Автор: Подкопаев М. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Может показаться, что вопрос решается однозначно: нет у гражданина российского паспорта – значит, иностранец. Соответственно, и оформлять его надо как иностранца (с дополнительными процедурами).

Но не все так просто. Расскажем об особенностях, которые нужно учитывать работодателям из новых регионов РФ: ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей.

О приеме иностранца на работу надо уведомить МВД

В силу п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), который привлек и использует для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомить орган МВД на соответствующей территории о том, что с таким иностранцем заключен трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), а также о том, что он прекращен (расторгнут). На это дается три рабочих дня с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

В настоящее время в указанных целях применяются формы таких уведомлений, утвержденные Приказом МВД России от 30.07.2020 № 536 (приложения 7 и 8 для заключенного и прекращенного договора соответственно).

Согласно п. 3 Порядка заполнения, утвержденного данным приказом, уведомления заполняются разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машинки, компьютера) на русском языке. При заполнении уведомлений о заключении и прекращении трудового договора не допускаются зачеркивания, использование сокращенных слов (кроме официальных), аббревиатур (кроме официальных) и исправления.

При этом заполняются все соответствующие поля, а при недостаточности знакомест в соответствующем поле уведомлений заполняется приложение к уведомлению с обязательным указанием в нем порядкового номера и наименования поля, в которое вносится недостающая информация, а также фамилии, имени, отчества (при их наличии) иностранного гражданина (лица без гражданства), в отношении которого представляются уведомления (п. 4 и 5 Порядка заполнения).

Если в уведомлении получилось два листа или более, то эти листы прошиваются, пронумеровываются, о чем на обороте последнего листа делается заверительная запись. В данную запись включаются информация о количестве подшитых листов, фамилия, инициалы и подпись лица, представляющего уведомление (уполномоченного от имени работодателя (заказчика работ, услуг) подписывать уведомление о трудоустройстве либо подавать уведомление о трудоустройстве по доверенности) (п. 6 Порядка заполнения).

Уведомления могут быть представлены на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган на региональном уровне, направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета, включая Единый портал «Госуслуги» (gosuslugi.ru). При направлении уведомлений о заключении и прекращении трудового договора в электронной форме используется усиленная квалифицированная электронная подпись (п. 8 Порядка заполнения).

Если уведомления поданы непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа на региональном уровне, уведомителю или его представителю выдается справка (п. 10 Порядка заполнения).

Если уведомление представлено в электронной форме, то уполномоченное должностное лицо направляет лицу, представившему его, электронное сообщение о приеме уведомления не позднее рабочего дня, следующего за днем его получения (п. 11 Порядка заполнения).

Обратите внимание: даже чтобы лишь допустить к работе иностранца, привлекающий его работодатель должен выполнить другую обязанность, установленную п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ: проверить, есть ли у такого физического лица разрешение на работу (или вместо него патент), а также достигло ли лицо 18 лет.

Надо учесть, что есть довольно большой список исключений, на которые данная норма не распространяется. В частности, это иностранные граждане:

  • постоянно или временно проживающие в Российской Федерации;

  • признанные беженцами на территории Российской Федерации (до утраты ими статуса беженцев или лишения их статуса беженцев);

  • получившие временное убежище на территории Российской Федерации (до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища);

  • имеющие временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации.

Иностранные граждане, постоянно или временно проживающие в РФ, в доказательство этого статуса должны предъявить разрешение на временное проживание или вид на жительство.

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ).

Кроме того, временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ).

В свою очередь, работодатель не вправе привлекать иностранного гражданина за пределами названных территорий или по другой профессии.

Обратите внимание: Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 № 564н разрешено осуществлять трудовую деятельность иностранному гражданину или лицу без гражданства, временно пребывающему (проживающему) в РФ, вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание), но если такой иностранец находится в командировке или если его работа осуществляется в пути либо носит разъездной характер.

Граждане новых регионов РФ – граждане России

Названные уведомления направляются в отношении любого иностранного гражданина, привлеченного к работе работодателем, независимо от его гражданства, в том числе на гражданина, например, Украины или государства – участника ЕАЭС.

