Автор: Василий Кошелев, президент АКГ "Созидание и Развитие"

Опубликовано на сайте журнала "Финансовый директор"

После введения санкций против России и ее ответных ограничений все острее звучал вопрос о том, а остались ли у нас еще в мире экономические партнеры. Предлагаем взглянуть на "бизнес-карту", которая поможет разобраться, в каком направлении двигаться.

Разворот на Глобальный Юг

Россия налаживает экономические связи со всеми развивающимися странами, так называемым "Глобальным Югом" (ГЮ) - это все страны вне Европы или Северной Америки. В него также не входят Япония, Австралия, Новая Зеландия и Израиль, которые давно стали частью "первого мира", азиатские страны СНГ, кандидат на вступление в ЕС Турция и островные офшоры, внешнеэкономические и инвестиционные операции которых носят "виртуальный" характер.

Инвестиции

По данным ЦБ РФ, сальдо прямых инвестиций резидентов России в страны ГЮ в 2013 году составило около 300 млн долларов, а в 2014 году – более 350 млн. Конечно, это капля в море, если учесть, что общее положительное сальдо за указанные годы - 86,5 и 56,4 млрд долларов. А вот положительное сальдо прямых инвестиций стран ГЮ в Россию в 2013 году было около 0,65 млрд долларов, а в 2014 году – уже около 1,5 млрд, что особенно актуально на фоне сокращения инвестиций западных стран (общее положительное сальдо прямых инвестиций в Россию сократилось с 69,2 млрд долларов в 2013 г. до 22,9 млрд в 2014 г.). Ярко этот процесс проявился в 1-ом полугодии 2015 года: положительное сальдо прямых инвестиций ГЮ составило около 0,5 млрд долларов при общем сальдо в 4,3 млрд. К интересным странам ГЮ со значительным нереализованным инвестиционным потенциалом можно отнести Эфиопию с ежегодным ростом ВВП около 10 процентов, Лаос, Танзанию, Восточный Тимор и Папуа-Новую Гвинею, где рост ВВП составляет 6-8 процентов.

Торговля

Хотя экспорт России в страны ГЮ за два года и снизился на 16 процентов, а импорт оттуда – на 33 процента, эти цифры не выглядят удручающими на фоне обвала торговли с ЕС: за тот же период экспорт из России упал на 39 процентов, а импорт из ЕС – на 47 процентов. А значит, доля ГЮ в российском товарообороте за последние два года выросла: в экспорте – до 21 процента (было 17%), в импорте – до 33 процентов (было 29%). За последние годы вырос экспорт в Египет (+46%), Мексику (+26%), Чили (+23%), Вьетнам (+19%), Перу (+6%), ЮАР (+3%), а экспорт в Бразилию остался на том же уровне.

Львиная доля российского экспорта – это продукция ТЭК. Отчетливо это проявляется на примере крупнейших торговых партнеров России на ГЮ: Китай (39% российского экспорта в регион, из них продукция ТЭК около 70%) и Южную Корею (19% экспорта, из них продукция ТЭК свыше 70%). Но на ГЮ, в отличие от ЕС, популярностью пользуются также российские машины и нефтегазовое и электрооборудование, удобрения, суда разного назначения, древесина, зерно, черная и цветная металлургия.

Выход российского бизнеса

Работа в развивающихся странах сопряжена с такими проблемами, как особенности менталитета, несовершенство институциональной среды, слабая защита инвестиций, высокий уровень коррупции. В принципе, российский бизнес сталкивается с ними и на родине, за исключением особенностей менталитета. Кроме того, в ряде стран контрольный пакет либо определенную долю бизнеса должны получать местные граждане, причем в некоторых из них – принадлежащие к определенной этнической или расовой группе. А доля "откатов" в контрактах может достигать 80 процентов. Другими словами, не все эти страны одинаково привлекательны для инвестиций и развития бизнеса: во многих из них риски перевешивают экономические выгоды. К примеру, у нашей компании был негативный опыт сопровождения клиентских инвестиций в Алжире – сделка сорвалась из-за несовершенства законодательства страны в части распределения прибыли и защиты иностранных инвестиций. В то же время другие наши клиенты успешно развивают производственный бизнес в Китае и Бангладеше, а также рассматривают выход в Камбоджу и Мьянму. Кстати, на Мьянму рекомендую обратить внимание. Страна с 55-миллионным населением до недавнего времени была закрыта для бизнеса из-за жесткой диктатуры, правившей в стране, и западных санкций. Этот член АСЕАН обладает емким внутренним рынком, большими запасами полезных ископаемых, в том числе нефти и газа, дешевой рабочей силой и рекреационными ресурсами, причем в условиях практически отсутствующей современной инфраструктуры. Пару лет назад санкции начали ослабевать, а страна уже была наводнена китайскими бизнесменами. Прошедшие в ноябре 2015 года свободные выборы должны положить конец отчужденности Мьянмы и Запада и еще более повысить ее инвестиционную привлекательность, к тому же ежегодно ее ВВП растет на 9 процентов. Также заслуживает внимания Малайзия - еще один член АСЕАН с развитой экономикой, инфраструктурой и институциональной средой, высокими темпами роста ВВП (около 6% в 2014 году). Еще приведу яркий пример выхода российских компаний на рынок развивающихся стран. Холдинг VimpelCom был одним из крупнейших операторов сотовой связи во многих из них, в том числе самых бедных: ему принадлежали операторы в Камбодже, Лаосе, ЦАР, Бурунди, Намибии и Зимбабве. Правда, многие из этих активов уже проданы в рамках стратегии ухода с неключевых для холдинга рынков. В тоже время дочерняя компания холдинга Global Telecom Holding продолжает активную деятельность в Пакистане, Бангладеш и Алжире, где имеет около 89 млн. абонентов сотовой связи и занимает около 1/3 рынка этих стран.

