ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Правовое регулирование процедуры рассмотрения трудовых споров.

Конституция Российской Федерации предусматривает, что за всеми в равной мере признается право на защиту индивидуальных и коллективных интересов при возникновении трудовых споров, используя установленные законодательством способы их разрешения, включая право на забастовку.

Вступление Российской Федерации в 1996 году в Совет Европы дало российским гражданам дополнительные гарантии защиты трудовых прав, в свою очередь, государственные органы получили дополнительные обязанности по их соблюдению.

В Конституции Российской Федерации закреплен приоритет международно-правовых норм над нормами внутригосударственного законодательства.

«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

(пункт 4 статьи15 Конституции Российской Федерации).

Данное положение означает, что применительно к трудовым правоотношениям действуют различные международно-правовые нормы, закрепленные в Женевской Конвенции относительно защиты заработной платы от 1 июля 1949 года №95, Римской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколах №1,4 к ней, в Парижской Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 года, в Минской Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года, в Декларации ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений от 25 ноября 1981 года, в Декларации ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин от 7 ноября 1967 года, в различных Конвенциях Международной организации труда (МОТ), например, в Женевской Конвенции МОТ «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» от 29 июня 1951 года №100, в Женевской Конвенции МОТ «О дискриминации в области труда и занятий» от 25 июня 1958 года №111.

Примечание.

Россия в системе правовых семей относится к Романо-германской правовой семье, для которой судебный прецедент не является источником права, однако не стоит игнорировать роль судебной практики. Для правильного толкования и единообразного применения законов немаловажное значение имеют постановления Пленумов Верховного суда Российской Федерации по вопросам судебной практики. Среди них можно выделить Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 1973 года №7 «О некоторых вопросах, возникших при применении судами Российской Федерации законодательства о труде молодежи», Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 1990 года №6 «О некоторых вопросах, возникающих при применении судами законодательства, регулирующего труд женщин» и некоторые другие.

На практике часто происходит столкновение интересов работника (работников) и работодателя (работодателей), что, в свою очередь, приводит к зарождению конфликтов и возникновению трудовых споров (индивидуальных или коллективных).

Порядок рассмотрения трудовых споров регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее ТК РФ) и иными федеральными законами.

ТК РФ в главах 60 и 61 устанавливает порядок внесудебного рассмотрения трудовых споров, а также называет основания и объявляет допустимые сроки обращения в суд за разрешением трудовых споров.

Применительно к индивидуальным и коллективным трудовым спорам суды при разрешении трудовых дел руководствуются, в частности, и рекомендациями Верховного Суда Российской Федерации, например, смотрите:

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2),

- Письмо Верховного Суда Российской Федерации «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам» («Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», №10, 1997)

Подведомственность – это круг юридических дел, которые подлежат разрешению различными юрисдикционными органами (комиссии по трудовым спорам, примирительные комиссии, трудовой арбитраж, посредники, мировые судьи, суды общей юрисдикции).

Индивидуальные трудовые споры

Под индивидуальным трудовым спором понимаются:

«неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров».

(статья 381 ТК РФ).

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются (статья 382 ТК РФ):

- комиссиями по трудовым спорам и

- судами.

Рассмотрение трудовых споров комиссией по трудовым спорам.

Во внесудебном порядке индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам (КТС), которые образуются только после возникновения инициативы одной из сторон. КТС могут быть созданы не только в организациях, но и у работодателя - индивидуального предпринимателя (статья 384 ТК РФ).

Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2:

«учитывая, что статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту и Кодекс не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением - в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд (статья 382, часть вторая статьи 390, статья 391 ТК РФ)».

Комиссия по трудовым спорам – это специализированный орган социального партнерства по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

«Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем».

(статья 385 ТК РФ).

