Инна Николаевка Овсянникова, руководитель ООО “КЛАСС-ФИНАНС

“Ничто не бывает постоянно одинаково хорошим, потому что и хорошее, делаясь чересчур уж полнокровным, умрёт от своего же переизбытка”. Это придумали не мы — так высказался гениальный Вильям Шекспир, причём ещё в шестнадцатом столетии. Однако с этим сложно не согласиться, так как пресыщенность, худшим проявлением которой является пресыщение самой жизнью, явление, делающее развитие и движение вперед невозможными в принципе.

Как это ни покажется парадоксальным на первый взгляд, но в отношении бизнес-финансов проблема пресыщенности тоже имеет место. Причём формулируется она вполне однозначно: компании, располагающие финансовыми ресурсами в избытке, не демонстрируют такой эффективности и успешности. В отличие от фирм, работающих в условиях лимита денежных средств. Подчеркнём, именно лимита, в крайнем случае — лёгкого дефицита, но отнюдь не финансового голода.

Кто виноват…

Есть множество причин, создающих дефицит денежных средств у предприятия. При этом они могут быть как со знаком минус, так и иметь вполне нейтральный, естественный окрас. Пример нейтральной причины — жизненный цикл предприятия.

Учёные-экономисты приблизительно в середине прошлого столетия подметили, что развитие бизнеса имеет сходство с человеческой жизнью. Как и люди, компании рождаются, становятся на ноги и постепенно взрослеют. Затем наступает довольно продолжительный этап зрелости, постепенно сменяющийся старостью и закатом. Приблизительно так выглядит концепция жизненного цикла бизнеса.

Так вот, проблема дефицита денежных средств у предприятия в значительной степени сфокусирована на стадии развития, которую то переживает. И возникновение недостатка финансов в какой-то момент не просто неизбежное, а НОРМАЛЬНОЕ, и даже НЕОБХОДИМОЕ условие для здорового развития бизнеса.

Например, дефицит оборотных средств неизбежно сопровождает стадии становления и активного развития — те этапы в жизни предприятия, когда оно демонстрирует свои лучшие результаты. Затем, когда бизнес переходит в стадию устойчивой зрелости, он уже не испытывает недостатка в деньгах, более того — даже появляются излишки. Однако и тех результатов, той динамики, энергии и эффективности, которые были в условиях дефицита, компания больше не демонстрирует.

Причины дефицита денежных средств могут быть связаны и с внутренними проблемами:

  • отсутствием системы финансового планирования и бюджетирования;

  • нерациональной организацией финансовой работы на предприятии;

  • неэффективным управлением рисками и отсутствием финансового контроля;

  • недостатками в политике управления капиталом, оборотными активами или расчётами с контрагентами.

Ну, и финансовые кризисы, конечно, имеют место. Куда же без них, тем более что на кризис можно смело списать собственные ошибки и просчёты.

Зрим в корень: почему избыточное добро превращается в зло

Многим покажется странным, что мы акцентируем внимание на ПРОБЛЕМЕ, да-да, именно ПРОБЛЕМЕ … профицита денежных средств на предприятии. Причём профицита стабильного, да ещё, что куда хуже, постоянно растущего.

Хотя, казалось бы — радуйтесь! Долой бессонные ночи, можно почитать любимые и такие забытые книги, пойти в спортзал, выучить иностранный язык. Бонусы для семьи не будем даже расписывать. Так при чём здесь проблема???

А проблема именно в том, что Компания начинает демонстрирует снижение показателей эффективности. Вероятность управленческих ошибок неуклонно растет. Компания как будто стареет, у нее замедляются жизненные процессы. А ведь по логике, пройдя через испытания за право существовать, заявить и отстоять свое право работать на тех или иных рынках, Компания приобрела бесценный опыт. Так в чем же дело?

Увы, стабильность и благополучие никогда не являлись мотивирующим фактором к развитию. Всплывают примеры из жизни или из ближайшего окружения? Да, конечно, нам сейчас возразят, что есть и другие, вполне себе конкретные примеры. Но, увы, это исключение. Хорошая, стабильная жизнь расхолаживает, снижает жизненный иммунитет.

Ещё — давайте не будем забывать, что речь идёт о бизнесе. А в бизнесе работают реальные, конкретные люди. И они далеко не все мотивированы на показатели чистой прибыли или динамику роста компании.

Из всего сказанного вытекает — прибыль нужно санировать. Только не надо путать санирование с выводом прибыли на подконтрольные акционерам счета и прочее. Нет, речь не об этом. Необходимо:

  • Правильно понимать и оценивать точку безубыточности компании.

  • Средства, которые находятся за точкой безубыточности вводить (возвращать) в компанию через проектную деятельность.

Помните, что движение денежных средств и бюджет доходов и расходов — вещи взаимосвязанные, но абсолютно разные по способу прочтения, осмысления. И, следовательно, дающие совершенно разную почву для принятия управленческих решений.

  • Управленческую систему перестроить соответствующим образом.

… и что делать

Для начала — немного необходимой и бесценной теории.

