Источник: платформа для самозанятых Наниматель
Аналитики прогнозируют рост самозанятости. По данным ФНС, на октябрь 2023 года число плательщиков НПД составило 6,5 млн человек. Росту помог интерес к формату, как со стороны работников, так и со стороны работодателей. По данным компании ANCOR, до 7% компаний планируют чаще задействовать самозанятых на временные проекты.
Поиск сотрудников – проблема бизнесов, работающих с большим количеством временных исполнителей. Для ритейла – это особенно актуально. О том, как самозанятые помогают в решении этой проблемы, рассказывают эксперты платформы для самозанятых «Наниматель».
Плюсы найма самозанятых
Бизнес, включая ритейл, все чаще привлекает к работе самозанятых. Предприниматели высоко оценили возможности этого вида сотрудничества, особенно в части выполнения разовых задач. Заключение договора с самозанятым на одноразовый проект, оказывается проще и удобнее, чем оформление срочного трудового договора.
Компании могут нанимать таких работников на определенный период времени или для выполнения конкретной работы, что особенно важно в моменты повышенной активности или сезонных продаж. Так розничные компании могут гибко адаптироваться к меняющимся рыночным условиям.
К преимуществам найма самозанятых можно отнести их быстрый выход на смену, поскольку для оформления не требуется такого количества документов, как при приеме в штат. С плательщиком НПД заключается только договор гражданско-правового характера, после подписания которого он готов приступить к работе.
Расстаться с самозанятым исполнителем так же легко, как и принять его на работу. В договоре ГПХ прописываются все условия – объем, сроки исполнения, оплата услуги.
Сотрудничая с самозанятыми, компании, которые специализируются на розничной торговле, получают возможность не только быстро утолить кадровый голод в период повышенного спроса, но получают и экономический интерес: самозанятый обходится компаниям на 30–40% дешевле штатного сотрудника. Налоговые обязательства лежат на самозанятом исполнителе, поэтому компания освобождена от уплаты обязательных взносов в СФР (Социальный Фонд России), а расходы на плательщиков НПД можно признать в налоговом учете.
Еще одним важным аспектом сотрудничества с самозанятыми является повышение эффективности и производительности труда. Самозанятые работники обычно заинтересованы в выполнении работы качественно и в сроки, прописанные в договоре, так как от этого зависит их репутация и возможность получения новых заказов. Благодаря этому, розничные компании могут рассчитывать на более ответственное и эффективное выполнение задач.
Портрет самозанятого, работающего в российском ритейле
В розничной торговле в качестве самозанятых могут работать мерчандайзеры, специалисты склада, консультанты, водители, курьеры, грузчики и другие. Не допускаются самозанятые к кассе, так как, согласно Федеральному закону от 27.11.2018 № 422-ФЗ, им запрещено работать с кассой заказчика и пробивать оплаты.
Самозанятым, привлекаемым к сотрудничеству ритейлом, может быть гражданин, проживающий рядом с магазином, часто женщина, находящаяся в декретном отпуске, студент, среднего возраста мужчина или женщина, имеющие кредитные обязательства. Не следует забывать и о представителях интеллектуального труда, таких как бухгалтеры, юристы, экономисты и даже фитнес-тренеры. Кстати, во время карантина многие активно сместили фокус интереса своего внимания на торговлю. Их привлекало удобство и быстрота заработка, а также возможность общения с клиентами в магазинах.
Сложности при сотрудничестве с самозанятыми
В определенных условиях, когда потребность в самозанятых исполнителях возрастает, например, при расширении службы доставки или открытии новых торговых точек, важно не допустить ошибок. Легко оформить договор, проверить статус, получить чеки, акты, проводить оплаты двум-трем самозанятым работникам, и отслеживать годовой лимит. Но если их число доходит до сотни, и к тому же они находятся в разных регионах, то это существенно усложняет работу штатного персонала, который может «потеряться» в большом объеме документов.
Как упростить работу с самозанятыми
В ритейле, где распространена работа с самозанятыми, дополнительную нагрузку на бухгалтерию помогают снять специализированные электронные площадки. За относительно небольшую стоимость ритейлер закрывает большое количество вопросов. В базовый набор обычно входит выплата вознаграждений самозанятым, проверка их статуса, автоматическая генерация чеков, оплата налогов за исполнителей, отслеживание годового лимита.
Есть и дополнительные опции, которые сервисы предлагают. Они зависят от возможностей платформы и от запросов заказчиков. Причем, за них не всегда требуется плата. Кто-то предоставляет дополнительные опции в виде комплимента за большие объемы, кто-то включает в комиссию.
Делегирование вопросов сотрудничества с самозанятыми электронным сервисам позволяет исключить дополнительные расходы времени сотрудников бухгалтерии и отдела кадров. Избавляет от трат на канцелярию и отправку документов – все находится в личном кабинете заказчика.
Тренд нашего времени – гибкость и адаптивность во всем, что касается условий труда. Ритейл понимает, что потребность в гибких графиках у людей будет только расти, и очень оперативно отвечает на запросы аудитории, все больше привлекая самозанятых к сотрудничеству.