Автор: Подкопаев М., редактор журнала
Журнал "Бухгалтер Крыма: учет в сельском хозяйстве" № 1/2020
Законодатели решили ввести для женщин, работающих на селе, облегченный режим работы сельских женщин. Конечно, они нуждаются в подобных социальных гарантиях, хотя трудно сказать, насколько действенной окажется новая норма. Она установлена Федеральным законом от 12.11.2019 № 372-ФЗ, который опубликован на портале www.pravo.gov.ru 15.11.2019 и вступил в силу с 23.11.2019.
Новая старая льгота.
Согласно ст. 91 ТК РФ рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени.
В общем случае нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Хотя для определенных групп работников ТК РФ предусматривает сокращенную продолжительность рабочего времени (ст. 92) или по соглашению сторон может быть установлено неполное рабочее время, в том числе в виде неполной рабочей недели (ст. 93).
До сих пор в ТК РФ ничего не говорилось о сокращенном рабочем времени для сельских работников как об обязательной норме.
При этом исходя из п. 1.3 Постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» в отношении женщин, работающих в сельской местности, с 01.01.1991 была установлена 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами. Указывалось, что заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы, которая на момент принятия документа составляла 41 час.
К сведению:
Согласно ст. 423 ТК РФ до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие ТК РФ законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего СССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку не противоречат ТК РФ.
Это касается и Постановления Верховного Совета РСФСР № 298/3-1. Данный документ также предусматривает для женщин, работающих в сельской местности, следующие льготы:
-
продолжительность ежегодного основного отпуска не менее 28 календарных дней (в настоящее время полностью соответствует минимальной продолжительности ежегодного основного отпуска для всех категорий работников – ст. 115 ТК РФ);
-
один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы;
-
пособие по месту работы матери, отца или опекуна по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет ежемесячно в размере минимальной заработной платы на первого ребенка с увеличением пособия на 50 % на каждого последующего;
-
повышенная на 30 % оплата труда женщин на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более двух часов) (такое разделение рабочего дня производится в соответствии со ст. 105 ТК РФ);
-
беременным женщинам и кормящим матерям бесплатная выдача продуктов питания, производимых хозяйством (нормы выдачи устанавливаются трудовым коллективом).
Таким образом, работодатели и ранее должны были выполнять требование, предусмотренное п. 1.3 Постановления Верховного Совета РСФСР № 293/3-1, оно никогда не отменялось[1].
Отметим, что согласно п. 3 Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 25.01.1991 № 522/1 при повременной оплате труда женщин начисление заработной платы за 36-часовую рабочую неделю, а также доплата за сокращенное рабочее время должны были производиться в соответствии с тарифными ставками или должностными окладами, предусмотренными по данной работе (должности) при нормальной продолжительности рабочего времени, с учетом установленных постоянных надбавок, доплат и премий, не носящих единовременного характера.
При сдельной оплате труда женщин начисление заработной платы за 36-часовую рабочую неделю следовало производить исходя из действующих сдельных расценок, доплат и премий, не носящих единовременного характера, с доплатой за сокращенное рабочее время, исходя из фактического часового среднего заработка последних двух календарных месяцев.
Сдельная заработная плата могла также начисляться по сдельным расценкам, рассчитанным по тарифным ставкам, нормам выработки (производства), пересмотренным с учетом сокращенного рабочего времени.
На непрерывно действующих предприятиях и производствах, а также на предприятиях и производствах, работающих в сменном режиме, где по условиям производства не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, по желанию работницы допускалось по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия введение суммированного учета рабочего времени.
Эти разъяснения касались именно применения п. 1.3 Постановления Верховного Совета РСФСР № 293/3-1.
Необходимость дополнить Трудовой кодекс.
Поскольку данная норма была дополнительной к положениям ТК РФ, многие работодатели о ней «забывали». Законодатели это учли, как и то, что формально она противоречила ст. 91 ТК РФ.
Необходимо также помнить о так называемой регуляторной гильотине, которую сейчас активно применяет Правительство РФ. Благодаря этой процедуре скопом отменяются многие нормативные акты советского периода, часто необоснованно не получающие дублирования в российском законодательстве.
Поэтому Федеральным законом от 12.11.2019 № 372-ФЗ предусмотрено следующее: в ТК РФ введена новая ст. 263.1 под названием «Дополнительные гарантии женщинам, работающим в сельской местности».
Она гласит, что женщины, работающие в сельской местности, имеют право на установление сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе (40 часов).
Отличие новой нормы от советского нормативного документа в том, что теперь она применяется работодателями не автоматически, а в отношении только тех женщин, которые захотят воспользоваться данным предоставленным им правом.
Фактически получается, что с 23.11.2019 работодатель на селе может не предоставлять своим работницам сокращенную продолжительность рабочего времени, если от конкретной работницы нет заявления об этом.
Это выглядит несколько странным шагом (возможно, ошибкой) со стороны законодателей, ведь для категорий работников, перечисленных в ст. 92 ТК РФ установление сокращенной продолжительности рабочего времени является безусловным и не требует от них проявления какого-либо волеизъявления.
