Источник: ООО "Небо"

Уже скоро работодатели смогут заключать трудовые отношения с сотрудниками без бумажной волокиты. Рассказываем, что изменилось в Трудовом кодексе и как перейти на заключение трудового договора в электронной форме. 

Что изменилось в законе

В конце ноября сенаторы одобрили изменения в Трудовой кодекс. Теперь работодатели и сотрудники получили право оформлять трудовые отношения без бумаги в режиме онлайн.

Для этого предприниматели могут использовать свою систему электронного документооборота(информационную систему) или федеральную платформу «Работа в России». Правительство позднее установит порядок взаимодействия между бизнесом и порталами «Работа в России» и Госуслуги.

Получается, что соискатель пишет заявление работодателю, а тот присылает ссылку в личные сообщения на Госуслугах. Далее сотрудник подписывает документы простой электронной подписью и заключаются трудовые отношения. 

Правительство считает, что изменения упростят жизнь всем сторонам трудовых отношений. Собеседование теперь можно проводить онлайн и не нужно задействовать почту. Правда, если сотрудник настаивает, что договор нужно будет подписать в бумажном формате.

Какие документы можно перевести в электронный вид

Обновленный закон разрешает переводить в электронный формат и другие документы:

  • Договоры о материальной ответственности.

  • Ученические договоры.

  • Договоры на получение образования во время работы.

  • Заявление об увольнении.

  • Документы об изменении условий договора и другие.

А вот акты о несчастных случаях, журнал безопасности и приказ об увольнении остаются только в бумажном виде.

Как компаниям перейти на электронные трудовые договоры

Если работодатели решают перейти на новый формат оформления сотрудников, то придется выполнить ряд действий:

  • Оформить внутренние документы. Нужно закрепить переход на электронный трудовой договор в локальных нормативных актах.

  • Получить согласие сотрудников. Если издаете внутренний приказ, то расскажите об этом сотрудникам. Работники должны поставить подписи в документах.

  • Регистрация на сайте «Работа в России» или внедрение ЭДО. Работодатели самостоятельно выбирают, как работать с трудовыми договорами нового формата. Если работать по ЭДО, то придется оформить и усиленную квалифицированную подпись.

Если говорить про расходы, то компании самостоятельно оплачивают ЭДО или создание собственной информационной системы. Кроме этого, придется оформить электронную подпись для сотрудника. На сайте Работа в России» хранение и оформление документов будет на бесплатной основе. 

Документы придется хранить от 50 до 75 лет, как и установлено в законодательстве. Изменения уже вступили в силу и переход можно начинать. Но сам процесс начнется только после 1 сентября 2022 года, то есть пока можно решить, нужно это компании или нет.