Комиссия по рассмотрению трудовых споров (КТС) - это достаточно эффективный орган по рассмотрению трудовых споров в системе специализированных в данной области юрисдикционных органов, так как КТС – это постоянно действующий или временно образуемый орган, находящийся при организации, что очень важно, ведь на практике вследствие этого сокращаются сроки рассмотрения спора, более мобильно собираются доказательства. Если одна из сторон не согласна с решением КТС или разногласие между сторонами не урегулировано, то следующим органом, в который переносится спор, становится суд.

В соответствии с новой редакцией статьи 384 ТК РФ:

«Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников».

Обратите внимание!

Теперь установлен четкий срок: работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Немаловажным представляется тот факт, что по решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы и в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений (статья 384 ТК РФ). В случае если одна из сторон спора не согласна с решением КТС структурного подразделения организации, то спор переходит на рассмотрение в суд, а не в КТС организации.

«Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии».

(статья 384 ТК РФ).

На практике сформировались следующие категории индивидуальных трудовых споров, рассматриваемые в комиссиях по трудовым спорам:

- споры по условиям труда;

- споры об изменении обязательных (существенных) условий трудового договора;

- споры, связанные с бригадной формой организации труда;

- споры по вопросам заработной платы;

- споры по вопросам премирования;

- споры, связанные с удержанием из заработной платы;

- споры об оплате труда в условиях отклоненных от норм;

- споры, касающиеся гарантийных и компенсационных выплат;

- споры, касающиеся трудовой дисциплины;

- споры о снятии дисциплинарных взысканий;

- споры об отстранении от работы;

- споры о внесении записей в трудовую книжку;

- споры о выдаче трудовой книжки и оплате времени ее задержки;

- споры, касающиеся рабочего времени и времени отдыха;

- споры, касающиеся охраны жизни и здоровья работников.

Исходя из смысла статьи 391 ТК РФ в КТС не могут быть рассмотрены следующие категории индивидуальных трудовых споров, которые рассматриваются только в суде:

- о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора;

- об изменении даты и формулировки причины увольнения;

- о переводе на другую работу;

- об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

- о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;

- о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами;

- об отказе в приеме на работу;

- лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций;

- лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Согласно статье 386 ТК РФ работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а в случае пропуска установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу, если признает причины пропуска срока уважительными. Бремя доказывания уважительности таких причин возлагается на работника. Если работник не доказал, что причины пропуска трехмесячного срока уважительны, то КТС отказывает работнику в рассмотрении спора, что не препятствует работнику обратиться в суд за защитой своего права.

О форме заявления, подаваемого на рассмотрение в КТС, в законе ничего не сказано, предполагается, что она должна быть письменной, заявление составляется в свободной форме с обязательным формулированием всех требований, предъявляемых к другой стороне. По аналогии со статьей 131 ГПК РФ в заявлении можно указать:

- адрес, куда подается заявление;

- фамилию, имя, отчество заявителя;

- место работы с обязательным указанием структурного подразделения;

- профессия, должность заявителя;

- в чем заключается нарушение права, кто, когда, при каких условиях нарушил право, лишил возможности исполнить соответствующую обязанность;

- доказательства, подтверждающие нарушение права (доказательства, которые работник просит собрать КТС);

- какое решение работник ждет от КТС.

В соответствии со статьей 387 ТК РФ заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией. На практике поступающие в КТС заявления регистрируются в журнале учета заявлений, который содержит такие примерные графы:

- дата принятия заявления, ФИО заявителя:

- дата рассмотрения трудового спора;

- суть вынесенного решения;

- дата выдачи работнику копии решения КТС.

На практике, получив заявление, КТС собирается на предварительное заседание, на котором решаются вопросы, касающиеся правомочности состава комиссии, не пропущен ли срок обращения за разрешением спора, кого стороны спора желают пригласить в качестве свидетелей, экспертов, назначается дата рассмотрения спора.

КТС рассматривает индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления. Этот срок императивный и продлению не подлежит.

