Александр Иванов
www.reg-audit.ru
Поиск финансовых резервов актуален практически для каждого современного предприятия. Действенным способом этого поиска может стать эффективная система бюджетирования.
Редкому руководителю предприятия не приходилось сталкиваться с ситуацией, когда финансовые средства организации оказывались «замороженными». Самый простой пример: компания закупила комплектующие, поставила на приход, определила на склад. А выпуск новой продукции, для которой они и предназначались, по ряду причин задерживается. Финансовые средства «заморожены» в складских запасах. Извлечь их оттуда в денежном эквиваленте невозможно. Даже если очень нужно, например, для срочного перечисления налоговых взносов во избежание расчета пени.
Такие ситуации встречаются повсеместно. Что делают руководители в указанных случаях? Всеми силами пытаются найти свободные средства. Увы, оперативно это сделать удается далеко не всегда. Результат – финансовые потери, дополнительные затраты, куча потраченных нервов и масса упущенного времени.
Экономические сюрпризы можно предсказать
Давно прошли времена, когда бизнес-модели с огромным количеством «замороженных» финансов считались нормальными. Современные руководители предприятий делают ставку на эффективное планирование деятельности. Одним из его аспектов является грамотное бюджетирование. Многие по незнанию путают его с бизнес-планированием. На самом деле бюджет от бизнес-плана существенно отличается. Последний просчитывает стратегию развития предприятия. Бюджет служит для определения ближайших финансовых целей, прогнозирования возможной динамики ситуации, разработки планов преодоления препятствий на пути достижения поставленных финансовых целей.
Профессиональный подход к бюджетированию предусматривает построение модели бюджета от маркетинга. Сначала определяется рынок сбыта товара или группы товаров. Проще говоря, составляется план продаж. После этого осуществляется расчет объемов производства. На финальном этапе определяются закупочные задачи.
Такая схема минимизирует риски «заморозки» оборотных средств. Применяющие ее предприятия снижают количество «незавершенки». Их специалистам куда проще просчитать денежные потоки, чем тем, кто сталкивается с необходимостью обоснования, учета незавершенных циклов производства.
Эффективность бюджетирования
Глобальной целью бюджетирования является определение секторов с неоправданными расходами, переброска денежных потоков для оптимизации хозяйственной деятельности предприятия. Что касается планирования расходов, головной болью многих руководителей являются так называемые косвенные расходы. Их принято называть также административными. Особенно часто с переплатами в этом секторе сталкиваются крупные компании с масштабным управленческим аппаратом.
Бюджетирование, как показывает практика, позволяет сократить косвенные расходы минимум на 20 – 40%. При этом изобретать велосипед руководителю предприятия не придется. Как просчитать, сколько, например, канцелярии необходимо управленческому аппарату на год? Очень просто: достаточно принять заявки от специалистов административного подразделения. Иными словами, пусть каждый самостоятельно планирует свои админрасходы. Превышение реальных показателей достигает десятков процентов против сотен и более при планировании бюджета по схеме сверху вниз. Указанная же схема позволяет без ущерба для производства сократить затраты.