№17, 29 апреля - 05 мая 2008 г.

«…Как и положено, при приеме новых работников мы оформляли трудовые книжки тем, у кого их раньше не было. Работники компенсировали компании их стоимость. Честно говоря, никогда бы не подумали, что такая «операция» облагается НДС. Но, как выяснилось при проверке, инспекторы считают именно так. Сумма доначислений небольшая, но сам факт поражает – неужели другие компании начисляют налог?..»
Из письма главного бухгалтера Ирины Грищук, г. Санкт-Петербург

Материал подготовил Михаил Наринов, эксперт «УНП»

Абсолютно согласны, Ирина, ситуация, мягко говоря, странноватая. Сложно здесь говорить о «реализации». Оформление и выдача трудовых книжек происходят не по желанию сторон трудового договора, а по требованию трудового законодательства*. Но у чиновников, как известно, своеобычная логика.

Налоговая служба: проблема не стоит внимания

В самой ФНС нам отказались давать разъяснения по этому вопросу. А некоторые инспекторы на местах нас заверили, что сумма, которую можно начислить в результате проверки, настолько мала, что не стоит времени, затраченного на проверку налогообложения таких операций.

Минфин: выдача трудовых книжек является реализацией товара

Елена Лобачева, консультант отдела косвенных налогов Минфина России, считает, что операция по выдаче трудовых книжек облагается НДС:

– С точки зрения НДС такая операция является реализацией товаров. Следовательно, выдача работникам трудовых книжек облагается НДС в обычном порядке. В ответах на частные запросы Минфин России уже высказывал такую точку зрения. Например, в письмах от 26.09.07 № 07-05-06/242 и от 13.06.07 № 03-07-11/159. При этом компания может воспользоваться своим правом на налоговые вычеты – при наличии правильно оформленных счетов-фактур.

Независимые эксперты: объект обложения по НДС отсутствует

Екатерина Смирнова, налоговый юрист отдела бухгалтерской и налоговой практики ООО «Бейкер Тилли Русаудит», считает, что такая операция не является реализацией товаров:

– Товаром для целей Налогового кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (ст. 38 НК РФ). Реализацией товаров признается в свою очередь передача на возмездной основе права собственности на товары (п. 1 ст. 39 НК РФ). Между тем обязанность работодателя по оформлению трудовой книжки предусмотрена нормами Трудового кодекса. А Правила ведения и хранения трудовых книжек подразумевают не куплю-продажу, а именно компенсацию расходов работодателя на приобретение бланков. При этом стороны трудового договора не проявляют самостоятельных желаний по продаже, обязанности сторон и без того прописаны в законодательстве. Работодателю компенсируется ровно столько, сколько он потратил. Поэтому выдача сотруднику бланка трудовой книжки или вкладыша к ней не является реализацией в целях НДС.

Сергей Семенов, старший партнер ООО «Морган Финанс», полностью согласен с коллегой, и добавляет:

– Часто инспекторы, считая выдачу трудовой книжки реализацией товара, требуют не только начисления НДС, но и применения ККТ. Однако судьи с ними не соглашаются. По тому же основанию: когда компания берет с работника плату за трудовую книжку, то фактически возмещает свои затраты на ее приобретение. А такая операция ни в коем случае не признается реализацией товаров. Следовательно, применять ККТ не нужно (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.03.07 № А56-44214/2006).

Наше мнение: реализации нет, но безопаснее все же закупать бланки с НДС

Мы солидарны с доводами, которые высказали независимые эксперты. Речь идет о компенсации, а не о купле-продаже. Отсутствует волеизъявление сторон, которое является одним из основных признаков реализации (ст. 39 НК РФ; постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.03.06 № Ф04-2299/2006(20809-А27-25)).

Но самый простой выход в данной ситуации – приобретать трудовые книжки с НДС. Тогда для компании с финансовой точки зрения не будет никакой разницы, облагать налогом эту операцию или нет.

КСТАТИ. В рекомендациях Минфина аудиторам по проверке годовой бухгалтерской отчетности компаний за 2007 год сказано, что расходы организации по приобретению бланков трудовой книжки и вкладыша к ней относятся на прочие расходы – исходя из норм ПБУ 10/99 и ПБУ 9/99. А плата, которую компания берет с работника при выдаче бланка, – на прочие доходы. Данные о движении бланков трудовой книжки и вкладыша к ней учитываются на счете 006 «Бланки строгой отчетности» (письмо Минфина от 29.01.08 № 07-05-06/18). То есть при приобретении трудовых книжек их стоимость сразу списывается на расходы. А учет самих бланков, как имущества организации, на ее балансе вообще не предусмотрен.

* Статья 65 ТК РФ, пункт 47 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.03 № 225.