Председатель комиссии объявляет, какие свидетели, эксперты явились, если они были допрошены ранее, то КТС может вызвать их повторно. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. В качестве представителя может выступать представитель профсоюзного органа, адвокат либо другое уполномоченное работником лицо. Допускается рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя, но лишь по письменному заявлению работника. В случае, если отсутствует такого рода заявление и работник или его представитель на заседание КТС не явились, то рассмотрение трудового спора соответственно откладывается. При вторичной неявке КТС может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах трехмесячного срока. КТС выслушивает заявителя, ему также могут быть заданы определенные вопросы.

«Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии».

(статья 387 ТК РФ).

Статья 388 ТК РФ регламентирует порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам:

«Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В решении комиссии по трудовым спорам указываются:

наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя - индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации, - наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);

результаты голосования.

Копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения».

По результатам рассмотрения спора КТС выносит мотивированное решение, в котором либо удовлетворяет требования заявителя, либо отказывает в их удовлетворении, указываются обязательства, возлагаемые на работодателя, в случае если решение вынесено не в его пользу.

Следует добавить, что решение КТС должно содержать ссылки на юридические нормы, должно быть конкретизированным, не допускать различного толкования, реквизиты решения КТС, названные в статье 388 ТК РФ, являются обязательными, в нем указываются результаты тайного голосования, если требования работника удовлетворяются, то какие действия должен совершить работодатель.

Многие вопросы организации и деятельности КТС, вопросы, касающиеся вынесения решений законодательно не регламентированы. В научной литературе высказываются мнения относительно принятия трудового процессуального кодекса, но на сегодняшний день во многих этих вопросах можно ориентироваться на ГПК РФ, а именно на общий порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел.

К протоколу заседания КТС участники могут делать свои замечания.

Решение КТС может быть обжаловано в течение десяти дней. Моментом отсчета является выдача копии решения КТС, которая выдается работнику в течение трех дней с момента рассмотрения спора.

По истечении десяти дней, предусмотренных для обжалования, работодателю дается три дня на добровольное исполнение решения КТС. Если работодатель добровольно не исполняет решение КТС, то КТС выдает работнику удостоверение, имеющее силу исполнительного листа и тогда решение, принятое по трудовому спору переходит в стадию исполнительного производства.

Обратите внимание!

Срок действия удостоверения (исполнительного документа) комиссии по трудовым спорам установлен законом.

«Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд».

(пункт 2 статьи 389 ТК РФ).

Удостоверение КТС заверяется печатью и подписывается членами комиссии и председателем. Далее удостоверение предъявляется работником в службу судебных приставов по месту нахождения организации – работодателя.

Согласно статье 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве) судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, в котором устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока.

«На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок».

(статья 389 ТК РФ).

Следует отметить, что удостоверение как исполнительный документ, должно соответствовать обязательным требованиям, установленным в статье 8 Закона об исполнительном производстве:

«наименование суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ;

дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера;

дата принятия судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению;

наименования взыскателя-организации и должника-организации, их адреса, фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника-гражданина и место его работы;

резолютивная часть судебного акта или акта другого органа;

дата вступления в силу судебного акта или акта другого органа;

дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению.

Нарушение требований, предъявляемых к исполнительному документу, может повлечь за собой такое неблагоприятное последствие, как возвращение исполнительного документа в трехдневный срок со дня его поступления.

«В постановлении о возвращении исполнительного документа указывается, по какому основанию возвращается исполнительный документ, и устанавливается срок для устранения допущенных нарушений.

В случае устранения допущенных нарушений в установленный срок исполнительный документ считается поступившим в день первоначального поступления судебному приставу-исполнителю.

Постановление о возвращении исполнительного документа может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок».

(статья 10 Закона об исполнительном производстве).

«Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются федеральными законами»

(статья 383 ТК РФ).

Так, например, статья 22 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает, что:

«законодательство Российской Федерации о труде распространяется на судей в части, не урегулированной настоящим Законом».

