Автор: Смолева М. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

По итогам 2018 года руководителям государственных и муниципальных автономных учреждений нужно рассчитать соотношение зарплат. Сравнивать требуется среднемесячную зарплату руководства (отдельно – руководителя, его заместителей и главного бухгалтера) со среднемесячной зарплатой остального персонала. Полученные соотношения должны вписаться в границы, установленные органом-учредителем. Несоблюдение этих границ станет основанием для привлечения руководителя АУ к ответственности.

Обязанность соблюдать предельные соотношения зарплат установлена для всех государственных и муниципальных учреждений независимо от их типа и уровня подчинения. Согласно ст. 145 ТК РФ предельный «порог» должен определить орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, – на эту величину и нужно ориентироваться автономным учреждениям.

Среднемесячные зарплаты должны сравниваться в отношении трех должностей – руководителя АУ, его заместителя и главного бухгалтера. Сделать это можно с помощью следующего алгоритма.

Определяем соотношения

В силу ст. 145 ТК РФ величина среднемесячной зарплаты рассчитывается за календарный год (в нашем случае – за 2018-й), при этом учитываются выплаты за счет всех источников финансового обеспечения. Порядок расчета установлен п. 20 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение № 922). Этими правилами должны пользоваться все автономные учреждения.

Виды выплат, связанные с оплатой труда и учитываемые при расчете среднемесячного заработка, поименованы в п. 2 Положения № 922. Сюда относятся:

  • зарплата в денежной и неденежной форме;

  • начисленные в редакциях СМИ и организациях искусства гонорар и авторское (постановочное) вознаграждение;

  • зарплата, начисленная преподавателям профессиональных образовательных организаций за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки за текущий учебный год, независимо от времени начисления;

  • надбавки и доплаты к ставкам, окладам за профессиональное мастерство, классность, стаж работы, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими гостайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ и др.;

  • выплаты, связанные с условиями труда, в том числе обусловленные районным регулированием оплаты труда, занятостью на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями, работой в ночное время, выходные и праздники, сверхурочной работой;

  • вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций;

  • премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда.

Вместе с тем в отношении трех руководящих должностей существуют особенности расчета. Если эти сотрудники совмещают должности (профессии) или исполняют обязанности временно отсутствующей единицы без освобождения от основной работы, в расчетах учитываются суммы, начисленные и по основной, и по совмещаемой должности (профессии), а также за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника. А вот при работе по совместительству в расчет берут только суммы зарплаты, начисленные по основной должности.

Соотношение определяется путем деления среднемесячной зарплаты каждого из руководящих работников на среднемесячную зарплату остального персонала. Таким образом, при расчетах получаются три разных соотношения.

Сверяемся с «порогом», установленным учредителем

Полученные цифры сравниваются с пороговым значением, утвержденным органом-учредителем. Оно может быть утверждено отдельным правовым актом либо внесено в существующее положение о системе оплаты труда работников подведомственных учреждений.

Данный правовой акт органа-учредителя – это «ближайший» документ, на который нужно опираться автономному учреждению. В свою очередь, этот документ вписан в систему актов, базирующуюся на нормах трудового законодательства.

Органы-учредители могут утверждать как единые предельные соотношения, распространяющиеся на все три руководящие должности, так и отдельные «пороги» по каждой из должностей. Для руководителей учреждений обычно устанавливается кратность от 4 до 8.

Впрочем, некоторые учреждения вправе не руководствоваться предельными соотношениями. Как сказано в ст. 145 ТК РФ, Правительство РФ, органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут утвердить перечни организаций, для которых не действуют «пороги». На федеральном уровне такой перечень существует – он определен Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р. На его основании, например, Минобрнауки установило для руководящего состава федеральных БУ и АУ, включенных в названный перечень, предельное соотношение в кратности 11 (Приказ от 20.11.2018 № 64н).

Не забываем об ответственности

За несоблюдение предельных соотношений предусмотрена ответственность. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 278 ТК РФ превышение пороговых значений, утвержденных для заместителя руководителя и главного бухгалтера, включено в число оснований для расторжения трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения. Ответственность за превышение предельного соотношения, установленного для руководителя АУ, несет орган-учредитель.

В целях недопущения подобных нарушений учредители зачастую контролируют соблюдение учреждениями предельных соотношений (принимаемые меры отражаются в издаваемых органами-учредителями правовых актах). Например, это может быть мониторинг зарплат, проводимый по итогам года или несколько раз в год.

Раскрываем сведения о зарплате

Другая обязанность, возложенная на руководящий состав государственных и муниципальных учреждений, – раскрытие информации о своей зарплате. Сведения публикуются на официальном сайте органа-учредителя, а если он примет соответствующее решение – еще и на сайте учреждения (ст. 349.5 ТК РФ).

Размещать информацию о зарплате нужно после того, как рассчитаны (и поданы учредителю) соотношения зарплат. Порядки представления и размещения информации о зарплатах определяются нормативными актами Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления. В этих актах в качестве срока исполнения обязанности, как правило, указывается период март – май. Но бывает, что органы власти предусматривают еще более ранние сроки.

В состав информации о среднемесячной зарплате включается полное наименование учреждения, должность и Ф. И. О. руководящего работника, подающего сведения. Запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или имеющие конфиденциальный характер.

* * *

Размещение в открытом доступе сведений о зарплате руководящих работников должно способствовать созданию прозрачного механизма их оплаты труда, а необходимость соблюдать предельные соотношения зарплат призвана сократить разрыв между заработком руководящего звена учреждений и рядового персонала. Выполнение этих требований трудового законодательства контролируют органы-учредители, а за несоблюдение пороговых значений для руководителей учреждений (да и для самих учредителей) предусмотрена ответственность.