146, 147 ТК РФ, являются повышенной оплатой труда, а не компенсацией за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Пример 16.

Согласно Постановлению ФАС Западно-Сибирского округа от 31 января 2005 года №Ф04-312/2005(8411-А70-25). Общество привлечено к налоговой ответственности за невключение в налогооблагаемую базу по ЕСН суммы, выплаченной своим работникам в виде компенсации за вредные условия труда на основании коллективного договора.

Окончание примера.

В любом случае при возникновении спора между работодателем и налоговыми органами работодателю придется доказывать свою правоту в судебном порядке, поэтому в коллективном договоре целесообразно обозначить доплаты, производимые работникам за вредные (опасные) условия труда не как повышенный размер оплаты за вредные условия труда, а именно как компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством за вредные (опасные) условия труда.

Механизм установления повышенной оплаты работников, занятых на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда состоит из следующих элементов: перечень соответствующих работ, аттестацию рабочих мест, определение конкретных размеров компенсационных выплат за вредные условия труда. Для оценки условий труда на рабочих местах может быть применено совместное Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 3 октября 1986 года №387/22-78 «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда», которым установлены размеры доплат к тарифной ставке (в процентах) за работы с вредными и тяжелыми условиями труда, особо вредными и особо тяжелыми условиями труда.

По результатам аттестации рабочих мест в организации разрабатываются работодателем с учетом мнения представительного органа и принимаются свои Перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, в которых устанавливаются конкретные размеры доплат.

Для того чтобы расходы работодателя по выплате денежных доплат были приняты в целях налогообложения, необходимо, чтобы данный вид работ был предусмотрен Перечнем, установленным Законодателем, а вредные условия труда должны носить неустранимый характер. А уже на его основании работодатель составляет свои Перечни с конкретными размерами денежных компенсаций.

Пример 17.

Определением СК (судебной коллегии) по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 31 мая 2006 года №63-Г06-8 статьи 2-4 Закона Ненецкого автономного округа от 29 ноября 1996 года №56-ОЗ «О реестре государственных должностей государственной службы Ненецкого автономного округа» признаны недействительными в части, предусматривающей доплату государственным служащим за вредные условия труда, поскольку доплаты за вредные условия труда устанавливаются федеральным законодательством, а не законодательством субъекта Российской Федерации.

Окончание примера.

Пример 18.

Согласно Постановлению ФАС Центрального округа от 14 июля 2004 года №А68-АП-307/10-03. Общество обосновано привлечено к налоговой ответственности за не включение в налоговую базу по ЕСН суммы компенсаций за вредные условия, поскольку выплата компенсаций должна производиться только за те вредные условия труда, которые носят неустранимый характер и при этом перечень работ с такого рода условиями труда и, соответственно, размер предусмотренных за них компенсационных выплат устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Окончание примера.

Пример 19.

Согласно Постановлению ФАС Центрального округа от 7 июля 2004 года №А68-АП-406/12-03 в удовлетворении кассационной жалобы о признании недействительным требования ИМНС о включении в базу по ЕСН компенсаций за вредные условия труда и об уплате ЕСН Обществу отказано правомерно, поскольку судом было установлено, что перечень работ с вредными условиями труда Обществом определен произвольно, а указанные доплаты, установленные коллективным договором, фактически определены как оплата труда в повышенном размере.

Окончание примера.

Но поскольку Перечень работ тяжелых работ, работ с вредными и опасными условиями труда в настоящее время отсутствует, работодатели продолжают в соответствии со статьей 423 ТК РФ ориентироваться на Типовые перечни профессий рабочих и работ, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам и окладам в зависимости от условий труда, а также на Типовые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и вредными и особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, при работе на которых, работник вправе получать доплаты, утвержденные еще Госкомтрудом СССР и ВЦСПС.

Приведем ниже некоторые документы, содержащие типовые отраслевые перечни работ с тяжелыми и вредными условиями труда:

1.   Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25 сентября 1986 года №361/22-30 «Об утверждении типового перечень работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях хлебопродуктов»;

2.   Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 октября 1986 года №385/22-76 «Об утверждении типового перечень работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях и организациях гражданской авиации»;

3.   Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 8 октября 1986 года №392/23-9 «Об утверждении типового перечень работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях и организациях связи»;

4.   Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 11 октября 1986 года №397/23-31 «Об утверждении типового перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях пищевкусовой промышленности, и типового перечня профессий и работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях мясной, молочной и пищевкусовой промышленности»;

5.   Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 года №443/26-42 «Об утверждении типового перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях электроэнергетической промышленности и атомной энергетики»;

6.   Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 октября 1986 года №382/22-69 «Об утверждении типового перечня работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях и в организациях железнодорожного транспорта и метрополитенов»;

7.   Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 года №389/22-80 «Об утверждении типового перечень работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях полиграфической промышленности» и другие.