Федеральный закон от 8 мая 1994 года №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает гарантии трудовых прав членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, порядок приема на работу и увольнения с работы их помощников, условия и порядок оплаты их труда. Федеральный закон от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» регламентирует порядок увольнения граждан с военной службы и их право на дальнейшее трудоустройство.

Российским законодательством сторонам индивидуального трудового спора предоставлено право на обращение за защитой своих прав непосредственно в суд, минуя комиссию по трудовым спорам (статья 391 ТК РФ).

Коллективный трудовой спор.

Коллективный трудовой спор предполагает:

«неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов».

(статья 398 ТК РФ).

Рассмотрение коллективных трудовых споров входит в компетенцию следующих органов (образований):

1.   судебные органы:

- суды общей юрисдикции;

- мировые судьи;

2. специализированные образования:

- примирительные комиссии;

- трудовой арбитраж;

- посредник.

Процедура прохождения трудового спора на различных стадиях гражданского судопроизводства, начиная с подачи искового заявления в суд и заканчивая вынесением решения, закреплена Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее ГПК РФ).

Если судебные процедуры регулируются нормами ГПК РФ, то внесудебный порядок рассмотрения трудовых споров специализированными образованиями (помимо ТК РФ, но в соответствии с его положениями) регламентирован следующими Постановлениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации:

от 14 августа 2002 года №57 «Об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией».

от 14 августа 2002 года №58 «Об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника»,

от 14 августа 2002 года №59 «Об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже»,

Внесудебный порядок рассмотрения коллективных трудовых споров.

Для разрешения коллективных трудовых споров предусмотрено проведение примирительных процедур, поэтому в соответствии со статьей 398 ТК РФ коллективный трудовой спор рассматривается примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

В соответствии со статьей 401 ТК РФ порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:

- рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией,

- рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией – это обязательный этап.

Примирительная комиссия - временный орган, который создается, и будет существовать только на время рассмотрения спора, причем стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе (статья 402 ТК РФ). При создании примирительной комиссии можно руководствоваться рекомендациями об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденными Постановлением Минтруда Российской Федерации от 14 августа 2002 года №57 «Об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией». Статьей 402 ТК РФ особо оговаривается обязанность работодателя создать условия необходимые для работы примирительной комиссии.

В соответствии со статьей 402 ТК РФ при недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража.

Посредник трудовой спор фактически не разрешает, а лишь в процессе своей деятельности выносит рекомендации по урегулированию разногласий, причем его рекомендации не имеют обязательного характера. Закрепление фигуры посредника в ТК РФ объясняется возможным совпадением воли работника и работодателя. В таких случаях рекомендации посредника оказывают помощь и той и другой стороне коллективного трудового спора в разрешении трудового конфликта.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, на рассмотрение которого целесообразно передавать трудовой спор в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений (статья 404 ТК РФ).

В случае, когда в соответствии со статьей 413 ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу.

В связи с принятием Федерального закона от 30 июня 2006 года №90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее Федеральный закон №90-ФЗ), которым были внесены изменения в ТК РФ, складывается следующая ситуация: теперь если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, а именно Федеральная Служба по труду и занятости (Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 года №156 «Вопросы Федеральной Службы по труду и занятости»).

Для рассмотрения трудового спора в трудовом арбитражном суде стороны, как правило, представляют следующие документы:

1.   заявление о рассмотрении спора в трудовом арбитраже;

2.   копия соглашения о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже и признании соглашения обязательным для исполнения;

3.   документы, подтверждающие полномочия представителей сторон;

4.   документы, подтверждающие выдвижение требований работниками;

5.   документы, подтверждающие их отклонение работодателем;

6.   документы по существу спора (коллективный договор, различные локальные нормативные акты);

7.   решение о создании примирительной комиссии;

8.   протокол разногласий заседания примирительной комиссии;

9.   соглашение о приглашении посредника (если спор рассматривался с его участием);

10. протокол разногласий совместного заседания представителей сторон и посредника (если спор рассматривался с его участием);

Обратите внимание!