Девальвация рубля – не помеха

За последний год не только рубль сильно обесценился, но и многие валюты развивающихся стран. К примеру, бразильский реал потерял в цене по отношению к доллару более 50 процентов, малазийский ринггит и танзанийский шиллинг – 30 процентов, южноафриканский ранд – 25 процентов, перуанский соль и уругвайское песо – по 20 процентов. Переход к контрактам в национальных валютах мог бы нивелировать валютные колебания. О таком переходе говорили еще до масштабной девальвации рубля в конце 2014 года, но пока он практикуется только в торговле с Китаем – большинство контрактов между нашими странами номинируется в юанях.

Торговые союзы

В мире развиваются две противоречащие тенденции: с одной стороны – глобализация, платформой для которой выступает ВТО, с другой - регионализация, которая опирается на многочисленные торговые объединения разного уровня. За основу они тоже берут принципы ВТО, но усиливают совместное регулирование, что задействует механизмы защиты инвестиций и решения споров внутри объединения. Региональные связи в итоге крепнут, но возникают и барьеры для международной торговли: преференции для членов объединения снижают конкурентоспособность товаров из третьих стран. ВТО позволяет региональным блокам не замкнуться в себе и способствует снижению тарифных барьеров по всему миру, вне зависимости от членства страны в той или иной региональной зоне свободной торговли (ЗСТ).

Новые ЗСТ с Россией

В мае Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в который входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения, подписал первое соглашение о ЗСТ с Вьетнамом (2% российского товарооборота с ГЮ). По плану, за несколько лет его действия товарооборот вырастет в два раза – до 8-10 млрд долларов. После вступления соглашения в силу Вьетнам обнулит ввозные пошлины на 59 процентов номенклатуры, до 2025 года - еще на 30 процентов товаров. Пошлины сохранятся лишь на 12 процентов товаров, но они не имеют особого экспортного интереса для России. Совместные исследовательские группы готовят почву для начала переговоров о ЗСТ с Индией (5% товарооборота России с ГЮ), Ираном (1%) и Египтом (2%). В октябре стартовали переговоры о ЗСТ с Израилем. Интерес к ЗСТ с ЕАЭС проявляют Таиланд, Монголия, Индонезия, Эквадор, Перу, Чили, Зимбабве, Пакистан и др. Глобальный Юг свободен от политических предубеждений, из-за которых была заморожена предварительная работа по соглашению о ЗСТ с Новой Зеландией и ЕАСТ (Европейской ассоциацией свободной торговли), объединяющей Исландию, Норвегию, Швейцарию и Лихтенштейн.

И вашим, и нашим.

США в свою очередь тоже активно двигаются в АТР. Так, 5 октября 12 стран региона, в том числе – США, Япония, Канада, Мексика и Австралия, подписали соглашение о создании Транстихоокеанского Партнерства (TTП). Переговоры по нему шли более семи лет. ТТП вступит в силу после ратификации всеми участниками, что ожидается в течение двух лет. Как и другие соглашения о ЗСТ, это партнерство предусматривает обнуление пошлин и содержит положения о защите инвестиций, интеллектуальной собственности, прозрачности конкуренции, госзакупок, фитосанитарного контроля и техрегламентов, а также механизм разрешения споров, что характерно уже для более высокой степени экономической интеграции, чем ЗСТ. Интерес к вступлению в ТТП проявляют Южная Корея, Колумбия, Филиппины, Таиланд, Тайвань, Индонезия и Лаос. Вполне реально, что многие страны ГЮ будут участвовать и в ТТП с США, и в ЗСТ с Россией. Пример тому - Вьетнам. A две страны-участницы ТПП, Чили и Перу, заявляли о желании создать ЗСТ с ЕАЭС и подписали Меморандумы о взаимопонимании в апреле и октябре. Впрочем, не стоит политизировать создание ЗСТ, они носят прежде всего экономический характер. Даже такой надежный союзник России как Никарагуа, которая одной из немногих признала независимость Абхазии и Южной Осетии, с 2006 года состоит в ЗСТ с США, а Израиль, который ближе всех приблизился к подписанию соглашения о ЗСТ с ЕАЭС, имеет подобное соглашение с США с 1985 года. При надлежащем контроле за маркировкой товара вполне возможно участие стран сразу в нескольких ЗСТ. Тогда товары из стран, входящих в одну ЗСТ, не будут беспошлинно попадать в страны из другой ЗСТ. В частности, соглашение между ЕАЭС и Вьетнамом достаточно четко регулирует критерии определения страны-происхождения товара, а также санкции за их нарушения.

