Автор: Панина Д.Ю., эксперт журнала
Журнал "Руководитель бюджетной организации" № 3/2022
В конце прошлого года приняты очередные Рекомендации по системам оплаты труда[1] на 2022 год. Рекомендации учитываются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финобеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных НПА по оплате труда работников указанных учреждений.
Рассмотрим, чем новые рекомендации отличаются от ранее действовавших.
Формирование систем оплаты труда
В разделе, посвященном принципам формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда, сделаны дополнения, касающиеся конкретизации обеспечения повышения уровня реального содержания зарплаты работников государственных и муниципальных учреждений, – это один из принципов, по которым формируется система оплаты труда.
Итак, для обеспечения указанного уровня в том числе:
-
следует не допускать снижения уровня зарплаты работников, достигнутого в 2021 году;
-
выплаты компенсационного и стимулирующего характера должны производиться в пределах средств фонда оплаты труда учреждений. При индексации должностных окладов (тарифных ставок) указанные выплаты (ежемесячные надбавки), установленные работнику до индексации в процентном соотношении от должностного оклада (тарифных ставок), нельзя уменьшать в абсолютном размере (пп. «е» п. 4 Рекомендаций по системам оплаты труда[2]).
Еще одна корректировка связана с установлением окладов (должностных окладов), ставок зарплаты работников (пп. «ж» п. 4) Обратите внимание: в 2022 году они формируются в зависимости от сложности выполняемых работ с учетом их дифференциации по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, а также требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений[3], в том числе применения коэффициентов дифференциации в рамках соответствующих пилотных проектов. В Рекомендациях-2021[4] о сложности выполняемых работ не упоминалось, о коэффициентах пилотных проектов тоже.
При формировании систем оплаты в 2022 году, как и в предыдущем периоде, требуется учитывать минимальный размер оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона[5] и правовых позиций КС РФ[6]. Данное требование применяется при установлении минимальных окладов (должностных окладов), ставок зарплаты работников за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (год) за ставку заработной платы за календарный месяц).
Правовые позиции КС РФ необходимо иметь в виду и при обеспечении права работника на своевременную и в полном размере выплату ему справедливой заработной платы не ниже МРОТ (пп. «з» п. 4).
Перечень норм и условий оплаты труда
В разделе «Перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ» изменения не очень существенные. Обратим внимание на то, что при составлении трудового договора с работником (дополнительного соглашения к трудовому договору) следует учитывать требования к системам оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, в том числе применение коэффициентов дифференциации в рамках соответствующих пилотных проектов (пп. «в» п. 5).
Системы оплаты труда работников учреждений
В разделах, посвященных системам оплаты труда работников федеральных, государственных и муниципальных учреждений, главные изменения касаются учета требований применения коэффициентов дифференциации в рамках соответствующих пилотных проектов. Это необходимо учитывать при установлении окладов (должностных окладов), ставок заработной платы (пп. «е» п. 7, п. 11), при формировании фонда оплаты труда (пп. «и» п. 7).
Системы оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров существенных изменений не претерпели.
При формировании системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений стоит обратить внимание на корректировку пп. «е» п. 32 Рекомендаций по системам оплаты труда. При введении новых систем оплаты и их изменении (совершенствовании) сумма выплат работнику: по должностному окладу, доплат и надбавок, установленных в процентном отношении к должностному окладу, фиксированных ежемесячных выплат, установленных в абсолютном размере, не может быть в абсолютном выражении меньше суммы аналогичных выплат в действующих системах оплаты труда при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей и выполнения работ той же квалификации. Иными словами, если система оплаты труда меняется, но объем работы и трудовые обязанности – нет, то сумма выплат работнику не может быть уменьшена.
Оплата труда работников сферы образования
В разделе «Особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования» появился целый перечень документов, которые необходимо учитывать, чтобы обеспечить прозрачность порядка, условий и критериев установления выплат компенсационного и (или) стимулирующего характера. К Методическим рекомендациям по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций[7] добавились:
-
Рекомендации по организации работы классных руководителей[8] ;
-
Разъяснения по классному руководству[9];
-
Разъяснения по классному руководству в группах профобразования[10];
-
Отраслевое соглашение Минпросвещения[11] (положения, рекомендованные к использованию при заключении региональных и территориальных отраслевых соглашений и коллективных договоров);
-
Отраслевое соглашение Минобрнауки[12] (положения, рекомендованные к использованию при заключении региональных отраслевых соглашений, к использованию в деятельности образовательными организациями высшего образования, не находящимися в ведении Минобрнауки, в том числе при заключении коллективных договоров);
-
Положение об оплате труда работников федеральных учреждений[13] (применяется при разработке Положения об оплате труда образовательной организацией высшего образования и для установления размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп организации; ставки не могут быть ниже размеров минимальных окладов (должностных окладов), предусмотренных Положением об оплате труда работников федеральных учреждений по соответствующим квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп).
Пункт 36 Рекомендаций по системам оплаты труда достаточно объемный. Следует обратить внимание на еще одно новшество.
Определение размеров стимулирующих выплат педагогам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, а также компенсационных выплат, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с общественно опасным поведением и по другим основаниям, следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки. Ранее определение размера стимулирующих и компенсационных выплат было более сложным.
В разделе появилось дополнение, согласно которому на 2021–2023 годы целесообразно устанавливать ЛНА организации по должностям, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, верхний предел учебной нагрузки по должности доцента не более 850 часов в год, по должности профессора – не более 800 часов.
