3 вопроса о бизнес-анализе

Планирование – основа любого бизнеса. В качестве базовых могут использоваться индивидуальные плановые показатели или среднеотраслевые. Понять, соответствуют ли промежуточные, итоговые показатели деятельности за отчетный период этим показателям, позволяет бизнес-анализ. Его результаты учитываются при принятии управленческих решений.

Бизнес-анализ позволяет выявлять белые пятна при ведении и/или учете финансово-хозяйственной деятельности. Он также решает задачу поиска резервов для устранения ошибок, реализации новых проектов. Кроме того, своевременная аналитика способствует эффективному планированию финрезультата. Анализируется, как правило, несколько показателей сразу. Стандартный перечень включает инвестиции, маркетинг, маржу, финансы, ресурсы и персонал.

Как работает бизнес-анализ?

Аналитику в действии проще всего рассматривать на примерах. Возьмем компанию, вынужденно приостановившую деятельность на 3 месяца и, естественно, понесшую убытки. Чтобы, вернувшись к работе, не понести новых, организации придется определиться с тем, какое количество персонала можно и нужно сократить.

Бизнес-анализ включает такой показатель, как HCVA. По добавленной стоимости человеческого капитала определяется реальное влияние сотрудников на прибыль компании. Для расчета HCVA необходимы следующие показатели:

Формула HCVA: (Доходы–(Расходы-Расходы на оплату труда))/Количество работников. При расчете по данным из примера добавленная стоимость равна 8289 рублей.

Рассчитывается два показателя: докризисный и фактический. Примем к сведению уменьшение доходов на 35%, сокращение расходов на оплату труда до 2,6 млн. рублей, общих расходов до 6,72 млн. рублей. При сохранении той же численности персонала добавленная стоимость падает в 1,7 раза и составляет 4842 руб. Для восстановления докризисного показателя HCVA компании предстоит оставить в штате 44 человека.

Что будет без бизнес-анализа и при желании сохранить численность персонала? Компания понесет убытки.

Как проводится бизнес-анализ?

Топовым методом аналитики является SWOT. Он определяет сильные, слабые стороны, возможности и риски (угрозы).

Также популярна «Бостонская матрица», предусматривающая разделение товаров на группы с учетом темпов продаж и темпов роста доли рынка. Этот метод любят маркетологи. «Бостонская матрица» определяет группы товаров, требующие больших вложений ради получения прибыли в будущем, и группы товаров, которые нужно снимать с производства.

Для анализа производственных расходов подходит метод АВС. Он ориентирован на оценку ресурсов, от использования которых предприятие поучает максимальный (80%), средний (15%) и минимальный (5% и ниже) доход.

Что в результате?

Показанием к бизнес-анализу необязательно является реальное падение продаж, прибыли. Работа на опережение – рациональный шаг. Комплексный анализ выявляет факторы увеличения прибыли и роста темпов продаж, причины снижения показателей эффективности. Также он позволяет прогнозировать получение прибыли при изменении указанных выше показателей.

По данным анализа руководство компании оценивает ее финансовую устойчивость, платежеспособность, эффективность использования ресурсов, обоснованность расходов на маркетинг, рекламу, целесообразность реализации инвестпроектов.