ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Минимальный размер оплаты труда устанавливается в соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ). При рассмотрении положений данной статьи, обязывающих выплачивать заработную плату не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека, возникло большое количество вопросов и разногласий.

В Москве непонимание ситуации усугублялось еще и тем, что 1 января 2002 года вступил в силу Закон города Москвы от 7 декабря 2001 года №69 «О городском минимуме оплаты труда», который определяет понятие городского минимума оплаты труда и устанавливает правовую основу его определения. Можно предположить, что в некоторых субъектах Федерации действуют свои аналогичные региональные нормативные акты.

Обращаем Ваше внимание, что Закон города Москвы №69 признан незаконным (недействующим) и не подлежащим применению решением Московского городского суда от 5 июня 2002 года №3-250/2002 года. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 2 августа 2002 года №5-Г02-101 данное решение оставлено без изменения.

Автор изложит свою точку зрения на сложившуюся проблему.

Начнем с федерального законодательства и рассмотрим положения статьи 133 ТК РФ более внимательно:

«Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.

Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета; в учреждениях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; в учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов;

в других организациях - за счет собственных средств».

Кроме того, на федеральном уровне действуют ряд нормативных актов, в той или иной степени связанных с минимальным размером оплаты труда и прожиточным минимумом.

В соответствии со статьей 421 ТК РФ порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом.

Во-первых, это Федеральный закон от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (далее Закон 82-ФЗ), с изменениями, веденными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года №198-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» (далее Закон №198-ФЗ). С 1 октября 2003 года МРОТ был установлен в сумме 600 рублей в месяц. С 1 января 2005 года МРОТ установлен в размере 720 рублей в месяц. С 1 сентября 2005 года МРОТ повысится до суммы 800 рублей в месяц, а с 1 мая 2006 года - до 1 100 рублей в месяц.

Во-вторых, действует Федеральный закон от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», который

«…устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов.

При этом:

…величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации».

И действительно, Федеральным законом от 23 декабря 2003 года №186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» (далее Федеральный закон №186-ФЗ) установлено минимальное среднегодовое соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума трудоспособного населения – 22 %.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 года №105 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за 4 квартал 2004 года» (далее Постановление №105) установлена величина:

«…прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за IV квартал 2004 года в расчете на душу населения 2451 рубль, для трудоспособного населения – 2690 рублей, пенсионеров – 1849 рублей, детей – 2394 рубля».

Обращаем Ваше внимание, что на дату написания данной книги еще не обнародован прожиточный минимум за I квартал 2005 года.

Таким образом, у работодателя при определении размера минимальной заработной платы имеются следующие «исходные данные»:

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на 2005 год – 720 рублей (Закон №82-ФЗ).

Прожиточный минимум для трудоспособного населения за IV квартал 2004 года – 2690 рублей (Постановление №105).

И минимальное среднегодовое соотношение между МРОТ и прожиточным минимумом –22 % (Федеральный закон №186-ФЗ).

Возникает вопрос: как оперировать этими величинами при исчислении заработной платы?

Допустим, минимальное среднегодовое соотношение отбросим сразу, поскольку эту абстрактную «среднегодовую» величину практически невозможно привязать к заработной плате за конкретный месяц.

Остается МРОТ и некий прожиточный минимум за IV квартал 2004 года.

Обратите внимание!

Постановление №105, устанавливающее прожиточный минимум за IV квартал 2004 года было принято по прошествии квартала – 2 марта 2005 года, то есть задним числом. И это, вообще говоря, логично, так как прожиточный минимум определяется на основании данных Госкомстата Российской Федерации. А данные Госкомстата Российской Федерации не могут отражать события будущего периода.

В соответствии с положениями статьи 421 ТК РФ на территории Российской Федерации минимальный размер оплаты труда, соответствующий величине прожиточного минимума, должен вводиться соответствующим Федеральным законом. Следовательно, до его принятия, при установлении сотрудникам заработной платы, необходимо руководствоваться положениями статьи 2 ТК РФ и Закона №82-ФЗ, то есть заработная плата сотрудников с 1 января 2005 года не должна быть ниже установленных 720 рублей.

Итак, минимальный размер оплаты труда устанавливается только на федеральном уровне, поэтому законы субъектов Российской Федерации, в том числе и Закон города Москвы от 7 декабря 2001 года №69 «О городском минимуме оплаты труда», в части, устанавливающей обязательную величину МРОТ в регионе, не подлежат применению (согласно статьи 76 Конституции Российской Федерации в случае противоречия между законом субъекта Российской Федерации и федеральным законом действует федеральный закон). Данная позиция подтверждена решением Московского городского суда от 5 июня 2002 года №3-250/2002 года и Определением Верховного Суда Российской Федерации от 2 августа 2002 года №5-ГО2-101.

Из всего вышесказанного следует: с 1 января 2005 года по 1 сентября 2005 года минимальный размер оплаты труда на всей территории Российской Федерации составляет 720 рублей. С 1 сентября 2005 года МРОТ повысится до суммы 800 рублей в месяц, а с 1 мая 2006 года - до 1 100 рублей в месяц.

Следует отметить, что, по нашему мнению, ограничения минимального размера оплаты труда, установленные статьей 133 ТК РФ, не распространяются на совместителей, поскольку совместители фактически работают на условиях неполного рабочего времени.

Более подробно с вопросами, касающимися оплаты труда, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Оплата труда».