Ответ на вопрос “кто виноват” не имеет практической ценности без ответа на вопрос “что делать”. Итак, что же нужно делать компании, работающей в условиях дефицита финансовых ресурсов, для успешного развития?

  • Фокусироваться на эффективности. Фокус на эффективности — приоритет номер один в условиях дефицита финансовых ресурсов. Бизнес должен сконцентрироваться на реализации наиболее перспективных проектов, уделяя повышенное внимание оценке и анализу степени достижения KPI.

  • Внедрять финансовое планирование и бюджетирование. Умение правильно формировать финансовый бюджет компании, планировать и прогнозировать финансовые потоки сформирует фундамент успешного управления бизнесом в условиях дефицита бюджета.

  • Чётко распределять зоны ответственности. Когда все отвечают за всё, значит никто не отвечает ни за что. Чтобы исключить такие ситуации, нужно чётко распределить всю финансовую работу в компании, выделить центры затрат, прибыли и сформировать систему персональной ответственности финансовых управляющих за работу их подразделений.

  • Повышать мотивацию и оценивать риски. Мотивация сотрудников на достижение финансовых результатов и управление финансовыми рисками помогут раскрыть потенциал организации по умению генерировать финансовые ресурсы компании и максимально рационально их использовать.

Теперь от теории к практике. В Компании необходимо запустить проектную деятельность. Что это за зверь такой?

В Компании обязательно нужно генерировать бизнес-проекты, любые, но эффективные, основательно просчитанные, обоснованные. Здесь есть место различным проектам: запуск новых видов продукции, освоение новых рынков, модернизация, изменение системы мотивации персонала, изменение системы скидок. То есть поле деятельности широчайшее.

Есть скептики, которые непременно возразят: а как быть с участием в выставках и конференциях, обучением персонала и иже? А мы ответим и еще раз проакцентируем — этим проектам нет места в точке безубыточности, а вот право на жизнь этих проектов оценит либо владелец бизнеса, либо наемный управляющий. И основное требование к этим проектам — обоснованность.

Что дальше? Дальше ранжируем свои проекты по стоимости, эффективности, срокам реализации. То есть выбираем ключевые показатели эффективности проектов. И запускаем. По мере того, как аккумулируется прибыль, Компания дает жизнь очередному проекту. Затем отслеживаем жизненный цикл проекта.

Что получаем?

1. Повышение ключевых показателей эффективности работы компании.

2. Эффективное расходование денежных средств.

3. Повышение мотивации персонала. Во-первых: потому, что каждый сотрудник компании может стать руководителем проекта. Да-да, каждый. А это означает получение реального шанса себя зарекомендовать и продвинуться по служебной лестнице. Во-вторых, конечно же, денежная мотивация. Реализация проекта предполагает мотивацию руководителя проекта. В этой ситуации владельцы могут быть уверены в том, что персонал точно будет мотивирован из чистой прибыли, а не из убытков. Это очень часто бывает, просто владельцы компании об этом обычно не задумываются.

Дефицит дефициту рознь

Хочется сделать ремарку, которая позволит нам остаться правильно понятыми. Мы ни в коем случае не утверждаем, что постоянный дефицит финансовых средств есть благо для бизнеса. Более того, если такая нехватка присутствует и носит постоянный, систематический характер, это уже говорит о появлении серьёзных угроз для всего бизнеса. Подобную ситуацию можно сравнить со спринтером, который хронически недоедает перед решающим забегом. Наивно будет надеяться на то, что таким образом он сможет побить мировой рекорд на стометровке. Хотя бы до финиша сумел добраться.

Вот так и с компанией, у которой постоянно нет денег — на аренду офиса, расчёты с поставщиками или выплату заработной платы сотрудникам. Такая компания априори не может быть эффективной и конкурентоспособной, поскольку будет сосредоточена исключительно на выживании.

В отличие от нее фирма, освоившая принципы финансовой рациональности, планирования и бюджетирования, будет действовать совершенно по-другому. Скажем, зная, что через две-три недели предстоит заплатить за аренду офиса, она будет заблаговременно резервировать эти деньги у себя в бюджете. Аналогичным образом она поступит и с поставщиками: ведя платежный календарь и планируя поступления и выплаты, компания сможет заранее спрогнозировать нехватку денег и вовремя принять меры. Как вариант — провести переговоры на предмет отсрочки платежа или рассмотреть возможность факторинга.

А чтобы выплаты сотрудникам не стали непосильным бременем, умеющая эффективно оперировать в условиях дефицита бюджета компания привязывает их к своим реальным финансовым результатам. Например, внедряет премиально-бонусную систему оплаты труда, когда персонал получает деньги только тогда, когда создаёт результат — продажи, доходы, прибыль. Нет результата — нет и выплат.

Вот это и есть эффективное ведение бизнеса в условиях кризиса и ограниченности финансовых ресурсов. А принципиальная разница между этими двумя примерами состоит в том, что первая фирма воспринимает свои проблемы как абсолютно непреодолимое зло, а потому обречена. Вторая же воспринимая нехватку финансов не как приговор, а просто как условия игры под названием “бизнес”. Она подстраивается под эти условия, включается в игру и уже имеет все шансы на победу.