Автор: НКО "Независимая финансовая экспертиза"

Данный обзор посвящен теме рейтинговой оценки отечественных компаний. Затронуты главные положения: источники данных, методика и точность анализа, конечный результат.

Финансовый анализ нужен многим потребителям: налоговым и статистическим органам, кредиторам, партнёрам и контрагентам, работникам самих предприятий… Но кому информация нужна прежде всего - это собственники предприятия. Именно инвесторы – основа всей рыночной экономики. Прибыль, которую может получить инвестор, является главным условием рыночных отношений. Интерес всех остальных участников рынка - перераспределение прибыли в свою пользу в виде налогов, процентов по кредиту, зарплаты и прочих платежей.

Нужна ли сегодня финансовая экспертиза? Крупные предприятия обязаны делать аудит на законном основании, и аудиторские компании, выражая мнение об отсутствии существенных искажений в бухгалтерской отчетности, имеют право вести разработку и анализ инвестиционных проектов. Крупные предприятия в обязательном порядке имеют финансовые службы, в обязанность которых входит контроль за финансовыми потоками. Но собственник на этих предприятиях напрямую не руководит и не контролирует деятельность фирмы (владелец небольшого числа акций), поэтому ему будет небезразлично узнать о финансовом состоянии его предприятия. Оценка внешнего аналитика должна быть важна для любого собственника.

Для малого бизнеса не столь существенны финансовые коэффициенты и направление финансовых потоков. Как правило, на малых предприятиях собственник сам руководит «своим делом», а у его фирмы долговая и кредитная нагрузка не столь существенна. При других вариантах финансовый анализ может существенно «облегчить жизнь» предпринимателю.

Итак, результаты работы финансовых аналитиков интересны многим, но мы выделяем инвесторов, тех, кто самым непосредственным образом имеет интерес в повышении финансовой эффективности своих вложений в реальный сектор российской экономики. Именно вложения в производство наиболее важны, так как производство – ключ к финансовому благополучию граждан любого государства.

В качестве источника финансовой информации была выбрана официальная бухгалтерская отчетность компаний в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ). Для наибольшей достоверности нужно использовать максимальное количество доступных документов. Аудиторские компании имеют к этим документам доступ. Поэтому если компания прошла внешний аудит, её отчетность является официально подтверждённой. Однако на практике во многих документах публичных компаний присутствуют ошибки, возникающие, как правило, при копировании текста. Задача аналитика - разобраться в явных ошибках (опечатках) и исправить их. Отчёт за первый квартал является предпочтительным для получения исходных данных, в нём имеется вся нужная информация (включая всю бухгалтерскую отчетность) за анализируемый период.

Почему используются документы в соответствии с РСБУ, несмотря на то, что в мировой практике применяются Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО, IFRS)? Отчетность по МСФО также предоставляется компаниями, и инвестор в качестве основного источника информации может её использовать. Но отчётность по МСФО не спасла мировую финансовую систему в кризис 2008 года. Это не гарантирует, что РСБУ спасёт компании от финансовых проблем и, тем более, от банкротства. Отечественные производители в большинстве своём оказались неконкурентоспособными и обанкротились, несмотря на аналитику по РСБУ. Но главная причина - отсутствие поддержки со стороны государства, а не бухгалтерские стандарты.

В современном мире инвестор не должен ограничиваться единственной системой учёта, в его распоряжении должно быть максимальное количество информации (как в соответствии с российскими, так и международными стандартами), а выводы по предприятию пусть делает сам.

Перед началом анализа нужно обратиться к теории: какое количество финансовых коэффициентов является оптимальным? Каков вид итогового показателя, как и с какой точностью его рассчитывать? Чтобы ответить на все вопросы, нужно обратиться к существующим методическим рекомендациям.

Финансовый анализ выполняется в несколько этапов:

- приведение к стандартным формам (применяется, когда в бухгалтерской отчётности найдены технические ошибки либо в ней раскрыты дополнительные строки);

- анализ динамики и структуры баланса (предварительный анализ «на коленках», с минимальным количеством относительных величин);

- анализ ликвидности и платежеспособности;


- анализ финансовой устойчивости;

- анализ рентабельности;

- анализ деловой активности.

Итогом каждого этапа (кроме первого, предварительного) является свой коэффициент, рассчитываемый по ряду финансовых показателей. Итоговый результат подсчитывается в заключении.

Так как итоговое значение располагается в промежутке от 0 до 10 с одним десятичным знаком, то разброс возможных значений равен 100. Разумеется, это неплохая точность, но она нужна только для сравнения компаний между собой и выбора между ними. Но необходимо учитывать, что в течении краткого промежутка времени исходные данные могут измениться, а метод их расчёта может быть изменен, усовершенствован и не является бесспорным. Для получения представления о компании достаточно меньшего диапазона.

Исходя из вышеизложенного был установлен следующий способ представления результата: количество промежуточных финансовых коэффициентов должно быть не менее 30, но не более 50. Это обеспечит необходимую точность и не приведет к излишней избыточности вычислений. Все коэффициенты имеют равный «вес» при подсчете конечного результата. Итоговый результат представлен в двух формах:
- от 1 до 10 с одним знаком после запятой (в отличие от буквенных коэффициентов «большой тройки» рейтинговых компаний);
- привычный многим «школьный» вид (от «единицы» до «пятерки» с плюсами или минусами).

Данный метод подсчета оценки компаний не должен и не может быть бесспорным. Теория и практика должны корректировать подсчёт различных параметров. Поэтому с течением времени может меняться и итоговая оценка каких-то компаний. Эти изменения являются результатом совершенствования применяемой методики, а, значит, и к более точной оценке перспектив пердприятия и его нынешней характеристики.

Повышение популярности российских экспертных компаний на международном рынке, улучшение качества их работы должно привлекать инвестиции в страну и работать на инвесторов, облегчая им формирование инвестиционного портфеля. Это позволит инвесторам быстрее окупать финансовые вложения, фискальным службам - увеличить налоговые поступления, государству – обрести реальный экономический суверенитет, гражданам - повысить своё материальное благополучие.