Источник: ООО "Небо"

Теперь работодателям нельзя снижать зарплату, увольнять за прогулы и звонить в нерабочее время. Расскажем, что еще нужно знать о новом законе про удаленку.

Особенности дистанционного формата

Государственная дума в окончательном чтении приняла закон, который во многом «переписал» главу об удаленной работе в ТК РФ. Изменения вступят в силу уже с 1 января 2021 года. Теперь работодатель может выбрать один из трех вариантов сотрудничества:

  • Постоянный. Работник с самого начала заключает договор на удаленную работу;

  • Временный. Переход на дистанционный формат в связи с обстоятельствами, либо по просьбе руководителя или самого сотрудника;

  • Комбинированный. Часть трудового времени работник проводит на рабочем месте, а часть – дома.

Для перевода на удаленку необходимо согласие сотрудника. Исключение предусмотрено лишь для чрезвычайных ситуаций или соответствующих решений государственных или муниципальных властей. То есть если губернатор вводит в регионе самоизоляцию, то коллектив можно перевести на временную удаленку без согласия.

Управляющий партнер юридической фирмы BLS Елена Кожемякина отмечает, что принципиально новых положений в законе нет: он фактически закрепил уже сложившуюся практику. Поэтому у предпринимателей не будет трудностей с адаптацией к изменившимся «правилам игры».

Как оплачивать наемный труд?

В законе отмечается, что работодатели не могут сократить заработную плату сотрудника при переводе последнего на удаленку, если общий объем работы не изменился. Более того, депутаты возложили на предпринимателей обязанность по обеспечению «удаленщиков» рабочим оборудованием. 

Получается, что руководству нужно раздать сотрудникам ПК, ноутбуки, смартфоны, необходимое оборудование и программное обеспечение, а если такой возможности нет – компенсировать затраты на их приобретение. Или же платить за то, что работник будет пользоваться собственной (домашней) техникой. При расчете компенсаций и амортизации можно опираться на срок полезного использования оборудования, приведенный в «Классификации основных средств».

Если работу в удаленном формате невозможно организовать по независящим от работника и работодателя причинам, то оплачивать рабочее время все же придется. Правда, в размере ⅔ от ставки, прописанной в трудовом договоре.

Ограничение рабочего времени

На удаленке сохраняется обычная продолжительность рабочей недели – 40 часов. Заместитель главы фракции «Единая Россия» Андрей Исаев отмечает, что стороны могут согласовать другой формат работы, а также порядок передачи результатов труда, отчетов и иной документации. Все эти моменты нужно прописать в коллективном договоре и локальных нормативных актах. Если утвержденного графика нет, работник может самостоятельно выбрать для себя удобные часы работы.

Теперь общаться по рабочим вопросам следует только в часы, указанные в трудовом договоре. Вне этого времени сотрудник может не принимать звонки, и это не будет поводом для штрафов или иных санкций.

Нарушение «права на офлайн» законодатели трактуют как сверхурочную работу и предупреждают: оплачивать ее придется по повышенной ставке. В первые два часа – в полуторном размере, затем – в двойном. Особенности учета сверхурочной работы определяются локальными нормативными актами.

Можно ли уволить сотрудника на удаленке?

Традиционная трактовка понятия «прогул» в случае с дистанционной работой перестает действовать. В самом деле, если у работника нет постоянного и закрепленного договором рабочего места, то априори считается, что он работает даже на курорте или в кафе. 

Однако, если сотрудник не выходит на связь с руководством в течение двух дней, это считается прогулом и основанием для увольнения. 

«Подводные камни» для предпринимателей

Юрисконсульт платформы «Податьвсуд.РФ» Эльвира Прусакова обращает внимание руководителей на важность содержания трудового договора. Например, нужно четко прописать, когда сотрудник может отвечать на звонки или сообщения от руководства. К примеру, возьмет он трубку в выходной день, и минуты разговора придется оплачивать как сверхурочные. 

Поддерживает коллегу и юрист компании «Ильяшев и партнеры» Максимиллиан Гришин. По его мнению, закон оставляет «лазейки» для злоупотреблений, которыми могут воспользоваться работники для получения преференций. Например, отсылает руководитель задание исполнителю, а тот через 36 часов запрашивает уточняющую информацию, без которой приступить к работе нельзя. По закону вся эта волокита считается рабочим временем, а значит должна оплачиваться. Поэтому все условия сотрудничества нужно обязательно прописывать в договоре, в том числе и время реагирования на звонки или сообщения начальства.

Эксперт адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Анна Иванова развивает тему другим примером: по мнению юриста, сотрудники на удаленке могут на законных основаниях отказаться от вызова в офис, даже если обстоятельства требуют их личного присутствия. Все потому, что в трудовом договоре не прописан комбинированный режим работы. Чтобы избежать подобных ситуаций, руководству стоит предусмотреть в документе основные риски и ситуации.

Впрочем, глава правового департамента Конфедерации труда России Олег Бабич советует с пониманием отнестись к новому закону. По мнению эксперта, в тексте есть несбалансированные моменты, но по основным вопросам депутатам удалось найти компромисс между работниками, руководством и профсоюзами. Бабич уверен, что в ближайшее время закон «обкатают» на практике, после чего внесут коррективы с учетом нюансов и спорных моментов. До этого предпринимателям придется адаптироваться к новым требованиям и пересмотреть действующие трудовые договоры.