Статьей 147 ТК РФ предусмотрено, что доплата должна быть выше, чем тарифные ставки (оклады), установленные для работ с нормальными условиями труда. Однако при этом они не должны быть ниже размеров, установленных законодательством. Согласно части 2 статьи 147 ТК РФ минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Так Типовым положением об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 года №387/22-78, регламентировано, что размер доплат на работах с тяжелыми и вредными условиями труда не может превышать 12%, а на работах с особо тяжелыми и вредными условиями труда - 24 % тарифной ставки (оклада).

Данное Положение вступает в противоречие с нормами части 3 статьи 147 ТК РФ, где сказано, что конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются самим работодателем с учетом мнения представительного органа работников и их верхний предел законодателем никак не ограничен.

В зависимости от перечня грузов работа по их погрузке, разгрузке может оплачиваться по повышенным тарифным ставкам в соответствии с Совместным Постановлением Госкомтруда СССР №460, Секретариата ВЦСПС №26-60 от 3 ноября 1986 года «Об утверждении перечня грузов, погрузка и разгрузка которых оплачивается по повышенным тарифным ставкам в связи с вредными условиями труда».

Для работников научно-исследовательских учреждений и подразделений может быть установлен повышенный оклад (ставка) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда в соответствии с Приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 6 июня 1994 года №113 «Об утверждении «Перечня научно-исследовательских учреждений и подразделений, непосредственная работа в которых дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда» и порядка его применения».

Для некоторых отраслей установлен иной порядок оплаты труда в связи с его вредностью или тяжестью. Для работников здравоохранения, медицинских научных организаций и организаций социальной защиты населения повышение должностных окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда установлено в размере от 15 до 60% (Постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 1993 года №1002 «О некоторых вопросах охраны труда работников здравоохранения», Постановление Минтруда Российской Федерации от 8 июня 1992 года №17 «О размерах надбавок и доплат работников здравоохранения и социальной защиты населения»).

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 27 мая 1994 года №41 «Об утверждении перечня работ с вредными и особо вредными условиями труда, на которых работникам учреждений и организаций государственной ветеринарной службы Российской Федерации устанавливаются доплаты к должностному окладу (тарифной ставке)» утвержден Перечень работ с вредными и особо вредными условиями труда, на которых устанавливаются доплаты к должностному окладу (тарифной ставке) работникам учреждений и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации (далее – Постановление №41). Так в этом Постановлении №41 установлено, что размер доплаты для работников учреждений и организаций государственной ветеринарной службы Российской Федерации за работу во вредных условиях труда не должен быть менее 12% должностного оклада, а за работу с особо вредными условиями труда – не менее 24% должностного оклада.

В Приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года №187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» установлено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок (должностных окладов) в зависимости от группы работ и стажа непрерывной работы с химическим оружием составляет от 15 до 50%. Этим же Постановлением предусмотрено ежегодное вознаграждение для указанной категории работников кратное тарифной ставке, должностному окладу от 1,5 до 3 ставок (окладов) в зависимости от стажа и группы работы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года №188 «Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки» установлены указанные списки для граждан, занятых на производстве работ с химическим оружием.

Кроме того, Совместным Приказом №225/194/363/126/2330/777/292 Минздрава РФ, Министра обороны Российской Федерации, МВД РФ, Минюста Российской Федерации, Минообразования Российской Федерации, Минсельхоза Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации установлен Перечень должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, которые непосредственно участвуют в оказании противотуберкулезной помощи, а также работников организаций по производству и хранению продуктов животноводства, которые обслуживают больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, чье занятие связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право помимо дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенной рабочей недели также и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда. Указанный Перечень согласован с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с Письмом Минфина Российской Федерации от 7 августа 2006 года №03-05-01-04/240 порядок, размер, периодичность и иные условия предоставления компенсаций за тяжелые, вредные, опасные факторы труда не оказывают влияния на льготное налогообложение этих компенсаций, но указанные условия необходимо отразить в соответствующих актах организации.

Более подробно с вопросами, касающимися видов компенсаций и доплат, предусмотренных трудовых законодательством, а также отражением компенсационных сумм в бухучете, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Компенсации, надбавки и доплаты работникам».

·   другие льготы, установленные нормативными правовыми актами.

Лицам, работающим на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда, назначается льготная (досрочная) пенсия по старости. Для получения такой пенсии необходимо, чтобы профессия была отнесена к списку производств, работ, профессий, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

Пример 20.

Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2005 года №ГКПИ2005-1557 судом правомерно отказано в принятии заявления об оспаривании в части Списка №2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10, потому что данное заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, так как рассматривается и разрешается в порядке конституционного судопроизводства.

Окончание примера.

Пример 21.