Останется ли Россия за бортом ТТП

Неофициальное приглашение в ТТП России и Китая, сделанное Госсекретарем США Керри, вряд ли можно рассматривать всерьез. К тому же этот союз пока невыгоден ни России, ни Китаю: первой – как стране с заведомо более проигрышной торговой позицией, второй – как имеющей достаточно жесткое внутреннее регулирование экономики. Но и опасения, что Россия останется за бортом ТТП, преувеличены. В соглашениях о ЗСТ между странами, имеющими разный экономический вес, преимущества всегда на стороне более сильных экономик, в данном случае – США и Японии. Поэтому обычно вводится переходный период для снятия торговых барьеров менее развитыми странами, а более развитые страны их снимают на начальной стадии ЗСТ. Россия с преимущественно сырьевой структурой экспорта вряд ли сможет конкурировать с производителями продукции машиностроения из Японии или сельхозпроизводителями из США. Однако преференций у российского бизнеса не будет, когда ТТП заработает. Конкуренция на рынках стран ГЮ, присоединившихся к партнерству, может усилиться, что ухудшит позиции ряда товаров российского экспорта. Но не обязательно. К примеру, за последние два года значительно вырос экспорт из России, не относящегося к продукции ТЭК, в Мексику, Перу и Чили, которые входят в ЗСТ с США. На страны ТТП приходится 9 процентов всего российского экспорта и 14 процентов импорта (на страны ГЮ, которые участвуют в соглашении, приходится по 8% экспорта и импорта в регион).

Три осенних саммита

Россия в ноябре приняла участие сразу в трех международных саммитах: глав стран G20, лидеров АТЭС и глав стран Восточной Азии (в рамках АСЕАН). Атака террористов в Париже серьезно изменила повестку дня встреч, перенеся акцент на обеспечение безопасности, особенно это было заметно на саммите G20, прошедшем 15-16 ноября в Анталье (Турция), на котором присутствовал Владимир Путин. На двух других саммитах российскую делегацию возглавлял Дмитрий Медведев, и на них превалировала экономическая повестка.

Итогом саммита глав АТЭС, который прошел 18-19 ноября в Маниле (Филиппины), стала Манильская декларация. В ней подчеркивается стремление стран региона к воплощению в жизнь к 2020 году "Богорских целей": создание пространства свободной торговли и инвестиций, которое должно перерасти в FTAAP (Free Trade Area of the Asia-Pacific). А приближает эту амбициозную цель завершение переговоров о ТТП. В то же время Дмитрий Медведев, явно намекая на ТТП, заявил, что преференциальные торговые соглашения не должны подменять собой многостороннюю торговую систему и создавать новые барьеры. Универсальной площадкой для выработки правил мировой торговли должна оставаться ВТО. Приоритетные направления сотрудничества России со странами АТЭС - поставки российских природных ресурсов и зерна, инвестиции в программу ускоренного развития Сибири и Дальнего Востока и создание двусторонних инвестфондов.

Прошедший 21-22 ноября в Куала-Лумпуре (Малайзия) саммит глав стран Восточной Азии был посвящен сугубо региональной проблематике. Главным решением стало подписание соглашения о создании Экономического сообщества АСЕАН, которое заработает с 31 декабря 2015 года и фактически завершит интеграцию экономик Юго-Восточной Азии. В рамках саммита Дмитрий Медведев провел встречи с лидерами Вьетнама, Лаоса, Малайзии, Сингапура и Мьянмы, а после посетил Камбоджу.

Таким образом, углубление связей России с Глобальным Югом за последние два года налицо. Пока сложно говорить, этот тренд долгосрочный или конъюнктурный, связанный с "закрытием" западных рынков, – ведь при росте доли ГЮ в российском товарообороте физический объем торговли падает. Но то что, это направление очень перспективное, очевидно. Особенно в свете высокого интереса стран ГЮ к созданию зон свободной торговли с Россией, что должно в будущем положительно сказаться на динамике российского экспорта.