Федеральным законом №90-ФЗ внесена поправка в статью 404 ТК РФ, согласно которой если раньше трудовой арбитраж по результатам своей работы разрабатывал лишь рекомендации, то теперь он принимает решение по существу коллективного трудового спора.

Судебное рассмотрение трудовых споров.

Дела по индивидуальным или коллективным трудовым спорам (по спорам, возникающим из трудовых правоотношений), относятся к категории гражданских дел, а осуществление правосудия по гражданским делам подведомственно судам общей юрисдикции (статья 5 ГПК РФ)

В систему судов общей юрисдикции в соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» (далее Закон №1-ФКЗ входят:

- Верховный суд Российской Федерации,

- суды субъектов Российской Федерации (краев, областей, республик, городов федерального значения, автономной области, автономных округов),

- районные (городские) суды,

- мировые судьи.

Основаниями начала судебного рассмотрения трудового спора являются:

1.   Подача искового заявления в суд:

1.1.   Если работник за защитой своего права обращается непосредственно в суд, минуя КТС;

1.2.   Рассмотрение исковых заявлений работников, работодателями которых являются физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

1.3.   Если пропущен срок исковой давности, и суд восстанавливает этот срок и рассматривает трудовой спор по существу;

1.4.   О признании забастовки незаконной;

1.5.   Об определении размера возмещения убытков, причиненных работодателю в результате проведения незаконной забастовки;

1.6.   О возмещении морального вреда;

1.7.   О восстановлении на работе;

1.8.   Об изменении даты и формулировки причины увольнения;

1.9.   О переводе на другую работу;

1.10. Об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

1.11.   О неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;

1.12.   О возмещении работником ущерба, причиненного работодателю;

1.13.   Об отказе в приеме на работу;

1.14.   Лицами, считающими, что они подверглись дискриминации.

2.   Обжалование:

2.1.   Актов федеральной инспекции труда;

2.2.   Локальных нормативных актов, которые работодатель принял без учета представительного органа работника;

2.3.   Решений органов исполнительной власти об установлении на период забастовки необходимого штата работ при недостижении соглашения между сторонами и профсоюзом;

2.4.   Отказа работодателя в проведении расследования несчастного случая на производстве;

2.5.   Увольнения работника при недостижении соглашения между работодателем и профсоюзом, когда необходимо учитывать мнение профсоюза;

2.6.   Решения работодателя о неудовлетворительном результате по итогам испытания;

2.7.   Различных неправомерных действий при обработке и защите персональных данных;

2.8.   Решений КТС.

3.   Перенос трудового спора из КТС в суд путем подачи искового заявления:

3.1.   Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок;

3.2.   Если работодатель или работник обратились с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

Мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входящие в единую судебную систему Российской Федерации, осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается Федеральным законом от 17 декабря 1998 года №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (далее Закон №188-ФЗ).

«Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации».

(статья 1 Закона №188-ФЗ).

ГПК РФ в статье 23 закрепляет подсудность гражданских дел мировому судье. В круг гражданских дел, подсудных мировому судье, входят дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров.

Районный суд в качестве суда первой инстанции рассматривает, соответственно, дела о восстановлении на работе и дела о разрешении коллективных трудовых споров, а в апелляционном порядке жалобы на решения мировых судей, принятых по первой инстанции.

Суды второй инстанции, (областные суды, судебные коллегии) рассматривают жалобы на решения районных судов и выступают в качестве судов кассационной инстанции.

Областные суды, Верховный суд Российской Федерации пересматривают судебные акты в порядке надзора.

Кроме вышеперечисленных органов можно выделить и иные органы, которые, так или иначе, участвуют в регулировании трудовых конфликтов:

Европейский Суд по правам человека. Правовой основой его деятельности является Европейская конвенция от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» и Протоколы к ней. Согласно статье 34 вышеназванной Конвенции Европейский Суд по правам человека:

«может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права».