Согласно Решению Верховного Суда Российской Федерации №ГКПИ03-1111 от 17 октября 2003 года заявление о признании недействующим (незаконным) подпункта «г» пункта 1 раздела «Горные работы» Списка №1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 в части содержащегося в нем указания о необходимости занятости на этих работах 50% и более рабочего времени в году, оставлено без удовлетворения, поскольку оспариваемый правовой акт не противоречит действующему пенсионному законодательству Российской Федерации.

Окончание примера.

Пример 22.

Согласно Решению Верховного Суда Российской Федерации №ГКПИ02-710 от 4 октября 2002 года заявление о признании незаконным «Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях», утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 в части содержащегося в главе 27 код №2290000а-12680 указания о том, что это право имеют только «каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад», оставлено без удовлетворения, поскольку он не противоречит действующему пенсионному законодательству Российской Федерации.

Окончание примера.

Пример 23.

Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 10 июля 2001 года №48-Г01-26 жалоба на действия администрации производственного объединения оставлена без удовлетворения, так как справка, подтверждающая стаж работы и должность работника, составлена в соответствии с действующим пенсионным законодательством Российской Федерации.

Окончание примера.

Список №1 устанавливает перечень производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, а Список №2 устанавливает перечень производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Из Постановления Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года №29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» следует, что:

«5. Право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.

В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

7. Правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников.

8. Период начального профессионального обучения на рабочих местах включается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, в тех случаях, когда в Списках указаны производства и работы без перечисления профессий и должностей работников или предусмотрены работники (рабочие), выполняющие определенные работы без перечисления их профессий и должностей

9. Правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются рабочие, профессии которых являются производными от профессий, предусмотренных Списками.

10. Специалисты, должности которых предусмотрены Списками, пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда независимо от образования и квалификации».

Кроме того, правом на пенсию в связи с особыми условиями труда обладают:

- работники железнодорожного транспорта и метрополитена - Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года №272 «Об утверждении списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда»;

- работники, занятые на лесозаготовках, лесосплаве - Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года №273 «Об утверждении списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».

Для получения льготной пенсии по старости необходимо также отработать на работах с вредными и (или) опасными условиями труда определенное количество лет и иметь определенный страховой стаж.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в пункте 1 статьи 27 предусматривает 15 категорий работ с особыми условиями труда, которые дают основание для снижения пенсионного возраста (далее – Закон №173-ФЗ):

«1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам»;

Положения подпункта 2 пункта 1 статьи 27 следует применять в соответствии с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 марта 2003 года №107-О «По запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке Конституционности подпункта 2 пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 27 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Все категории граждан, за которыми сохранено право на досрочное назначение пенсий, разделены законодателем на две группы. Первой группе досрочная пенсия может быть назначена независимо от времени приобретения требуемых законодателем условий (статья 28 Закона №173-ФЗ). Застрахованные же лица из второй группы, перечисленные в пункте 1 статьи 27 Закона №173-ФЗ, проработавшие на соответствующих видах работ по состоянию на 1 января 2003 года не менее половины требуемого срока сохраняют право на досрочное назначение пенсии. В этом случае недостающий специальный стаж может быть приобретен и после указанной даты.

Пример 24.

Согласно Постановлению Президиума Московского областного суда от 15 декабря 2004 года №839 дело по иску о досрочном назначении пенсии в связи с занятостью на работах с вредными условиями труда, рассмотренное в порядке надзора, направлено на новое рассмотрение в связи с выявленными судом существенным нарушением норм материального и процессуального права.

Окончание примера.

Более подробно с вопросами, касающимися пенсионного страхования, порядка и сроков уплаты страховых взносов, бухучета, контроля и отчетности по страховым взносам в ПФР, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Пенсионное страхование».

Для лиц, проработавших на таких работах менее половины требуемого срока или принятых для выполнения этих работ после 1 января 2003 года, могут устанавливаться только профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом. Законом №173-ФЗ предусмотрено выделить в отдельную категорию пенсионного обеспечения наемных рабочих с особыми (вредными и опасными) условиями труда посредством создания обязательных профессиональных пенсионных систем. Для исполнения этого закона в настоящее время готовится закон «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации», который в первом чтении уже принят Государственной думой.

Работодатель обязан: соблюдать ограничения, установленные для женщин, на привлечение их к некоторым видам работ, в том числе к выполнению тяжелых работ с опасными и вредными условиями труда согласно статьям 96, 99, 253, 265 ТК РФ, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года №162 «Об утверждения перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин».

К таким работам запрещено привлечение лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года №163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет».

Более подробно с вопросами, связанными с вредными и опасными условиями труда с учетом изменений, внесенных новой редакцией Трудового Кодекса Российской Федерации и другими нормативными актами, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Вредные условия труда. Правовое регулирование. Практика. Документы».