Источник: ADE Professional Solutions

В течение нескольких последних лет компании активно разрабатывают учетные политики по Международным стандартам финансовой отчетности в связи с вступлением в силу МСФО (IFRS) 16 «Аренда» с 1 января 2019 года.

Новый МСФО существенно изменил подход к определению и учету аренды и вызвал сложности при внедрении, особенно в таких отраслях как розничная и оптовая торговля, здравоохранение, индустрия развлечений и телекоммуникации.

Практически в каждой отрасли компании так или иначе выступают арендаторами, начиная от аренды административного офиса и заканчивая арендой производственных комплексов, поэтому МСФО (IFRS) 16 затронул почти всех.

Также в 2018 году в рамках политики по сближению российских и международных стандартов финансовой отчетности был утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», который перенял основные принципы МСФО (IFRS) 16. Федеральный стандарт обязателен к применению, начиная с бухгалтерской отчетности за 2022 год. ФСБУ 25/2018 можно применить и досрочно, начиная с 2019 года.

Так чем же отличается ФСБУ от МСФО в подходах по учету аренды? Насколько опыт внедрения МСФО (IFRS) 16 может помочь в преодолении трудностей при разработке учетной политики для российского бухгалтерского учета?

Мы провели сравнительный анализ МСФО (IFRS) 16 и ФСБУ 25/2018 с целью выявления ключевых различий между двумя документами. Результаты показали, что по сути ФСБУ 25/2018 не противоречит положениям МСФО (IFRS) 16, но менее детализирован по ряду вопросов.

Все ключевые понятия, такие как: определение наличия аренды, состава арендных платежей, расчет обязательства по аренде, актива в форме права пользования и их последующий учет в ФСБУ и МСФО совпадают.

Однако есть несколько «болевых точек», которые несмотря на то, что были более-менее детально описаны в МСФО (IFRS) 16, вызвали серьезные сложности при практическом применении. В ФСБУ они описаны менее подробно, и мы предполагаем, что они также вызовут вопросы при внедрении.

Компоненты договора аренды.

На практике часто встречаются ситуации, когда договор аренды подразумевает оказание нескольких типов услуг на различных условиях, что затрудняет рассмотрение договора как единого целого и построение на его основе графика платежей. Мы встречались на практике с ситуацией, когда торговый центр в роли арендодателя может предоставлять в аренду помещение магазина (оплачивается в долларах США по фиксированной ставке), оказывать маркетинговые услуги (оплачиваются в российских рублях по фиксированной ставке) и выставлять счет за пользование коммунальными расходами (оплачивается в российских рублях в зависимости от объема потребленных услуг).

МСФО (IFRS) 16 дает определение компонентов договора аренды и критерии для их определения. ФСБУ 25/2018 не предлагает выделять компоненты договора.

На примере с торговым центром, внедрение ФСБУ без использования методологии, предлагаемой в рамках МСФО (IFRS) 16, будет затруднительно.

Определение срока аренды.

МСФО (IFRS) 16 приводит подробные критерии определения срока аренды и всех факторов, способных повлиять на этот параметр, в частности: учет опционов на продление, прекращение и пересмотр договора аренды. ФСБУ 25/2018 также предлагает учесть возможности сторон изменять сроки договора, но не конкретизирует варианты и их дальнейший учет. Таким образом, компания должна сама разработать методологию определения срока аренды. Поэтому логично будет основываться на критериях и подходах, предлагаемых МСФО (IFRS) 16.

Переоценка и модификация.

В МСФО (IFRS) 16 дано руководство по учету изменений, вносимых в договор аренды, и делит все изменения на переоценку и модификацию. Детально прописаны корректировки, которые должны быть внесены в учете в каждой отдельной ситуации. ФСБУ 25/2018 не проводит аналогичного деления на модификацию и переоценку, что также затрудняет порядок учета аренды в случае изменении ее условий.

Мы привели неисчерпывающий список вопросов, выявленных при проведении сравнительного анализа двух стандартов. Дополнительно можно отметить некоторые несущественные отличия в списках исключений, составе арендных платежей и раскрытии информации.

Несмотря на ряд особенностей, можно сделать вывод, что ФСБУ 25/2018 основывается на МСФО (IFRS) 16.

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» разрешает использовать Международные стандарты при разработке учетной политики по российском учету в случае, если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета ФСБУ правила не установлены.

Поэтому наиболее эффективным путем внедрения ФСБУ 25/2018 будет использование опыта, накопленного при применении МСФО (IFRS) 16.