Александр Иванов
www.reg-audit.ru

Управление затратами, включающее их учет и анализ, актуально на любом этапе развития компании, независимо от организационно-правовой формы юридического лица. Управление затратами сильно отличается от управления самим предприятием. Последнее подчиняется влиянию тенденций. То на повестке дня выгодные схемы объединения и поглощения, то берется курс на инновации. На учет затрат и управление ими бизнес тенденции никак не влияют. Всегда актуальным является только один вопрос: как не ошибиться при подсчете затрат?

Нюансы подсчета затрат на производство продукции


Чтобы подсчитать, сколько конкретного товара необходимо продавать для получения прибыли, важно определить себестоимость этого товара. Расчет таковой проводится по одной и той же схеме. Основным условием является разделение затрат по видам товаров. Проблема возникает лишь в одном. Непросто определить принцип разделения затрат.

  Как правило, торгово-производственными компаниями себестоимость продукции рассчитывается в 2 этапа:

1. Определяются затраты, меняющиеся пропорционально объему производства. Они называются переменными. В число таких затрат входит сырье, комплектующие, материалы, выплата заработной платы, энергозатраты.

2. Определение прочих затрат с делением их по видам продукции.  К прочим расходам относятся административные, общехозяйственные, амортизационные. Также в эту категорию принято включать затраты на выплату зарплаты административному, управленческому персоналу.

Спорные вопросы неизбежно возникают на каждом этапе расчета затрат. Переменные непросто посчитать из-за отсутствия точной и постоянно обновляемой нормативной базы по расходу сырья. Проблема имеет техническое решение. Наведя порядок в нормативных базах, можно проводить расчеты быстрее. Также повышается степень достоверности получаемых результатов.

Общие или прочие затраты на каждом предприятии распределяются по видам продукции по-своему. Отсюда плавающая себестоимость, частое изменение данных, усложнение контроля над динамикой себестоимости.

Управленческий подход к распределению затрат


Согласно активно использующемуся сегодня управленческому подходу, затраты распределяются согласно источникам их возникновения. То есть конкретная группа товаров доходами от реализации должна покрывать расходы на свое производство. Если прибыль отсутствует или является ниже ожидаемой, резонно ставить вопрос о рентабельности производства.

Управленческий подход расширяет схему подсчета себестоимости продукции. В ней учитываются переменные затраты (рассчитываются стандартным способом), общепроизводственные расходы с учетом их связи с производством конкретной продукции, прочие расходы за отчетный период.

 Оценка затрат: как не ошибиться в расчетах?


Использование различных методов подсчета затрат позволяет получать
разные, часто противоположные данные по оценке себестоимости продукции
и ее прибыльности. Соответственно, возникает необходимость в применении
методики, обеспечивающей достоверность анализа показателей. Она
существует и активно используется компаниями, в которых управление
затратами организовано профессионально.

Золотой серединой среди схем подсчета затрат является маржинальный
анализ. Он решает задачу оценки потенциальной прибыльности товарной
группы. Маржинальный анализ учитывает соотношение цены реализуемой
продукции и производственных переменных затрат. Оба эти показателя
очевидны, известны. Проблем с выбором принципов распределения
общепроизводственных расходов не возникает. А в результате получается
реальная оценка продукции.