Уведомление должно быть направлено при допуске в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо при ином использовании труда иностранного гражданина или лица без гражданства (это следует из примечания 1 к ч. 18.15 КоАП РФ; об ответственности, предусмотренной данной частью, расскажем далее).

В части 8 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ говорится об уведомлениях в отношении иностранных граждан. Согласно ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ иностранный гражданин в общем случае – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Однако в отношении жителей новых регионов РФ надо учитывать особые положения, приведенные в федеральных конституционных законах от 04.10.2022 № 5-ФКЗ, 6-ФКЗ, 7-ФКЗ, 8-ФКЗ (ст. 5 каждого из законов). Они предусматривают, что со дня принятия в Российскую Федерацию каждого из новых регионов и образования в составе РФ новых субъектов граждане ДНР, ЛНР, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на этот день на территории соответствующего субъекта или ранее постоянно проживавшие на указанной территории и выехавшие из данного региона в РФ, в том числе через территории третьих государств, а также их несовершеннолетние дети приобретают гражданство РФ в результате признания их гражданами РФ. Условием названо принесение Присяги гражданина РФ (ст. 11.1 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Тем не менее документальным подтверждением получения указанными гражданами российского гражданства является российский паспорт. К сожалению, на практике процесс выдачи паспортов гражданам новых регионов РФ затянулся.

Для бывших граждан ДНР и ЛНР установлено, что гражданство этих республик прекращается со дня принятия в РФ данных регионов и образования в РФ новых субъектов.

В то же время названными конституционными законами предусмотрено, что граждане новых регионов РФ, проживавшие в них по состоянию на 30.09.2022, вправе подать заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины. Это заявление подается в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел (МВД) или его территориальный орган по форме и в соответствии с порядком, предусмотренным Указом Президента РФ от 26.12.2022 № 951.

Очевидно, такой отказ от гражданства Украины делает гражданина не соответствующим статусу иностранца, предусмотренного ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ. А значит, к такому лицу не должны применяться положения о представлении уведомления о приеме его на работу как иностранного гражданина.

Самое главное, что надо учитывать: согласно договорам между Российской Федерацией и Запорожской, Херсонской областями, ЛНР, ДНР о принятии в РФ соответствующих территорий и образовании в составе РФ новых субъектов (ст. 5 каждого из договоров, подписанных 04.10.2022) со дня принятия в РФ новых регионов и образования в составе РФ новых субъектов граждане названных регионов, Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день (30.09.2022) на территориях новых регионов РФ, признаются гражданами РФ, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после указанного дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Порядок подтверждения подачи такого заявления не установлен. По нашему мнению, если при приеме на работу данный гражданин не объявит работодателю, что он воспользовался правом на обозначенный отказ, работодатель вправе считать его гражданином РФ. В ином случае в отношении этого гражданина ему придется выполнять требования ч. 8 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ, как и в отношении любого иностранного гражданина, не проживавшего на 30.09.2022 в ДНР, ЛНР, Херсонской или Запорожской областях.

Об ответственности за непредставление уведомления об иностранном работнике

Если не представить названное уведомление или сделать это с нарушением установленного порядка, такое нарушение повлечет (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ):

  • наложение на граждан административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб.;

  • на должностных лиц – в размере от 35 000 до 50 000 руб.;

  • на юридических лиц – в размере от 400 000 до 800 000 руб. (либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток).

Кроме того, ч. 1 указанной статьи предусматривает ответственность:

  • за привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом;

  • за привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности);

  • за привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.

Любое из этих нарушений влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан – в размере от 2 000 до 5 000 руб.;

  • на должностных лиц – в размере от 25 000 до 50 000 руб.;

  • на юридических лиц – в размере от 250 000 до 800 000 руб. (либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток).

Обратите внимание: заключение трудового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства само по себе не является привлечением иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности и не образует состава административного правонарушения.

Противоправным считается привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11).

Согласно ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников (если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом) влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан – в размере от 2 000 до 5 000 руб.;

  • на должностных лиц – в размере от 25 000 до 50 000 руб.;

  • на юридических лиц – в размере от 250 000 до 800 000 руб. (либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток).