Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит.
|
Дебиторская задолженность – один из обязательных элементов функционирования любой торговой компании. Каждая продажа, осуществляемая предприятием в кредит, является условием для возникновения дебиторки.
Практика показывает, что далеко не в каждой организации, осуществляющей коммерческую деятельность в современных рыночных условиях, эффективно и грамотно организовано управление дебиторской задолженностью. Причин тому множество, от нехватки квалифицированных кадров до непонимания важности управленческой функции в аспекте работы с дебиторкой.
Большинство бизнес-субъектов сталкиваются с типичными проблемами управления дебиторской задолженностью. Среди них в качестве основных и наиболее распространенных можно выделить:
Шаткость системы коммерческого кредитования как таковой, отсутствие дифференцировки клиентов по ценности для компании. А ведь именно по этому принципу должны предоставляться коммерческие кредиты с учетом лимита, длительности отсрочки, с применением системы надбавок и скидок.
Отсутствие оценки кредитоспособности клиентов.
Белые пятна в финансовой отчетности. Часто приходится сталкиваться с отсутствием в отчетах корректных данных о сроках погашения задолженности. Учетные ошибки исключают возможность оперативного отслеживания сумм и длительности просрочки.
Нечеткая аналитика. Нередко анализируются данные о дебиторке в целом по бизнес-структуре, по направлению, группе клиентов, а не по каждому должнику отдельно. Соответственно, руководитель получает размытую информацию об общей массе просроченных долгов (без конкретики).
Отсутствие регламента в работе с просрочкой.
Действующая на предприятии система мотивации не имеет стимулирующего значения в аспекте контроля и сбора дебиторки.
Эффективное взаимодействие с дебиторами невозможно без грамотной кредитной политики. Если таковая в организации отсутствует, рациональным решением будет ее скорейшее создание и интеграция в действующую управленческую политику.
Задачей кредитной политики является регулирование предоставления товарных кредитов клиентам предприятия. Она позволяет определить, кому выдавать кредит (обязательно учитывается платежеспособность клиента), в каком объеме и на какой срок. Кроме того, кредитная политика определяет действия кредитора при невозврате дебиторской задолженности.
Безусловно, от возникновения невозвратной, или так называемой безнадежной, дебиторки не застрахован ни один кредитор. Но минимизировать риски может и должен каждый, кто стремится уменьшить свои финансовые потери и увеличить прибыль.
На минимизацию рисков возникновения невозвратной задолженности, а также на повышение эффективности управления этой задолженностью по клиентам отдельно, по группам клиентов, по предприятию в целом работают:
обязательная оценка кредитоспособности клиентов;
предоставление товарных кредитов исключительно в рамках кредитной политики;
автоматизация учета дебиторской задолженности;
регулярный мониторинг дебиторки;
принятие мер по сбору просроченных долгов в рамках действующего законодательства (от прекращения поставок и переговоров до претензий и судебных разбирательств);
создание системы мотивации, стимулирующей эффективную работу ответственных специалистов с дебиторской задолженностью.