При расчете норм времени педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, 1 академический час учебной нагрузки принимается за 1 астрономический час рабочего времени.
При применении п. 6.3 приложения 2 к Приказу № 1601[14], в соответствии с которым формируется учебная нагрузка педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, контактная работа обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности с 01.09.2022 определяется в соответствии с п. 25–28 Порядка деятельности вузов[15]. При этом нормы времени по видам учебной деятельности, включаемым в учебную нагрузку профессорско-преподавательского состава, по-прежнему организация определяет самостоятельно и утверждает своим локальным нормативным актом.
Оплата труда работников учреждений здравоохранения
Раздел «Особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» содержит ряд значимых нововведений.
Согласно новому пп. «б» п. 37 при установлении порядка формирования размеров должностных окладов (окладов) работников следует предусматривать единые размеры окладов в однотипных учреждениях по одинаковым должностям (профессиям).
В подпункте «в» п. 37 появилось важное дополнение: теперь доля выплат по окладам в структуре зарплаты не ниже 55% будет исчисляться без учета компенсации за работу в особых климатических условиях.
Нововведением является и то, что порядок повышения уровня оплаты труда младшего и прочего персонала, не участвующего в реализации базовой программы ОМС, будут определять органы исполнительной власти субъекта РФ (пп. «м» п. 37).
Органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения – участников пилотного проекта следует учесть нормы п. 37.1 Рекомендаций по системам оплаты труда. В целях утверждения требований к системам оплаты труда медицинских работников необходимо:
а) утвердить НПА субъектов РФ, ЛНА учреждений здравоохранения, направленных на формирование систем оплаты труда в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ об утверждении размера расчетной величины, групп должностей медработников учреждений для установления должностных окладов, региональных коэффициентов, коэффициентов сложности труда, единых перечней компенсационных и стимулирующих выплат, размеров и условий осуществления указанных выплат;
б) при введении новых систем оплаты труда медработников обеспечить гарантию, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 847, в части неснижения уровня оплаты их труда.
Оплата труда работников учреждений физической культуры и спорта
В разделе «Особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта» рассмотрим только одно существенное дополнение – стимулирующие выплаты к ставке заработной платы, окладу (должностному окладу) в размере 15% рекомендовано устанавливать не только в государственных и муниципальных учреждениях физкультуры и спорта, имеющих право использовать в своих наименованиях слово «олимпийский», но и в имеющих право использовать слова «паралимпийский», «сурдлимпийский» или образованные на их основе слова и словосочетания (п. 39).
Оплата труда работников учреждений ветеринарии
На особенности формирования систем оплаты труда работников государственных учреждений ветеринарии повлияло принятие Отраслевого соглашения по агропромышленному комплексу[16], которое устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в агропромышленном комплексе и совместные действия сторон по их реализации.
Именно в рамках реализации данного соглашения следует повышать оплату труда работников госучреждений ветеринарии за счет всех источников финансирования для поэтапного достижения уровня оплаты труда не ниже размера среднемесячной заработной платы по субъекту РФ (пп. «е» п. 40), а также производить выплату процентной надбавки к заработной плате молодежи (ранее было – лицам в возрасте до 30 лет) в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее 5 лет (пп. «н» п. 40).
Отметим также, что, как следует из пп. «л» п. 40 Рекомендаций по системам оплаты труда, надо установить стимулирующую надбавку за стаж непрерывной работы (выслугу лет) в госучреждениях ветеринарии в процентах к должностному окладу: 5% при выслуге от 1 до 3 лет. Ранее данного условия не было, проценты по выслуге начислялись от 3 лет (10%).
* * *
Мы рассмотрели наиболее существенные дополнения в Рекомендациях по системам оплаты труда. Разделы «Общие положения», «Системы оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров», «Формирование фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях», «Особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в сфере культуры» остались без существенных изменений.
[1] Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год, утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2021, протокол № 11.
[2] Далее в скобках – ссылки на Рекомендации по системам оплаты труда.
[3] Утверждаются Правительством РФ.
[4] Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год, утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020, протокол № 13.
[5] Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
[6] Изложены в постановлениях КС РФ от 07.12.2017 № 38-П, от 28.06.2018 № 26-П, от 11.04.2019 № 17-П, от 16.12.2019 № 40-П.
[7] Письмо Минобрнауки России от 29.12.2017 № ВП-1992/02.
[8] Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, утв. Письмом Минпросвещения России от 12.05.2020 № ВБ-1011/08.
[9] Разъяснения по применению законодательства РФ при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций, содержащиеся в письмах Минпросвещения России от 28.05.2020 № ВБ-1159/08, от 07.09.2020 № ВБ-1700/08.
[10] Разъяснения об организации классного руководства (кураторства) в группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения, содержатся в Письме Минпросвещения России от 30.08.2021 № АБ-1389/05.
[11] Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения РФ, на 2021–2023 годы от 29.12.2020.
[12] Отраслевое соглашение по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Минобрнауки, на 2021–2023 годы от 11.06.2021.
[13] Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Минобрнауки, по виду экономической деятельности «Образование», утв. Приказом Минобрнауки России от 01.02.2021 № 71.
[14] Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
[15] Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.04.2021 № 245.
[16] Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2021–2023 годы утв. Союзом работодателей «Общероссийское агропромышленное объединение работодателей «Агропромышленный союз России», Общероссийской общественной организацией «Профессиональный союз работников агропромышленного комплекса РФ», Министерством сельского хозяйства РФ, Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору 14.09.2021.