И если до 23.11.2019, когда работодатель не установил сокращенную продолжительность рабочего времени для работниц в сельской местности, выполняемая ими работа сверх установленной продолжительности рабочего времени подлежала оплате по правилам, предусмотренным ст. 152 ТК РФ для оплаты сверхурочной работы[2], то теперь основания для применения этой статьи возникают только в ситуации, если за пределами 36-часовой продолжительности рабочего времени трудится женщина, написавшая заявление о предоставлении ей такой сокращенной рабочей недели.
О разделении рабочего дня на части.
В таком же направлении, попав в новую ст. 263.1 ТК РФ, «эволюционировала» и другая льгота, которая до сих пор была предусмотрена п. 1.7 Постановления Верховного Совета РСФСР № 293/3-1. Теперь установлено, что женщины, работающие в сельской местности, имеют право на установление оплаты труда в повышенном размере на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части.
Иными словами, мало того, что и в таком случае для применения льготы необходимо заявление от работницы, хотя ранее эта льгота должна была предоставляться обязательно. Здесь исчезло и указание на то, в каком минимальном размере должно производиться данное повышение. То есть работодатель ничего не нарушит, если вместо 30 %-го повышения ограничится, например, 1 %-м. (Хотя, возможно, автор утрирует.)
Правда, в ст. 2 Федерального закона № 372-ФЗ сказано, что размер повышения оплаты труда, установленный в соответствии с абз. 4 ст. 263.1 ТК РФ (в котором и говорится об установлении оплаты труда в повышенном размере на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части), не может быть снижен по сравнению с размером повышения оплаты труда, установленным на день вступления в силу данного закона. Указанное, видимо, надо понимать так, что тем работницам, которым уже установлено 30 %-е повышение, следует сохранить его (впрочем, не ясно – то ли в процентах к основному заработку, то ли в абсолютном размере, то есть в рублях). А вот новым работницам, чей рабочий день делится на части после 23.11.2019,[3] можно установить и процент поменьше, работодатели могут не сомневаться.
Обратите внимание:
В новой ст. 263.1 НК РФ говорится еще и о том, что женщины, работающие в сельской местности, имеют право на предоставление по их письменному заявлению одного дополнительного выходного дня в месяц без сохранения заработной платы.
Эта норма (она применялась при наличии заявления от работницы) практически без изменения перекочевала из ч. 2 ст. 262 ТК РФ, которая теперь утратила силу.
Проживать или работать в сельской местности?
Новая статья ТК РФ вызывает и другие вопросы. Например, не ясно, имеет ли право на названные льготы женщина, работающая в сельской местности, но проживающая за ее пределами. Хотя при буквальном прочтении, по нашему мнению, такая работница имеет названное право. То есть ключевым следует считать нахождение рабочего места именно в сельской местности, само же предприятие может быть зарегистрировано в городе.
Не разъясняется также, что вообще надлежит относить к сельской местности.
В отношении Постановления Верховного Совета РСФСР № 293/3-1 в Письме Госкомэкономики РСФСР от 12.12.1990 № 19-117 указывалось, что к сельским населенным пунктам относятся все населенные пункты, кроме городов республиканского (РСФСР и АССР), краевого, областного, окружного и районного подчинения, рабочих, курортных и дачных поселков, в соответствии с Положением о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17.08.1982 «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР».
Очевидно, что к ТК РФ это письмо не может применяться, да и административно-территориальное деление теперь существенно другое. Но понятие сельской местности можно найти в Распоряжении Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года». Там указывается, что в целях данного распоряжения сельская местность – это совокупность сельских населенных пунктов.
В свою очередь, согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года[4] сельские населенные пункты – это поселки, села, деревни, станицы, кишлаки, аулы, хутора и другие сельские населенные пункты, отнесенные независимо от количества проживающих в них людей к сельским населенным пунктам административно-территориальным делением, установленным в субъектах РФ.
По нашему мнению, данные определения вполне применимы в целях ст. 263.1 ТК РФ.
Добавим, что в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» есть термин «сельское поселение» – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Работа по всем ли должностям дает право на сокращение рабочего времени?
И еще один вопрос: на все ли должности распространяется ст. 263.1 ТК РФ? Касается ли она, например, административно-управленческого персонала, работающего в сельской местности?
Здесь возможен утвердительный ответ – с опорой на одно из разъяснений в отношении применения Постановления Верховного Совета РСФСР № 293/3-1.
Так, в Письме Минздравсоцразвития России от 05.09.2007 № 2699-17 указывалось, что возможно применение даже в отношении женщин, замещающих должности государственной гражданской службы, п. 1.2 и 1.3 названного постановления, если эти женщины работают в органах государственного управления, расположенных в сельских местностях.[1] См. Определение КС РФ от 03.02.2010 № 149-О-О.
[2] См. п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 28.01.2014 № 1.
[3] При этом теперь никак не регулируется продолжительность перерыва при таком разделении.
[4] Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 30.11.2010 № 2136-р.
А автор точно внимательно читал текст изменений в Трудовой кодекс? Откуда взялась мысль, что для введение сокращенного для требуется заявление работницы? Об этом есть упоминание только в пункте о дополнительном выходном дне. Видимо автор совсем не компетентен в том, о чем пишет.