Европейский Суд по правам человека возлагает обязанности на государства, а не на стороны.

Конституция Российской Федерации закрепляет, что:

«каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

(статья 46 Конституции Российской Федерации).

Действительно, в последнее время увеличилось число обращений в Европейский Суд по правам человека. Так, в решении Европейского Суда по правам человека от 19 октября 2004 года по делу №72767/01 обжаловалась несправедливость судебных разбирательств по делам, возникшим из трудовых отношений, с участием правоохранительных органов Российской Федерации, а также их длительность.

Арбитражный суд – судебный орган, к компетенции которого традиционно не относятся споры, касающиеся трудовых отношений. В Постановлении ФАС Московского округа от 31 декабря 2003 года по делу №КГ-А40/10380-03, указано, что споры, связанные с заключением трудовых договоров, арбитражному суду неподведомственны.

Арбитражный суд все же рассматривает трудовые споры между специфическим субъектом, появляющимся при проведении процедуры банкротства организаций - арбитражным управляющим и представителями работников должника по вопросам (пункт 11 статьи 16 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон №127-ФЗ):

- о выплате выходных пособий;

- о выплате пособий по временной нетрудоспособности;

- о составе и размере требований об оплате труда.

В Постановлении ФАС Московского округа от 4 января 2003 года по делу №КГ-А40/8323-02-Д1-Д2-Д3-Д4-Д5 указывается, что разногласия, возникающие между представителем работников должника и арбитражным управляющим о составе и размере требований по оплате труда и выплате выходных пособий лицам, работающим по трудовым договорам (контрактам), рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном Законом №127-ФЗ.

Арбитражный суд защищает имущественные права работников, которые являются кредиторами в ходе конкурсного производства, когда организация проходит процедуру банкротства в соответствии с Законом №127-ФЗ.

Представитель работников на любой стадии производства по делу о банкротстве организации может обратиться в арбитражный суд с заявлением или жалобой о нарушении прав и интересов работников, которые рассматриваются в заседании суда не позднее чем в месячный срок со дня получения. Такое право есть и у арбитражного управляющего.

Прокуратура Российской Федерации – в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии с указанным законом прокуратура осуществляет прокурорский надзор за:

«соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

соответствием законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте».

(статья 21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

«Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами».

(пункт 1 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Нормы, закрепляющие функцию надзора за органами прокуратуры в сфере трудовых правоотношений, существуют и в ТК РФ. Согласно статье 353 ТК РФ:

«государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом».

Федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации (статья 353 ТК РФ).

В соответствии со статьей 354 ТК РФ:

«Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда)».

В связи с принятыми поправками к ТК РФ Федеральная инспекция труда стала своего рода дублером и контролером ФСС, так как она осуществляет надзор и контроль за реализацией работниками прав на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей (статья 356 ТК РФ).

Государственные инспекторы труда теперь лишены права выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий, а также выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов.

Государственные инспекторы труда должны не просто беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм собственности, а делать это в рамках закона. Это еще более важно, так как они получили право посещать и работодателей – физических лиц, в том числе не предпринимателей, то есть приходить в дома обычных граждан.

Государственные инспекторы труда должны теперь не просто отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда, а выдавать об этом соответствующее предписание.

Государственные инспекторы труда теперь действуют не в рамках статьи 357 ТК РФ, а в рамках КоАП РФ, что более законно.

К основным задачам федеральной инспекции труда относятся:

«обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

(статья 355 ТК РФ).

Федеральные органы исполнительной власти осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности осуществляют государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда (статья 353 ТК РФ).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации осуществляют внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях (статья 353 ТК РФ).

Более подробно с вопросами, касающимися процессуальной процедуры судебного разбирательства трудовых споров Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Судебный порядок рассмотрения трудовых дел. Правовое регулирование. Практика. Документы»