Автор: Соболева Е. А., эксперт журнала
Журнал "Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения" № 4/2022
Работники отдельных профессий должны оформлять личные медицинские книжки. Сейчас такие книжки оформляются в бумажном виде в центрах гигиены и эпидемиологии. Специального порядка получения медкнижек на законодательном уровне не было установлено. Но недавно, Приказом Минздрава России от 18.02.2022 № 90н, утвержден порядок ведения отчетности, учета и выдачи работникам личных медицинских книжек, а также форма электронной медицинской книжки. Вступит в силу этот Приказ № 90н с 01.09.2023. О том, как будет формироваться медкнижка, какие сведения она включает и как ее получить, расскажем в статье.
В настоящее время действует Приказ Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» (далее – Приказ № 402), который с 01.09.2023 утратит силу. Данным приказом утверждена только форма медкнижки.
Новая форма медицинской книжки
Приказом № 90н утверждена электронная форма медкнижки. При этом предусмотрена и бумажная. Получить ее работник сможет, написав заявление. Бумажная медкнижка должна будет полностью подтверждать содержание электронной.
Форма новой медкнижки существенно изменена по сравнению с действующей. Прежде всего вместо круглой голограммы в нее будет наноситься двухмерный штриховой код, содержащий в кодированном виде адрес страницы в Интернете с размещенными на ней записями в подсистеме ЭЛМК о факте выдачи книжки и профессиональной гигиенической подготовки и аттестации работника.
В личную медицинскую книжку вносятся:
-
сведения о владельце книжки, включающие фамилию, имя и отчество (при наличии) работника, дату рождения, место регистрации, наименование должности (специальности), наименование и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) либо основной государственный регистрационный номер (ОГРН) работодателя (индивидуального предпринимателя);
-
отметки о переходе на работу к другому работодателю, включающие дату такого перехода работника, наименование должности (специальности) и наименование работодателя;
-
отметки о перенесенных инфекционных заболеваниях, включающие сведения о датах перенесенных заболеваний с указанием заболевания;
-
отметки о профилактических прививках, включающие данные о вакцинации и ревакцинации, с указанием наименований прививок и дат их проведения;
-
информация о фактах проведения осмотров врачами-специалистами и краткое заключение;
-
данные лабораторных и инструментальных обследований, включающие в себя наименования, даты и результаты обследований;
-
заключения по результатам предварительных или периодических медицинских осмотров;
-
сведения о профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;
-
дата проведения очередного периодического медосмотра;
-
дата проведения очередной профессиональной гигиенической подготовки и аттестации работника.
Сведения о заболеваниях, прививках, осмотрах, обследованиях и результатах медосмотров будут предоставляться из Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) на основании данных медицинских организаций, осуществляющих медосмотры.
В форме медкнижки, утвержденной Приказом № 402, содержатся следующие сведения:
-
дата выдачи;
-
сведения о владельце – Ф. И. О., год рождения, домашний адрес, должность, организация (индивидуальный предприниматель), личная подпись;
-
отметки о переходе на работу в другие организации;
-
отметки о перенесенных инфекционных заболеваниях;
-
отметки о профилактических прививках;
-
заключение соответствующих врачей о допуске к работе по результатам медицинского обследования;
-
результаты обследования на туберкулез;
-
результаты обследования на носительство возбудителей кишечных инфекционных заболеваний;
-
результаты лабораторных исследований и осмотра дерматовенеролога;
-
результаты исследований на гельминтозы;
-
результаты обследования на носительство возбудителей дифтерии;
-
результаты обследования на носительство патогенного стафилококка;
-
сведения о профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;
-
отметка о предупреждении при нарушении санитарных норм и правил.
В новую форму книжки внесли:
-
место регистрации;
-
наименования специальности и должности;
-
ИНН и ОГРН работодателя;
-
заключения по предварительным или периодическим медосмотрам;
-
дату проведения очередного медосмотра;
-
дату проведения очередной профессиональной гигиенической подготовки.
Из книжки исключили:
-
осмотр у дерматолога;
-
исследование на туберкулез;
-
исследование на носители возбудителей кишечных инфекционных заболеваний;
-
исследование на гельминтозы;
-
исследование на возбудителей дифтерии;
-
исследование на носительство стафилококка;
-
предупреждение об ответственности при нарушении санитарных норм.
Сведения о лабораторных и инструментальных обследованиях, исследованиях будут отражаться в общей графе.
Как формируется электронная медкнижка?
Книжка формируется по результатам предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников с использованием подсистемы электронных личных медицинских книжек Федеральной государственной информационной системы сведений санитарно-эпидемиологического характера (подсистема ЭЛМК).
Книжки будут формироваться уполномоченными учреждениями Роспотребнадзора.
Книжки должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью ответственного за ее формирование сотрудника.
Включаемые в книжку сведения медицинского характера будут формироваться медицинскими организациями в процессе проведения медосмотров и предоставляться в подсистему ЭЛМК из ЕГИСЗ.
Обратите внимание
Учет и формирование отчетности в отношении электронных книжек осуществляется в подсистеме ЭЛМК.
Кто должен будет получать медкнижку?
В соответствии с п. 23–26 приложения к порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ч. 4 ст. 213 ТК РФ, утвержденному Приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н, медкнижка формируется на работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, выполняющим следующие виды работ:
-
работы, при выполнении которых осуществляется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации (в организациях пищевых и перерабатывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства, пунктах, базах, складах хранения и реализации, в транспортных организациях, организациях торговли, общественного питания, на пищеблоках всех учреждений и организаций);
-
работы на водопроводных сооружениях, имеющие непосредственное отношение к подготовке воды, а также обслуживанию водопроводных сетей;
-
работы в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей;
-
работы в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Как получать электронную медкнижку?
Для формирования книжки работник обращается (направляется работодателем) в уполномоченные учреждения. При этом он может обратиться лично либо направить обращение в электронной форме, подписанное в том числе с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи, посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ЕПГУ).
При этом уполномоченное учреждение внесет сведения в подсистему ЭЛМК.
Оно также должно уведомить работника о формировании книжки, внесении изменений в нее (изменений в данные подсистемы ЭЛМК, в том числе при поступлении новых сведений в отношении работника) доступными средствами связи, в том числе по номеру контактного телефона либо по электронной почте и посредством уведомления в личном кабинете работника на ЕПГУ, в течение одного рабочего дня со дня формирования книжки или внесения в нее изменений.
Для предварительного и (или) периодического медицинского
осмотра работник по направлению работодателя обращается в медицинскую организацию, проводящую осмотр, и оформляет согласие на обработку персональных данных и передачу сведений, необходимых для внесения в книжку, в подсистему ЭЛМК.
После прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров, обследований и получения работником итогового заключения сведения о прохождении осмотров передаются посредством ЕГИСЗ в подсистему ЭЛМК с соблюдением требований законодательства РФ о персональных данных.
После оформления заключения по результатам медосмотров и поступления соответствующих сведений в подсистему ЭЛМК проводятся профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация работника.
Как выдается бумажная медкнижка?
Чтобы получить бумажную медкнижку, работник должен будет обратиться в уполномоченную организацию с соответствующим заявлением. Выдача бумажной книжки должна осуществляться с соблюдением требований к выдаче документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных медицинских документов, установленных гл. VI Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов, утвержденного Приказом Минздрава России от 07.09.2020 № 947н.
Соответствие книжки на бумажном носителе электронной книжке должно быть удостоверено подписью ответственного за формирование книжки сотрудника уполномоченного учреждения с указанием даты подписания, должности, фамилии, имени и отчества (при наличии), а также печатью указанного уполномоченного учреждения.